Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:25, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрена актуальность перехода на МСФО, сложность применения МСФО в России и практические трудности реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при этом. Так же будет уделено внимание главным положениям и основным статьям МСФО.
I. Введение
II. Международные стандарты финансовой отчетности
2.1 Порядок разработки и принятия МСФО
2.2 Концепция подготовки и представления финансовой отчетности
2.2.1 Принципы подготовки и составления финансовой отчетности
2.2.2 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"
2.3 Требования к составу и представлению финансовой отчетности
2.3.1 МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
2.4 Материальные активы
2.4.1 МСБУ (IAS) 2 "Запасы"
2.5 Раскрытие информации о финансовых результатах
2.5.1 МСБУ (IAS) 8"Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки"
III. Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
3.1 Актуальность перехода на МСФО
3.2 Этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
IV. Заключение
V. Список используемой литературы
В настоящее время, как и ранее, отражение элементов финансовой отчетности в российских отчетах, например в балансе, осуществляется на основании первичных документов, оформленных в соответствии с унифицированными формами, утвержденными органами статистики.
В российской практике отсутствует также возможность применения профессиональных суждений бухгалтеров и аудиторов для определения вероятности получения или утраты экономических выгод. Таким образом, провозглашенный в Концепции подход к признанию активов, обязательств и капитала, несмотря на схожесть с МСФО, носит лишь декларативный характер.
В соответствии с МСФО элементы финансовой отчетности могут оцениваться в финансовой отчетности с применением:
Перечень возможных методов оценки, устанавливаемых Концепцией, в основном совпадает с перечнем в МСФО, за исключением дисконтированной стоимости, определение которой в Концепции отсутствует.
Однако трактовка методов оценки элементов финансовой отчетности в Концепции, в отличие от МСФО, дается только для активов. О распространении этих методов оценки на обязательства в Концепции не сказано.
В российских нормативных актах содержатся различные способы оценки для конкретных статей баланса, а не элементов финансовой отчетности в целом. В МСФО во многих случаях допускается оценка статей финансовой отчетности на основании профессионального суждения бухгалтера с учетом особенностей компании, интересов пользователей и основополагающих принципов МСФО.
В
российской практике оценка любой статьи
финансовой отчетности производится строго
в соответствии с требованиями Федерального
закона "О бухгалтерском учете" №
129-ФЗ и национальных стандартов (ПБУ) .
В настоящее время многие из этих требований
значительно приближены к требованиям
МСФО, тем не менее, еще существует ряд
немаловажных отличий.
В 2003 г. СМСФО выпустил МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности", заменивший МКИ (SIC) 8 "Применение МСФО впервые в качестве главной основы учета". Этот стандарт был первым в ряду новых международных стандартов (IFRS) и вступил в силу в отношении финансовой отчетности за Периоды, начинающиеся с 1 января 2004 г.
Стандарт
был принят, для того чтобы компании,
в ближайшем будущем
Необходимость появления отдельного стандарта по вопросу первого применения МСФО была вызвана рядом причин, в числе которых:
1) высокие затраты на составление финансовой отчетности по МСФО впервые, включая обучение сотрудников, выплаты аудиторским компаниям получение различных экспертных оценок, пересчеты;
МСФО впервые.
7) представление сравнительных данных хотя бы за год, предшествующий году первой отчетности по МСФО.
Составленная по МСФО первый раз финансовая отчетность должна представлять пользователям полезную информацию:
4) расходы на составление которой не превышали бы выгод от ее ценности для пользователей финансовой отчетности.
МСФО (IFRS) 1 применяется к первой финансовой отчетности по МСФО и к каждой промежуточной финансовой отчетности по МСФО за любой период, являющийся частью года, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО.
Согласно МСФО (IFRS) 1 в первой финансовой отчетности:
3) дата перехода на МСФО, она же — дата входящего баланса, зависит от числа периодов, за которые представляется сравнительная информация.
По общему требованию дата перехода на МСФО отстоит от даты первой отчетности, составленной по МСФО, на два года.
Компании также следует так сформировать вступительный баланс, как если бы она исходила из предположения, что финансовая отчетность по МСФО составлялась всегда, т. е. ретроспективно применить требования всех стандартов МСФО. С этой целью компания должна:
3) провести реклассификацию статей, которые были признаны в соответствии с прежними национальными правилами учета в качестве одного вида активов, обязательств или элементов собственного капитала, а согласно МСФО представляют другой вид активов, обязательств или элементов собственного капитала;
2.3
Требования к составу и
2.3.1 МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" развивает основные положения, закрепленные в Принципах, в этом стандарте более детально раскрываются основные формы финансовой отчетности, их назначение, содержание, порядок представления элементов в финансовой отчетности. В отличие от Принципов, где в основном раскрываются требования к качеству информации, МСБУ (IAS) 1 затрагивает вопросы формы и структуры представления финансовой отчетности.
Целью МСБУ (IAS) 1 является обеспечение базы для представления финансовой отчетности, сопоставимой как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели стандартом устанавливаются требования к структуре и минимальному набору показателей финансовых отчетов.
Положения МСБУ (IAS) 1 относятся ко всей финансовой отчетности, представляемой в соответствии с МСФО, и действуют в равной степени для всех организаций, независимо от того, должны ли они составлять консолидированную или индивидуальную финансовую отчетность.
МСБУ (IAS) 1 не распространяется на промежуточную финансовую отчетность, составление которой регламентировано МСБУ (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность". Дополнительные требования для банков и аналогичных финансовых институтов, не противоречащие МСБУ (IAS) 1, устанавливает МСБУ (IAS) 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов".
Комплект финансовой отчетности включает:
МСБУ (IAS) 1 предусматривает раскрытие информации по определенным статьям непосредственно в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях капитала, а также по другим статьям — или непосредственно в составе вышеуказанных отчетов, или в примечаниях.
Непосредственно в составе бухгалтерского баланса, подготовленного согласно требованиям МСФО, должны быть представлены как минимум следующие статьи:
7) запасы;
Сравнительный анализ положений МСБУ (IAS) 1 и положений ПБУ 1/98, 4/99.
В
таблице 2.4 представлена сравнительная
характеристика финансовой отчетности,
которая формируется компаниями согласно
МСФО и российским нормативным документам
(ПБУ 1/98, ПБУ 4/99) .
Таблица 2.4
Сравнительная характеристика комплектов финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству
Комплект российской финансовой отчетности | Комплект финансовой отчетности по МСФО |
Бухгалтерский баланс (форма № 1) | Бухгалтерский баланс |
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) | Отчет о прибылях и убытках |
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) | Отчет об изменениях капитала |
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) | Отчет о движении денежных средств |
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) | Аналога в МСФО нет |
Отчет
о целевом использовании |
Аналога в МСФО нет |
Пояснительная записка | Пояснительная записка, включающая учетную политику |
Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту | Не включается в комплект финансовой отчетности |