Адаптация производственного учёта по системе «директ-костинг» к условиям работы российских предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении ведения производственного по системе «директ-костинг» на предприятии ОАО «Пензмаш». В первой главе раскрываются теоретические основы, а также адаптация российский предприятий к ведению управленческого учёта по системе «директ-костинг». Вторая глава является практической в ней, на примере предприятия ОАО «Пензмаш», показано ведение управленческого учёта по системе «директ-костинг».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»………………………………………….5
1.1 Понятие и особенности системы «директ-костинг»……………………………….5
1.2 Классификация затрат для принятия управленческих решений…………………..9
1.3 Учёт затрат и калькулирование в системе управления себестоимости продукции……………………………………………………………………………13
1.4 Метод калькулирования сокращённой себестоимости продукции в России………….……………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. ВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧЁТА ПО СИСТЕМЕ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ПЕНЗМАШ»……………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовик2.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

       Условно-переменные расходы в течении месяца учитываются  на счёте 25 «Общепроизводственные расходы» и по окончании месяца списываются на счета учёта прямых переменных затрат (20, 23, 29).

       Постоянные  расходы учитываются в течении  месяца на счёте 26 «Общехозяйственные расходы», с которого по окончании  месяца списываются на счёт 90 «Продажи». Это означает, что общехозяйственные расходы в производственную себестоимость продукции не включаются.

       При исчислении сокращённой себестоимости  продукции используют показатели маржинального  и остаточного дохода (прибыли  от производства).

       Маржинальный  доход определяют вычитанием из выручки от продажи продукции или стоимости произведённой продукции суммы переменных затрат.

       Показатель  остаточного дохода или прибыли  от производства исчисляют вычитанием из маржинального постоянных затрат.

       Небольшой пример показывающий расчёт показателей маржинального и остаточного доходов: 

       Таблица № 1.2

Стоимость 1000 единиц продукции по ценам продажи (В), тыс. руб. Переменные  затраты (ПЗ1), тыс. руб. Маржинальный  доход (М), тыс. руб. Постоянные  затраты (ПЗ2), тыс. руб. Остаточный  доход (прибыль от производства) (П), тыс. руб.
1000 600 400 150 250
 

       Приведённый расчёт можно принимать в качестве отчёта по прибыли от производства. Такие отчёты целесообразно составлять по организации в целом, её структурным  подразделениям, видам продукции  и т.п.

       Показатели маржинального дохода и прибыли от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат.

       На  основе анализа взаимосвязи «затраты – объём – прибыль» определяют критическую точку объёма производства в единицах продукции или стоимости  продукции.

       Например, критическая точка объёма производства в единицах продукции (Х) определяют по формуле10:

       Х = ПЗ2 : (Ц – ПЗ1),

       где  Ц – цена единицы продукции;

       ПЗ1 – переменные затраты на единицу продукции.

       При цене единицы продукции в 1000 руб. и переменных затратах на единицу  продукции в 600 руб.

       Х = 150000 руб. : (1000 руб. – 600 руб.) = 375 ед.

       Кроме того, на основе данных, получаемых при метода директ-костинга, обосновывают оптимальный объём производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и т.п.

       Наряду  с достоинствами методу директ-костинга свойственны некоторые недостатки, связанные трудностями в разделении затрат на постоянные и переменные.

       Состав  статей рассмотренного выше отчёта по прибыли от производства при методе директ-костинга в значительной мере соответствует составу статей отчёта о прибылях и убытках (форма № 2 квартальной и годовой отчётности): выручка от продажи; себестоимость проданной продукции; валовая прибыль; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль от продаж.

       Показатели  валовой прибыли, себестоимости  проданной продукции, управленческих расходов форма № 2 соответствуют статьям маржинального дохода, переменных и постоянных затрат отчёта о прибыли от производства.

       Различие  состоит лишь в показателях «прибыль (убыток) от продаж» и «прибыль от производства», поскольку первый показатель исчисляется с учётом расходов на продажу, а второй – без учёта этих расходов.

       Использование данных по счетам 25 и 26 для калькулирования  себестоимости продукции по методу директ-костинга даёт не совсем точные результаты. Для исчисления более  точных показателей себестоимости продукции по данному  методу необходимо из состава общепроизводственных расходов выделить реальные переменные косвенные расходы и присоединить их к прямым переменным расходам для определения совокупных переменных затрат.11

       Для получения данных о косвенных переменных расходах, учитываемых по счёту 25 «Общепроизводственные расходы», целесообразно открыть к этому счёту два субсчёта:

       25-1 «Общепроизводственные переменные  расходы»;

       25-2 «Общепроизводственные постоянные  расходы».

       На  первом субсчёте следует учитывать основную часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (суммы амортизации по основным средствам,  начисляемые в зависимости от объёма продукции (работ), стоимость потреблённого топлива, всех видов энергии, смазочных материалов, расходы по текущему ремонту оборудования и транспортных средств, внутризаводскому перемещению грузов и т.п.).

       На  втором субсчёте учитывают ту часть  расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, которая  не зависит от объёма производства (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые способами, не связанными с объёмом производства, часть прочих расходов и т.п.), а также все остальные расходы по обслуживанию, организации и управлению структурным подразделением организации.

       Конкретный перечень расходов, учитываемых на первом и втором субсчетах счёта 25, определяется с учётом всех специфических особенностей деятельности структурных подразделений и организации в целом.

       По  окончании месяца общепроизводственные переменные расходы следует списывать на счета учёта прямых затрат, а общепроизводственные постоянные расходы – на счёт 90 «Продажи».12

       Следует отметить, что во многих западных странах  метод директ-костинга не рекомендуется  использовать для составления финансовой отчётности и налогообложения. Он применяется именно в управленческом учёте для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.

 

        ГЛАВА 2. ВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧЁТА ПО СИСТЕМЕ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ПЕНЗМАШ». 

     Действенным рычагом увеличения прибыльности в управлении себестоимостью продукции ОАО «ПЕНЗМАШ» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения. Однако оптимальной базы распределения не существует, что можно показать на следующем примере.

     Введем  условные обозначения (таблица 2.1)

     Таблица 2.1

     Условные  обозначения продукции ОАО «ПЕНЗМАШ»

Продукт 1 Продукт 2 Продукт 3 Продукт 4
Стиральная  машина «Салют» Соковыжималка «Салют» Замок ЗВ01 Центрифуга
 

     Рассмотрим  случай распределения предприятием косвенных затрат (таблица 2.2) пропорционально зарплате основных производственных рабочих (ОПР). 

     Таблица 2.2

     База распределения — зарплата ОПР

Показатели производственной деятельности Продукт 1 Продукт 2 Продукт 3 Продукт 4 Итого
Объем реализации, шт. 1800 3600 1600 3000 10 000
Сумма реализации, тыс. руб. 10 800 16 200 13 280 10 500 50 780
Прямые затраты, в т. ч.: 4517 10 835 6608 6690 28 650
сырье и материалы  2839 10267 4349 6045 23500
зарплата  ОПР  1678

(32,6 %)

568

(11%)

2259

(43,8%)

645 (12,6%) 5150
Косвенные затраты , в т. ч. 5200 1760 7000 2000 15 960
общецеховые 2822 955 3798 1085 8660
общезаводские 2378 805 3202 915 7300
Прибыль 1083 3605 -328 1810 6170
Рентабельность  продаж, % 10,03 22,25 -2,47 17,24 12,0
 
 

     Из  таблицы видим, что наиболее выгодным является продукт № 2, а продукт  № 3 следует снять с производства. Теперь рассмотрим случай использования  в качестве базы распределения прямых материальных затрат (таблица 2.3). 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.3

     База распределения — прямые материальные затраты

Показатели производственной деятельности Продукт

1

Продукт 2 Продукт 3 Продукт 4 Итого
1 2 3 4 5 6
Объем реализации, шт. 1800 3600 1600 3000 10000
Сумма реализации, тыс. руб. 10800 16200 13280 10500 50780
Прямые затраты, в т. ч.: 4517 10835 6608 6690 28650
сырье и материалы  2839 (12,1%) 10267 (43,7%) 4349 (18,5%) 6045 (25,7) 23500
зарплата  ОПР  1678 568 2259 645 5150
Косвенные затраты, в т. ч. 1931 6974 2953 4102 15960
общецеховые 1048 3784 1602 2226 8660
общезаводские 883 3190 1351 1876 7300
Прибыль 4352 -1609 3719 -292 6170
Рентабельность продаж (при базе распределения —з/п ОПР), % 40,3 -9,93 28,00 -2,78 12,0
Рентабельность продаж (при базе распределения — прямые материальные затраты), % 10,03 22,25 -2,47 17,24 12,0

Информация о работе Адаптация производственного учёта по системе «директ-костинг» к условиям работы российских предприятий