Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрена актуальность перехода на МСФО, сложность применения МСФО в России и практические трудности реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при этом. Так же будет уделено внимание главным положениям и основным статьям МСФО.

Содержание

I. Введение
II. Международные стандарты финансовой отчетности
2.1 Порядок разработки и принятия МСФО
2.2 Концепция подготовки и представления финансовой отчетности
2.2.1 Принципы подготовки и составления финансовой отчетности
2.2.2 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"
2.3 Требования к составу и представлению финансовой отчетности
2.3.1 МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
2.4 Материальные активы
2.4.1 МСБУ (IAS) 2 "Запасы"
2.5 Раскрытие информации о финансовых результатах
2.5.1 МСБУ (IAS) 8"Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки"
III. Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
3.1 Актуальность перехода на МСФО
3.2 Этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
IV. Заключение
V. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Международные стандарты финансовой отчетности 7.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Соответствие  информации качественным характеристикам, определенным Принципами, делает информацию, представленную в отчетности, полезной для пользователей. Такое соответствие является важным условием использования информации финансовой отчетности на международном уровне.

     Качественные  характеристики информации. Принципы определяют четыре качественные характеристики информации. Две из них (уместность и надежность) относятся к содержанию финансовой отчетности, две другие (понятность и сопоставимость) – к представлению финансовой отчетности. Уместность и надежность информации являются более важными характеристиками информации.

     Элементы  финансовой отчетности. Принципы определяют пять элементов финансовой отчетности:

    1. активы (assets) ;
    2. обязательства (liability) ;
    3. доходы (incomes) ;
    4. расходы (expenses) ;
    5. капитал (equity) .

     Все перечисленные элементы финансовой отчетности должны соответствовать не только своим определениям, но и критериям их признания. Само признание представляет собой словесное описание элемента, его стоимостную оценку и включение его в финансовую отчетность.

     Принципами предусмотрены два критерия признания активов и обязательств:

     1) существование вероятности, что будущая экономическая выгода, связанная с конкретным элементом отчетности, будет получена или утрачена;

     2) наличие возможности надежно измерить или оценить в стоимостном выражении элемент финансовой отчетности.

     Причем  МСФО не дают никаких количественных критериев оценки вероятности, поэтому  здесь следует руководствоваться  оценкой сути явлений. Зачастую установленные  количественные ограничения могут  привести к субъективному представлению информации в финансовой отчетности.

     Измерение активов и обязательств. Международными стандартами предполагаются различные  варианты оценки активов и обязательств организации. В Принципах перечислены  следующие варианты оценки:

     - историческая стоимость (фактическая стоимость приобретения, первоначальная стоимость) (history coast) ;

     - текущая или восстановительная  стоимость (current coast) ;

     - возможная стоимость продажи  или цена реализации (realizable or settlement value) ;

     - дисконтированная или приведенная стоимость (present value) ;

     - текущая рыночная стоимость (market value) ;

     - справедливая или "честная" стоимость (fair value) .

     Практически все элементы отчетности первоначально  признаются по их исторической стоимости, а позднее, в зависимости от конкретного вида активов и обязательств, могут использоваться другие виды оценок. Для последующих оценок международные стандарты предоставляют предприятиям возможность выбирать методы оценки. В настоящее время в МСФО наблюдается тенденция вытеснения исторической стоимости оценкой по справедливой стоимости.

     Состав  действующих МСБУ (IAS) и МСФО (IFRS) и интерпретаций к ним.

     Первый международный стандарт был стандартом бухгалтерского учета – International Accounting Standards – МСБУ (IAS) , он был разработан в 1974 г., получил название "Представление финансовой отчетности" и вступил в силу в 1975 г.

     Как я уже отмечал выше, в процессе реформы, проводимой СМСФО, постепенно отменяются действующие МБСУ (IAS) и вводятся новые МСФО (IFRS) .

     На 1 апреля 2006 г. действуют 31 МБСУ (IAS) (причем 13 из них были изменены и дополнены: 1, 2, 8, 10, 16, 17, 21, 24, 27, 28, 31, 33 и 40) и 7 новых стандартов – МСФО (IFRS) с номерами 1-7 (табл. 2.1) . 

     Таблица 2.1

     Международные стандарты финансовой отчетности (по состоянию на 1 апреля 2006 г.)

Номер стандарта Название стандарта
МБСУ (IAS) 1 Представление финансовой отчетности
МБСУ (IAS) 2 Запасы
МБСУ (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств
МБСУ (IAS) 8 Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки
МБСУ (IAS) 10 События после  отчетной даты
МБСУ (IAS) 11 Договоры подряда
МБСУ (IAS) 12 Налоги на прибыль
МБСУ (IAS) 14 Сегментная  отчетность
МБСУ (IAS) 16 Основные средства
МБСУ (IAS) 17 Аренда
МБСУ (IAS) 18 Выручка
МБСУ (IAS) 19 Вознаграждение  работникам
МБСУ (IAS) 20 Учет правительственных  субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
МБСУ (IAS) 21 Влияние изменений  валютных курсов
МБСУ (IAS) 23 Затраты по займам
МБСУ (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МБСУ (IAS) 26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения
МБСУ (IAS) 27 Сводная отчетность
МБСУ (IAS) 28 Учет инвестиций в ассоциированный компании
МБСУ (IAS) 29 Финансовая  отчетность в условиях гиперинфляции
МБСУ (IAS) 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов
МБСУ (IAS) 31 Финансовая  отчетность об участии в совместной деятельности
МБСУ (IAS) 32 Финансовые  инструменты: раскрытие и представление  информации
МБСУ (IAS) 33 Прибыль на акцию
МБСУ (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность
МБСУ (IAS) 36 Обесценивание активов
МБСУ (IAS) 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МБСУ (IAS) 38 Нематериальные  активы
МБСУ (IAS) 39 Финансовые  инструменты: признание и оценка
МБСУ (IAS) 40 Инвестиционная недвижимость
МБСУ (IAS) 41 Сельское хозяйство
МСФО (IFRS) 1 Первое применение международных стандартов финансовой отчетности
МСФО (IFRS) 2 Выплаты акциями
МСФО (IFRS) 3 Объединение компаний
МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования
МСФО (IFRS) 5 Долгосрочные активы, удерживаемые для продажи, и представление информации по прекращаемой деятельности
МСФО (IFRS) 6 Разведка и  оценка минеральных ресурсов
МСФО (IFRS) 7 Финансовые  инструменты – раскрытие информации
 

     Каждый  стандарт включает следующие элементы:

  1. объект учета — даются определения объекта учета и основных понятий, связанных с ним;
  2. признание объекта учета — дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;
  3. оценка объекта учета - приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;
  4. отражение в финансовой отчетности - освещается раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

     Важной  составной частью МСФО являются интерпретации международной финансовой отчетности: ПКИ (SIC) и КИМФО (IFRIC) .

     Как я уже отмечал выше, все ПКИ (SIC) были выпущены до 2002 г. и регламентируют вопросы практического применения МСБУ (IAS) .

     КИМФО (IFRIC) выпускаются начиная с 2002 г. и регламентируют практическое применение как МБСУ (IAS) , так и МСФО (IFRS) . Кроме того, в настоящее время выпущены и действуют поправки КИМФО (IFRIC) к МБСУ (IAS) и к ПКИ (SIC) .

     Интерпретации разрабатываются в качестве ответов  на вопросы по формированию финансовой отчетности, которые возникли уже после введения МСФО и специально не рассматривались в существующих стандартах. Кроме того, интерпретации принимаются в случаях, когда возникают противоречивые или неприемлемые толкования МСФО из-за отсутствия официальных разъяснений.

     Таким образом, интерпретации разрабатываются  в контексте существующих МСФО и  принципов их применения; они разъясняют отдельные положения стандартов и регулируют вопросы составления  финансовой отчетности там, где отсутствуют  соответствующие стандарты. В таблице 2.2 приведены действующие интерпретации: ПКИ (SIC) и КИМФО (IFRIC) . 

     Таблица 2.2

     Интерпретации международных стандартов финансовой отчетности (по состоянию на 1 апреля 2006 г.)

 Номер интерпретации Название интерпретации Интерпретируемый  стандарт
ПКИ (SIC) 1 Последовательность  — различные формулы себестоимости  для запасов МСБУ (IAS) 2
ПКИ (SIC) 2 Последовательность  — капитализация затрат по займам МСБУ (IAS) 23
ПКИ (SIC) 3 Элиминирование  нереализованных прибылей и убытков  по операциям с ассоциированными компаниями МСБУ (IAS) 28
ПКИ (SIC) 5 Классификация финансовых инструментов — резервы  на условное погашение МСБУ (IAS) 32
ПКИ (SIC) 6 Затраты на модификацию  имеющегося программного обеспечения МСБУ (IAS) 16, 38
ПКИ (SIC) 7 Введение евро МСБУ (IAS) 21
ПКИ (SIC) 10 Государственная помощь — отсутствие конкретной связи  с операционной деятельностью МСБУ (IAS) 20
ПКИ (SIC) 12 Консолидация  — компании специального назначения МСБУ (IAS) 27
ПКИ (SIC) 13 Совместно контролируемые компании — неденежные вклады со стороны предпринимателей МСБУ (IAS) 31
ПКИ (SIC) 14 Основные средства — компенсация обесценения или  утраты объектов МСБУ (IAS) 16
ПКИ (SIC) 15 Операционная  аренда — стимулы МСБУ (IAS) 17
ПКИ (SIC) 21 Налоги на прибыль - возмещение переоцененной стоимости активов, не подлежащих амортизации МСБУ (IAS) 12, 16
ПКИ (SIC) 25 Налоги на прибыль - изменения в налоговом статусе  компании или ее акционеров МСБУ (IAS) 12
ПКИ (SIC) 27 Оценка экономической  сущности операций, имеющих юридическую  форму аренды МСБУ (IAS) 17
ПКИ (SIC) 31 Выручка — бартерные  операции, включающие рекламные услуги МСБУ (IAS) 18
ПКИ (SIC) 32 Нематериальные  активы — затраты на Интернет-сайт МСБУ (IAS) 38
КИМФО (IFRIC) 1 Изменения в  обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах МСБУ (IAS) 1, 8, 16, 23, 36, 37
КИМФО (IFRIC) 2 Доли участия  в кооперативах и подобные финансовые инструменты МСБУ (IAS) 32, 39
КИМФО (IFRIC) 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации МСБУ (IAS) 8, 27, 28, 31, 37, 39

ПКИ (SIC) 12

КИМФО (IFRIC) 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке, — отходы электротехнического и электронного оборудования МСБУ (IAS) 8, 37
 

     Сравнение принципов подготовки финансовой отчетности согласно МСФО и согласно российскому  законодательству.

     В таблице 2.3 приведен сравнительный  анализ концептуальных основ представления  финансовой отчетности согласно требованиям  МСФО и российского законодательства: Концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике, Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ, российских положений по бухгалтерскому учету. 

 

      Таблица 2.3

     Сравнительная характеристика принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и по российскому законодательству

Название  принципа Ссылка  на российский источник информации Краткий комментарий
В МСФО В российском законодательстве
Допущение: метод начисления Допущение: временная  определенность фактов хозяйственной  деятельности П. 4.1 Концепции, п. 6 ПБУ 1/98 В МСФО используется иной термин, однако содержание понятий  одно и то же
Допущение: непрерывность деятельности Допущение: непрерывность  деятельности организации П. 4.1 Концепции,

п. 6 ПБУ 1/98, п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ

В российском законодательстве не предусмотрена необходимость  использования и раскрытия другой основы составления отчетности в случае, если организация не отвечает требованию непрерывности деятельности
  Допущение: последовательность применения учетной политики П. 4.1 Концепции,

п. 6 ПБУ 1/98, п. 9 ПБУ 4/99

В МСФО данное допущение  отсутствует
  Допущение: имущественная обособленность организации П. 4.1 Концепции,

п. 6 ПБУ 1/98, п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ

В МСФО данное допущение  отсутствует
Требование  к содержанию информации: уместность (значимость, существенность, материальность) Требование  к содержанию информации: существенность П. 6.2 Концепции В МСФО данное требование раскрывается более подробно. В приказе  Минфина России от 22.07.03 № 67н "О  формах бухгалтерской отчетности" существенной признается сумма в 5 % от общего итога, МСФО никаких числовых критериев не предусматривают
Требование  к содержанию информации: надежность, которая включает:

- правдивое раскрытие;

- приоритет содержания над формой;

- нейтральность;

- осмотрительность;

- полноту

  П. 6.3 Концепции,

п. 7 ПБУ 1/98, пп. 6, 7, 33 ПБУ 4/99

В МСФО данное требование раскрывается более подробно
Требование  к представлению информации: понятность     В российском законодательстве данное требование отсутствует
Требование  к представлению информации: сопоставимость Требование  к представлению информации: сравнимость П. 6.4 Концепции, п. 33 ПБУ 4/99 Существенных  различий нет
  Требование  к представлению информации: непротиворечивость П. 7 ПБУ 1/98 МСФО не предусматривает  требования непротиворечивости как  тождества данных аналитического учета  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца
Ограничение уместности и надежности информации: своевременность   П. 6.5 Концепции, п. 7 ПБУ 1/98 В ПБУ 1/98 данное ограничение сформулировано как  требование, а не как ограничение
Ограничение уместности и надежности информации: баланс между выгодами и затратами   П. 6.5 Концепции В ПБУ 1/98 данное ограничение сформулировано как  требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто
 

     Из  информации, представленной в табл. 2.3, следует, что в российском законодательстве присутствуют два допущения, аналогичные тем, что предусмотрены МСФО, и еще два допущения, которые в МСФО отсутствуют: последовательность представления учетной политики и имущественная обособленность организации.

     В российском законодательстве большинство  требований к качественным характеристикам информации раскрыты менее подробно, чем в МСФО. Кроме того, не все названные в российском законодательстве требования применяются на практике. Это связано с отсутствием механизма их применения и с особым менталитетом российских финансовых специалистов, ориентированных в первую очередь на наличие или отсутствие подтверждающих факты хозяйственной деятельности первичных документов и договоров, а не на экономическое содержание соответствующих сделок.

     Структура требований к качественным характеристикам  информации в российском законодательстве не соответствует МСФО - требования к качественным характеристикам  информации не разделены на две группы: требования к содержанию; требования к представлению.

     Помимо  того, имеются некоторые различия в применяемой терминологии. В  российских законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность, не даны определения основных элементов  финансовой отчетности: активов, обязательств и капитала. Трактовки элементов финансовой отчетности приведены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике. Эти трактовки приближены к международным стандартам, однако они не согласуются с другими нормативными актами и, кроме того, отсутствует механизм их реализации на практике.

     Согласно  требованиям МСФО элементы отчетности признаются только в том случае, когда они соответствуют не только своему определению, но и двум критериям  признания, т. е. существует вероятность  того, что любая экономическая  выгода, ассоциируемая с данным элементом, будет получена или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена. В российской Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике также указываются критерии признания активов и обязательств, однако трактовка признания капитала отсутствует. В целом критерии признания активов и обязательств в Концепции совпадают с требованиями МСФО. Однако они остаются продекларированными и на практике не применяются, поскольку ни в одном нормативном акте нет даже термина "признание элементов отчетности".

Информация о работе Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО