Охрана и рациональное использование водных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрим, какие меры должны быть приняты для того, чтобы максимизировать экономические результаты от эксплуатации водного объекта. Таким объектом может быть замкнутый водоем, участок реки, артезианская скважина и т. п. сами по себе или в совокупности с иммобильными фондами, обеспечивающими процесс их эксплуатации (гидротехнические сооружения и пр.). Тот, кто владеет фондами, обеспечивающими доступ к водоему, может оказывать существенное влияние на процесс образования и распределения рентных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________2
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ____________4
1.1. Водные ресурсы мира______________________________________4
1.2. Водные ресурсы Украины___________________________________7
1.3. Водные ресурсы Крыма____________________________________13
2. ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ____________17
2.1. Водные объекты и их использование_________________________17
2.2. Государственное управление водохозяйственного комплекса____23
3. ЭКОНОМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ_______28
3.1. Максимизация доходов от использования водных ресурсов______28
3.2. Экономическая оценка воды, плата за ее использование_________34
3.3.Экономическая оценка воды и плата за ее загрязнение___________37
3.4.Возмещение экологического ущерба за загрязнение водоемов_____41
4. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ______45
4.1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов_________45
4.2. Водные ресурсы и сбалансированное развитие Крыма___________56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________61
ЛИТЕРАТУРА________________________________________________63

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим взаимосвязи оценок водных ресурсов и ассимиляционного потенциала водоемов. Решение этой проблемы имеет большое значение при разработке согласованной системы тарифов за забор свежей воды и сброс загрязненных стоков. 
Для того чтобы уяснить взаимосвязь платежей за забор свежей воды и сброс в водоем загрязненных примесей, обратимся к абстрактной модели рационального использования водных ресурсов в рамках региона (изолированного водохозяйственного района). 
В модели, разработанной для обособленного водохозяйственного района, рассматриваются следующие зависимости: u(C, D) – доход от использования продукции, произведенной в данном регионе при уровне загрязнения водоема D.   

                                                 , так как рост загрязнения водоема, выражающийся в увеличении D, приводит  к потерям дохода. Величина D показывает, насколько концентрация загрязнителей, содержащихся в водоеме, превосходит уровень предельно допустимой концентрации (ПДК). Если фактическая концентрация загрязнителя не превосходит ПДК, то D равно 0. В противном случае D › 0. Сложив значения D и ПДК и умножив полученную сумму на объем водных ресурсов, получим количество примесей, содержащихся в водоеме. F(C, D) – затраты на производство продукции в объеме c при качестве воды на уровне D. Предполагается, что, забирая  загрязненную воду, производители вынуждены осуществлять дополнительные затраты по доведению ее качества до требуемых норм. 
Ухудшение качества продукции и условий жизнедеятельности отражено введением функциональной зависимости между доходами от эксплуатации источников и уровнем загрязнения.  (V)  – затраты по переводу водных ресурсов из категории потенциальных в категорию располагаемых;   V - прирост располагаемых водных ресурсов;φ(y) - затраты по обезвреживанию вредных примесей, содержащихся в сбрасываемых стоках (затраты по предотвращению загрязнения водоема); y – объем обезвреженных примесей; w – водоемкость производства конечной продукции; р – санитарный попуск; k –образование вредных примесей в расчете на единицу производимой продукции; r – предельно допустимая концентрация примесей в водоеме. 
Запишем модель: 
       {u (C, D) – F (C, D) – F (V) – φ(y)} → max                    (7) 
                  wC ≤ V + V – p                                                                 (8) 
                  kC – y ≤ (D+1) pρ                                                                                  (9) 
                  p ≤ p0                                                                                                                               (10) 
                  C0 ≥ 0; D ≥ 0; V ≥ 0; y ≥ 0                                                  (11) 
В модели (7) – (11) максимизируется прибыль от использования воды. неравенство (8) означает, что безвозвратный водозабор (w), который рассчитывается с учетом последующего возврата воды в источник, не должен превышать располагаемые водные ресурсы за вычетом санитарного попуска. Размер последнего – оптимизируемая переменная. Его наращивание увеличивает ассимиляционные способности водоема, и тем самым сокращается ущерб от загрязнения. Поэтому следствием прироста безвозвратного водопотребления становится не только количественное, но и качественное исчерпание водоема. 
Неравенство (9) определяет соотношение между количеством вредных примесей, попавших в водоем (kC – y), и переменной, характеризующей его состояние D. Эта переменная строится по принципу, предложенному ранее. Если концентрация вредных веществ                           не превышает ПДК, то D = 0, 
если нет – то D приобретает положительное значение. 
Таким образом, коэффициент 1+D показывает, во сколько раз концентрация вредных примесей превышает ПДК. 
Ограничение (10) означает, что на величину санитарного попуска могут налагаться ограничения, устанавливаемые исходя из гидрологических, социальных и других соображений (р0 – нижняя граница санитарного попуска). 
Из необходимых условий оптимальности можно получить следующие выводы (λ и μ – двойственные оценки ограничений (8) и (9) ): 
 

 

 

Цена произведенной продукции складывается из затрат по ее производству, издержек, связанных с безвозвратным забором свежей воды, и издержек загрязнения. λ – это оценка воды или ресурса, а μ – оценка «ассимиляционного потенциала» водоема. 
Наибольший интерес представляет соотношение (13): 
                                               λ = (D+1) μρ                                               (13) 
Оно устанавливает взаимосвязь оценки воды λ и оценки предельных природоохранных затрат: 
 

 

 

Если трактовать μ как плату за загрязнение водоема, то плата за загрязнение прямо пропорциональна оценке воды и обратно пропорциональна уровню ПДК и индексу загрязнения водоема D. Поскольку (D+1)ρ представляет собой значение концентрации загрязнителей водоема, допустимое в оптимальном плане, постольку плата за загрязнение или оценка ущерба может интерпретироваться как экономическая оценка такого количества воды, в котором нужно растворить сбрасываемый загрязнитель, чтобы его концентрация равнялась оптимальному значению. 
Предположим, что не допускается загрязнение водоема выше уровня ПДК, т. е. D = 0. Тогда плата за загрязнение (или ущерб от загрязнения) определяется оценкой воды, необходимой для разбавления стоков (доведения концентраций примесей до уровня ПДК). 
Выполнение (10) в форме равенства означает ограниченную свободу маневра при решении вопроса о степени выполнения водоемом ассимиляционных и производственных функций. В этой ситуации может нарушиться установленное выше соотношение между тарифом на воду и сбросами в нее. 
Конечно, предложенный подход к определению тарифов на воду и ставок платежей за сброс в водоем загрязнителей может использоваться, но тогда, когда основные параметры водопользования близки к оптимальным. В противном случае необходимы специальные приемы для расчета тарифов, выбираемые в результате анализа конкретной ситуации. По предложенным выше формулам могут определяться ориентировочные тарифы. Они должны корректироваться в процессе функционирования экономики на основе результатов содержательного анализа состояния водных систем, проводимого с использованием формализованных процедур и экспертных оценок. При этом очень важным представляется вывод о прямой зависимости между платежами за сброс в водоем вредных примесей и тарифом за забор свежей воды, полученной нами при исследовании модели (7) – (11). Если водоем находится на грани исчерпания, то необходимо одновременно повышать и тариф на воду, и плату за сброс загрязнителя. То же самое – при угрожающем увеличении уровня загрязнения водоема. 
Этот конкретный вывод подтверждает более общий вывод о том, что плата за загрязнение базируется на экономической оценке «ассимиляционного потенциала» природной среды. «Ассимиляционный потенциал» водоема напрямую зависит от объема воды, содержащегося в источнике. Следовательно, его оценка измеряется оценкой водных ресурсов. Чем больше забирается воды на нужды промышленности, сельского и коммунального хозяйств, тем меньше способности водной среды к самоочищению. Таким образом, и безвозвратный водозабор, и сброс в водоем примесей приводят к одинаковому результату – расходованию ассимиляционной емкости водного источника [3].

3.4.Возмещение экологического ущерба за загрязнение водоемов

В зарубежной практике вопросы экономической оценки экологического ущерба получили развитие, прежде всего, в связи с наличием в их законодательстве норм ответственности за причиненный прошлый и настоящий ущерб.

Структура экологического ущерба, подлежащего возмещению согласно принятой международной практике и правовым нормам большинства стран, включает следующие виды ущерба: ущерб жизни и здоровью; ущерб имуществу; ущерб окружающей природной среде. При этом в каждый из трех видов ущерба может входить исчисление упущенной выгоды (потерянных доходов).

Расходы на мероприятия по восстановлению параметров ОС, после ее антропогенного загрязнения, оцениваются на основе усредненных затрат на выполнение как отдельных операций, так и всего технологического цикла восстановления. Воспроизводство включает следующие составляющие: затраты на восстановление, замещение нарушенных природных ресурсов (первичная реабилитация); компенсация услуг природных ресурсов (экологических функций экосистем) за период до их восстановления в исходное состояние; расходы на оценку ущерба. Экономические оценки ущерба природным ресурсам и финансовые требования на возмещение ущерба зависят от фактора времени и фактора неопределенности. Для оценки ущерба предлагаются ставки дисконтирования для каждой составляющей финансовых претензий по ущербу природным ресурсам. Рассмотренный принцип оценки убытков и экологического вреда зафиксированный в основных законодательных и нормативных документах (в Украине это: постанова Кабінету Міністрів України (КМУ) №303 від 01.03.99р.; Закон України від 25.06.1991р. №1264-XII; Закон №187-98-ВР; постанова КМУ №1430 від 26.10.2001р.; постанова КМУ №1520 від 17.11.2001р. и др.), которые регламентируют порядок оценки вреда от санкционированных полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), причиняемого естественной среде в целом, земельным и лесным ресурсами, объектам животного царства и среде их жизни, в особенности охраняемым естественным территориям, водным объектам и др. Экономические оценки ущерба природным ресурсам и финансовые требования на возмещение ущерба зависят от фактора времени и фактора неопределенности. Для оценки ущерба предлагаются ставки дисконтирования для каждой составляющей финансовых претензий по ущербу природным ресурсам. В качестве ставки дисконтирования рекомендуется использовать ставку потребительских предпочтений во времени (общественную норму временного предпочтения равной 3%). Кроме понятий ущерба в международном законодательстве существует понятие "потери", такие как: снижение потенциала экономического развития административного района, на территории которого имеются санкционированные полигоны; утрата или снижение рекреационного и природоохранного потенциала из-за размещения на территории лесопарковой зоны промышленного объекта не соответствующего целевому назначению; финансовые потери жителей и предпринимателей, бюджета региона из-за возможного снижения стоимости недвижимости и земли в данном месте из-за снижения престижности данного региона; дополнительные издержки людей, вынужденных отказаться от отдыха из-за размещения объекта с ТБО; возникновение риска увеличения заболеваемости населения на территориях подверженных загрязнению; ухудшение состояния и возможная гибель близлежащей лесной растительности, имеющей природоохранное, рекреационное и историко-культурное значение; снижение доходности сельскохозяйственного производства в результате снижения урожайности и т.д.

Основными методическими документами для стоимостной оценки экологического ущерба являются: 1) Методика оценки ущерба, причиненного земле. Методика устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) загрязняющими веществами. 2) Методика оценки ущерба, вызываемого деградацией почв и земель. 3) Методика оценки ущерба, связанного с повреждением растительных ресурсов. 4) Методика оценки ущерба от загрязнения поверхностных водных объектов или воздушного бассейна. 5) Методика оценки ущерба, причиняемого по рыбохозяйственным водоемам и рыбным ресурсам. 6) Методика оценки ущерба от загрязнения подземных вод. В методиках предлагается рассчитывать общий ущерб как суммарное стоимостное выражение всей совокупности затрат. К таким затратам и ущербам предлагается относить: а) затраты на изучение объекта загрязнения подземных вод, прогноз дальнейшего развития этого процесса и выработку решения по ликвидации загрязнения или компенсации его последствий; б) ущерб подземным водам как полезному ископаемому, использование которого в связи с загрязнением должно быть ограничено или невозможно; в) убытки, которые несут недропользователи, эксплуатирующие подземные воды, в связи с их загрязнением, включая упущенную выгоду; г) ущерб другим компонентам окружающей природной среды (почва, поверхностные воды суши и морские воды, флора и фауна) в связи с загрязнением подземных вод, затрудняющим или делающим невозможным использование этих компонентов по заданному назначению; д) убытки природопользователей в связи с ограничением использования других компонентов окружающей природной среды из-за загрязнения подземных вод; е) оценка прошлого экологического ущерба. Для отечественной практики вопросы экономической оценки прошлого экологического ущерба являются относительно новыми и по сути дела не решенными. В настоящий период вопросы финансовой ответственности за прошлый экологический ущерб больше интересуют иностранных инвесторов, которые рассматривают отсутствие четких норм, регулирующих эти отношения, как значительный риск. Однако четкие правили и нормы его возмещения в нашем законодательстве отсутствуют. Отличительными особенностями действующих систем экономических оценок экологического ущерба, применяемых в международном природоохранном праве, являются: – во-первых, покомпонентный подход и, как следствие, отсутствие комплексности в расчетах; – во-вторых, преобладание нормативных методов оценки; – в-третьих, отсутствие законодательно признаваемых методов оценки ущерба (вреда), причиняемого жизни и здоровью людей загрязнением окружающей природной среды и методов оценки компенсации экосистемных услуг (методов оценки экосистем и их функций) [3].


4. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Как известно, под водными ресурсами понимают не все виды вод на планете, которые могут быть использованы человеком, но прежде всего ресурсы природных пресных вод. Между тем в современном мире обостряется диспропорция между потреблением пресной воды и ее доступными запасами. Уже сегодня говорят об угрозе «водного голода», нависшего над человечеством, и дефицит пресной воды теперь не только хозяйственная, но и экологическая проблема[2].

 

4.1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов

Водоотводящие системы и сооружения — это один из видов инженерного оборудования и благоустройства населенных пунктов, жилых, общественных и производственных зданий, обеспечивающих необходимый санитарно-гигиенические условия труда, быта и отдыха населения. Системы водоотведения и очистки состоят из комплекса оборудования, сетей и сооружений, предназначенных для приема и удаления по трубопроводам бытовых производственных и атмосферных сточных вод, а также для их очистки и обезвреживания перед сбросом в водоем или утилизацией.

Объектами водоотведения являются здания различного назначения, а также вновь строящиеся, существующие и реконструируемые города, поселки, промышленные предприятия, санитарно-курортные комплексы и т.п.

Сточные воды -это воды, использованные на бытовые, производственные или другие нужды и загрязненные различными примесями, изменившими их первоначальный химический состав и физические свойства, а также воды, стекающие с территории населенных пунктов и промышленных предприятий в результате выпадения атмосферных осадков или поливки улиц.

В зависимости от происхождения вида и состава сточные воды подразделяются на три основные категории: бытовые (от туалетных комнат, душевых, кухонь, бань, прачечных, столовых, больниц; они поступают от жилых и общественных зданий, а также от бытовых помещений и промышленных предприятий) ; производственные (воды, использованные в технологических процессах, не отвечающие более требованиям, предъявляемым к их качеству; к этой категории вод относят воды, откачиваемые на поверхность земли при добыче полезных ископаемых) ; атмосферные (дождевые и талые; вместе с атмосферными отводятся воды от полива улиц, от фонтанов и дренажей) .

В практике используется также понятие городские сточные воды, которые представляют собой смесь бытовых и производственных сточных вод. Бытовые, производственные и атмосферные сточные воды отводятся как совместно, так и раздельно. Наиболее широкое распространение получили общесплавные и раздельные системы водоотведения. При общесплавной системе все три категории сточных вод отводятся по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения. Раздельные системы состоят из нескольких сетей труб и каналов: по одной из них отводятся дождевые и незагрязненные производственные сточные воды, а по другой или по нескольким сетям - бытовые и загрязненные производственные сточные воды.

Информация о работе Охрана и рациональное использование водных ресурсов