Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрена актуальность перехода на МСФО, сложность применения МСФО в России и практические трудности реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при этом. Так же будет уделено внимание главным положениям и основным статьям МСФО.

Содержание

I. Введение
II. Международные стандарты финансовой отчетности
2.1 Порядок разработки и принятия МСФО
2.2 Концепция подготовки и представления финансовой отчетности
2.2.1 Принципы подготовки и составления финансовой отчетности
2.2.2 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"
2.3 Требования к составу и представлению финансовой отчетности
2.3.1 МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
2.4 Материальные активы
2.4.1 МСБУ (IAS) 2 "Запасы"
2.5 Раскрытие информации о финансовых результатах
2.5.1 МСБУ (IAS) 8"Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки"
III. Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
3.1 Актуальность перехода на МСФО
3.2 Этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
IV. Заключение
V. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Международные стандарты финансовой отчетности 7.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Интерпретации утверждаются Правлением СМСФО. Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности состоит из двенадцати голосующих членов, избираемых на три года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

     Наряду  с СМСФО вопросами унификации стандартов бухгалтерского учета и  финансовой отчетности занимаются и  другие международные и региональные организации, основные из которых названы  ниже.

     Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC) - это международная организация, образованная в 1977 г., призванная контролировать профессиональную активность представителей бухгалтерской профессии на международном уровне.

     Межправительственная  рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН - эта организация создана в 1982 г. с целью изучения проблем учета в международном аспекте, содействия стандартизации учета на национальном и международном уровнях, оказания помощи развивающимся странам во внедрении МСФО.

     Европейская комиссия (European Commission) занимается гармонизацией учета в рамках Европейского союза (ЕС) . Процесс гармонизации в рамках ЕС осложняется наличием существенных различий в бухгалтерской практике стран - членов Евросоюза: в Голландии, Великобритании и Ирландии бухгалтерский учет ориентирован, прежде всего, на кредиторов и собственников, в Германии, Бельгии и Люксембурге - на банки, во Франции бухгалтерский учет зависит от макроэкономического планирования.

     Основой европейского законодательства в области  бухгалтерского учета являются 4-я  и 7-я Директивы (соответственно от 25 июля 1978 г. и 13 июня 1983 г.) . Четвертая Директива затрагивает проблемы составления годовой отчетности акционерными компаниями, Седьмая посвящена вопросам составления консолидированной отчетности.

     В ноябре 1995 г. Европейская комиссия одобрила новый подход к гармонизации бухгалтерского учета путем перехода на МСФО.

     27 мая 2002 г. Европейский парламент  принял постановление "О внедрении международных стандартов финансовой отчетности", призванное обеспечить повышение сопоставимости финансовой отчетности европейских публичных компаний и завершить процесс формирования единого европейского финансового рынка. Постановлением введено обязательное применение МСФО с 2005 г. всеми европейскими компаниями, акции которых котируются на фондовом рынке. Дополнительно страны-члены ЕС должны самостоятельно определить:

     1) будут ли переведены на МСФО все котирующиеся на биржах организации, или только те, которые захотят разработать свои годовые отчеты согласно МСФО;

  1. будут ли другие организации, кроме котирующихся на бирже, обязаны разрабатывать консолидированные отчеты согласно МСФО;
  2. каким организациям потребуется специальный переходный период. Этот период может быть предоставлен компаниям, которые осуществляют торговлю на рынках только долговыми обязательствами, и организациям, чьи ценные бумаги котируются вне рамок Европейского союза и которые уже применяют другие международные стандарты, например US GAAP. Для этих двух групп организаций государства-члены ЕС имеют право установить, что стандарты не будут применяться ранее года отчетности, который начинается по истечении 2006 г.

     Комиссия  по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission) - это правительственная организация США, чья юрисдикция распространяется на все компании, продающие ценные бумаги в США, включая иностранные компании. Поэтому Комиссия может оказывать определенное влияние на методику составления бухгалтерской отчетности. В апреле 1996 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США объявила о поддержке СМСФО в качестве разработчика унифицированных стандартов финансовой отчетности.

     Совет по разработке финансовых учетных стандартов (Financial Accounting Standards Board) - это организация, которая занимается разработкой американских учетных принципов. Как правило, стандарты этой неправительственной организации получают распространение в странах, практикующих англо-американскую модель учета, однако сейчас эта организация рассматривается как потенциальный конкурент СМСФО в разработке международных стандартов финансовой отчетности. Одной из целей Совета является обеспечение международной сравнимости и качества американских стандартов.

     С целью координации деятельности и устранения существующих противоречий 29 октября 2002 г. в Лондоне между Советом по международным стандартам финансовой отчетности и Комитетом по стандартам финансового учета США был подписан протокол о совместной деятельности по конвергенции американских и международных стандартов с целью их сближения.

     В настоящее время американские биржи, в частности Нью-йоркская, принимают  отчетность, составленную по правилам US GAAP. Это связано с тем, что отчетность по МСФО не читается без пояснительной записки и расшифровки принятой учетной политики. В МСФО сохраняется много возможностей выбора по тем или иным позициям.

     Для обеспечения высокого качества стандартов, а следовательно, их широкого применения в мире СМСФО выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов, которые включают:

  1. создание подготовительного комитета (Advisory Committee) из широкого круга специалистов различных сфер для обсуждения вопросов, внесенных в повестку заседания Правления;
  2. разработку и публикацию документа для публичного обсуждения;
  3. подготовку рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе анализа комментариев Правление СМСФО готовит проект международного стандарта финансовой отчетности (Exposure Draft) , а также предлагает альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до подготовки проекта Правление может предложить вопрос на обсуждение;
  4. выпуск окончательного варианта международного стандарта финансовой отчетности.

     Интерпретация МСФО, проект стандарта и непосредственно  сам стандарт должны быть утверждены как минимум восемью членами Правления из четырнадцати. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления.

     Заседания Правления и Консультативного совета являются открытыми, хотя некоторые  процедурные вопросы, в основном касающиеся персонала, могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний публикуется заранее.

     Помимо  стандарта Правление СМСФО публикует  основу для выводов (Basisfor Conclusions) , в которой объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам, для того чтобы помочь пользователям в применении соответствующих стандартов. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.

     Международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. 

     
    1. Концепция подготовки и представления финансовой отчетности
 

     2.2.1 Принципы подготовки и составления финансовой отчетности

     Основой перехода на международные стандарты финансовой отчетности служит документ, принятый Правлением СМСФО в 1989 г., — "Принципы подготовки и составления финансовой отчетности" (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) (далее - Принципы).

     Принципы  не являются стандартом и не содержат обязательных требований и рекомендаций, это основная философия международного учета. Все определения, данные в Принципах, повторяются в конкретных стандартах, но в детализированном виде и в контексте тематики, которой посвящен соответствующий стандарт. Если какие-либо вопросы не регламентируются стандартом, то для ответа на эти вопросы применяются Принципы. Однако в случае противоречий положений стандартов и Принципов применяются положения стандарта.

     В Принципах сформулирована цель финансовой отчетности, рассмотрены качественные характеристики, определяющие полезность информации финансовой отчетности, приведены определения правила признания и методы оценки элементов, составляющих финансовую отчетность, даны понятия капитала и поддержания капитала.

     Принципы  охватывают всю финансовую отчетность, включая консолидированную. Отчетность представляется как минимум ежегодно и ориентирована на потребности  широкого круга пользователей. Некоторые  пользователи могут получать помимо финансовой отчетности и дополнительную информацию. Однако в основном пользователям приходится полагаться на отчетность как источник финансовой информации. Составление отчетных форм представляет собой часть процесса по подготовке и представлению финансовой отчетности. Полный комплект финансовой отчетности, как правило, включает: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала и примечания, а также прочую отчетность, пояснительные записки и материалы, являющиеся неотъемлемой частью финансовой отчетности. Принципы применимы к финансовой отчетности всех коммерческих, промышленных и торговых компаний государственного или частного сектора.

     Согласно  Принципам целью формирования финансовой отчетности является обеспечение пользователей  отчетности качественной (уместной, надежной, понятной, сопоставимой) информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.

     Финансовая  отчетность показывает результаты деятельности аппарата управления компании. Те пользователи, которые желают оценить уровень руководства, делают это в целях принятия решений о том, стоит ли удерживать, или продавать, или увеличивать свои инвестиции, а также о том, стоит ли сохранить или заменить руководство.

     Информацию, содержащуюся в публичной финансовой отчетности, использует широкий круг внутренних и внешних пользователей: менеджеры, собственники, инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы, в том числе налоговые органы.

     Основными пользователями финансовой отчетности являются:

     1) инвесторы, вкладывающие свой капитал, и их консультанты, которых интересует степень риска и доходности инвестиций;

     2) работники компании и их представители, заинтересованные в стабильности и рентабельности деятельности компании. Для них важна оценка способности компании обеспечивать занятость, выплату заработка и пенсионных вознаграждений;

     3) заимодавцы, которым необходимо знать, будут ли предоставленные ими займы и проценты по ним выплачены в установленные сроки;

     4) правительство, представленное различными министерствами. Среди указанных выше потребностей пользователей информации можно выделить общие для всех. Так, если финансовая отчетность будет отвечать информационным потребностям инвесторов, то она также будет отвечать и большей части потребностей прочих пользователей. Основную ответственность за представление финансовой отчетности несет руководство компании.

     Международные стандарты основаны на двух основных допущениях.

     1. Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. То есть операции учитываются в том отчетном периоде, в котором они возникли. Метод начисления позволяет получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, прогнозировать финансовые результаты деятельности организации. Сомнительные долги дебиторов могут корректироваться современным начислением резерва за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода.

     2. Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что организация продолжит свою деятельность в обозримом будущем. Активы оцениваются исходя из допущения непрерывности деятельности, не предполагающей совершения вынужденной продажи, которая могла бы привести к уменьшению их продажной цены. В противном случае активы в финансовой отчетности должны быть представлены в другой, среднерыночной, а не ликвидационной оценке. Порядок формирования оценки активов следует раскрыть в пояснительной записке к финансовой отчетности. Вместе с тем, важно учитывать, что кроме намерения у организации должны быть экономические возможности продолжать свою деятельность в обозримом будущем.

Информация о работе Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО