Влияние международного сотрудничества в области стандартизации на развитие международной торговли услугами и совершенствование туропер

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Международная стандартизация — это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Международное сотрудничество занимает важное место в развитии международной торговли услугами. В настоящее время вопросами по стандартизации занимаются такие международные организации как ИСО (ISO), МЭК (IEC) , МСЭ (ITU), ЕОК (EOQ), и региональные СЕН (CEN) , СЕНЭЛЕК (CENELEK) , ЕТСИ (ETSI). На данный момент международных стандартов очень много, которые влияют на международную торговлю услугами и без них, конечно же,

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………….5
2. Глава 1.Основные международные организации по стандартизации……….……………....7
3. Глава 2.Международные стандарты и их влияние на международную торговлю…….…...12
4. 2.1 Международная торговля услугами………………………………………………………16
5. 2.2 Влияние международного стандарта на развитие туроперейтинга…………………….24
6. Заключение……………………………………………………………………………………..33
7. Список литературы…………………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовичок.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

- структурные: отраслевая неравномерность,  связанная с опережающим ростом  внедрения новых технологий именно  в данной сфере, являющейся более мобильной и способной быстрее их воспринять и эффективнее использовать.

2. Внешние (экстернальные) –  формирование единого глобального  экономического, финансового, трудового,  научно-технического, информационного  и технологического пространства в рамках геоэкономических контуров, характеризующихся, с одной стороны, становлением и развитием мира замкнутой, конечной и целостной системы с определяющим воздействием на ее элементы таких процессов, как интернационализация, интеграция, глобализация; с другой стороны, – динамичной реструктуризацией структурных элементов мировой экономики, выстраиваемых в результирующие векторы развития на определенных временных отрезках.

Подобное многоплановое воздействие  на услуги привело к росту их доли в структуре создания национальных и мирового ВВП, а также структурным изменениям в данной сфере, в результате которых возникла необходимость в разработке подходов к их классификации. МВФ были разработаны рекомендации, в соответствии с которыми все торгуемые услуги подразделяются на следующие виды:

- транспорт;

- поездки, включая туризм;

- связь;

- строительство;

- страхование;

- финансовые услуги;

- компьютерные и информационные  услуги;

- роялти и другие лицензионные  платежи;

- деловые услуги;

- лицензионные культурные и рекреационные услуги;

- правительственные услуги.

Данная классификация используется при статистическом отражении развития международной торговли услугами в  рамках платежных балансов стран. Кроме  того, существуют и другие разработанные  на уровне международных организаций классификаторы услуг. Так, в рамках Всемирного банка все услуги подразделяются на факторные, обеспечивающие движение факторов производства (капитала, рабочей силы, информации, технологий), и нефакторные, не связанные с движением факторов производства, а обслуживающие функционирование мировых рынков товаров и услуг (например, транспорт, туристские и гостиничные услуги). ГАТТ/ВТО также разработан и используется классификатор услуг, в соответствии с которым все услуги (более 600 видов) подразделяются на три группы:

1. услуги, связанные с торговлей,  куда входят фрахт и сопутствующие  транспортные услуги;

2. услуги, связанные с инвестициями, включая финансовые и туристско-гостиничные  услуги;

3. услуги, связанные и с торговлей,  и с инвестициями.

Обозначенные классификаторы характеризуют  роль услуг в обеспечении функционирования рынков факторов производства, обеспечивающих интернациональный воспроизводственный  процесс, и, как следствие, формирование мирового дохода, с одной стороны, и определяют приоритетные направления мирохозяйственного развития, как в структурно-отраслевом, так и в географическом аспектах, с другой.

В зависимости от выбора определенных признаков как основы системы  ранжирования, используются также классификации, предполагающие деление на:

- услуги, удовлетворяющие первичные  или физиологические потребности  и услуги, развивающиеся на основе  разделения труда и удовлетворяющие  вторичные потребности;

- традиционные, появившиеся с развитием  товарного хозяйства и новые,  являющиеся следствием воздействия научно-технического прогресса;

- услуги, предоставляемые человеком  и автоматизированные (предоставляемые  техническими средствами).

Данный перечень не отражает такие  характеристики, как использование  в полном объеме современного научно – технического потенциала, цели развития и субъект, на который оказывается воздействие в результате оказания услуг, имеющие существенное значение для составления более полной характеристики, способной отразить тенденции и основные направления развития исследуемой сферы в постиндустриальном и трансформирующемся обществе. В связи с этим считаем целесообразным предложить следующую классификацию с учетом структурно-функционального аспекта функционирования национальной и мировой экономик в современных условиях:

- производственные высокотехнологичные услуги, являющиеся основой развития производственной сферы и обеспечивающие ее эффективное функционирование, к которым относятся информационные, компьютерные, консультационные, телекоммуникационные, деловые, включающие бизнес, связанный с маркетингом, рекламой, с подбором кадров, обеспечением связей с общественностью, формированием оптимального социального климата на предприятии, кредитно-финансовые и страховые услуги, лизинговые операции, инженерно-строительные и архитектурные услуги, бухгалтерские и аудиторские операции;

- социально-культурные услуги, к  которым относятся образование,  здравоохранение, туризм и рекреационная  деятельность, являющиеся высоко - и  среднетехнологичными, представляющие  собой отдельный сектор «производства многомерного человека», не просто способствующий накоплению человеческого капитала, а определяющий структуру рынка, динамику экономики и конкурентоспособность страны;

- торгово – бытовое обслуживание  населения и прочие традиционные  услуги, являющиеся средне - и низкотехнологичными, которые в постиндустриальной экономике уходят на второй план.

По темпам роста в постиндустриальных странах лидирующие позиции занимают деловые и высокотехнологичные  услуги, а также социально-культурная сфера.

Быстрее всего развиваются компьютерные услуги, которые определяют конкурентоспособность и оказывают влияние на все сферы экономики. На их основе развиваются и приобретают новые формы телекоммуникационные, кредитно-финансовые и страховые услуги, а также электронная коммерция, доля которых в общем объеме услуг в соответствии с макроэкономическими показателями стран ОЭСР выросла за 10 лет в среднем на 6%.

Существенное влияние оказывается  также на такие традиционные сферы, как гостиничное хозяйство, транспорт, которые расширяются за счет технической и структурной модернизации и прирост которых составляет в среднем 3%.

Растет доля консультационных услуг, связанных с разработкой научных  решений хозяйственных проблем  через сбор информации, изучение рынков, проведение экспертиз, консультаций или прямого участия в управлении, разработке и реализации мер по повышению эффективности, подбор персонала и обеспечение оптимального производственного климата. Особую роль играют социально-культурные услуги, развитие которых связано не только с повышением жизненного уровня населения, расширением государственных программ, но и изменением роли самого человека в постиндустриальной экономике. В связи с этим устойчивые темпы роста - в среднем 3% -свойственны для образования, туризма и здравоохранения . Под воздействием изменений в стиле и уровне жизни, формирующих общество потребления, для которого свойственно непрерывное обновление, расширение и совершенствование ассортимента, в результате которого более предпочтительным является приобретение современного товара, сокращается доля лишь таких традиционных услуг, как бытовое обслуживание. Внутренний спрос на услуги постиндустриальных стран существенно дополнялся внешним. Использование передовых информационных технологий, а также политики либерализации рынков привело к тому, что большая часть сферы услуг вышла на качественно новый виток в техническом оснащении и позволила активно развивать не только внутреннюю, но и международную торговлю услугами, интегрируясь в глобальный рынок. Международная торговля услугами первоначально считалась элементом товарооборота и отражалась частично лишь в общих его стоимостных показателях, но в результате процессов, происходящих в наиболее развитых странах в середине 90-х годов, мощным толчком к формированию и развитию международного рынка услуг стало использование сетевых систем передачи информации, явившееся результатом научно-технического прогресса.

Под воздействием интернационализации  и глобализации хозяйственной жизни, а также в результате необходимости  расширения платежеспособного спроса на услуги, углубления процессов интеграции с 90-х годов начался новый этап развития сферы услуг, когда она стала рассматриваться как самостоятельная сфера мировой экономики, обеспечивающая максимальную долю в создании мирового дохода, оказывающая влияние практически на все формы международных экономических отношений: международную торговлю товарами, международное научно – техническое и производственное сотрудничество, международные валютно-кредитные и финансовые отношения и международную миграцию рабочей силы. Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития. Среди них:

- научно-технический прогресс, изменивший  роль услуг в экономике на  базе внедрения новейших информационных  технологий, определяющих приток капитала в эту сферу и повышение уровня подготовки кадров;

- длительный экономический подъем  в большинстве стран мира, сопровождавшийся  ростом деловой активности, производительности  труда, уровня благосостояния;

- социальный прогресс;

- стремление к расширению рынков за счет привлечения иностранных потребителей;

- развитие международной торговли  товарами и технологиями, миграция  капиталов и рабочей силы.

- развитие межгосударственных  связей, ориентированное на либерализацию  экономического пространства и создание более благоприятных условий для развития международной торговли услугами;

- формирование крупных и крупнейших  транснациональных корпораций, стирающих  экономические границы между  государствами, стимулирующих приток  капиталов в сферу услуг, увеличение спроса на них на мировых рынках.

Такие свойства услуг, как неосязаемость, отсутствие возможности хранения и  совпадение места и времени производства и потребления услуг, способствуют сокращению их ассортимента на мировых  рынках по отношению к внутренним и определяют основные формы международной торговли услугами, к которым в соответствии с рекомендациями ВТО относят:

- поставку услуг через границу,  когда границу пересекают сами  услуги, а не их поставщики  или потребители (международный  транспорт, радиостанции);

- перемещение потребителя услуг  в страну их производителя  (туризм и прочие социально-культурные  услуги);

- временное перемещение через  границу физического лица –  поставщика услуг (квалифицированных  служащих ТНК, консультантов,  инженеров);

- коммерческое присутствие поставщика  услуг на территории другой  страны (страховые, рекламные и  прочие услуги).

Новые технологии позволили часть  услуг сделать более доступными для потребителя в результате устранения необходимости перемещения  к месту оказания услуг и расширить их торговлю, хотя сохраняющаяся нетранспортабельность части услуг обусловливает инвестиционную активность, в первую очередь, со стороны крупных транснациональных корпораций, как альтернативную форму внешнеторговых операций.

Перегруппировки услуг на мировых рынках свидетельствует о повышении роли высокотехнологичных услуг в обеспечении эффективного функционирования мировой экономики в целом и отдельных ее звеньев, в частности.

В то же время анализ географии  потоков услуг в мировой экономике свидетельствует о существовании некоторой замкнутости постиндустриального общества, проявляющейся в приоритете взаимодействия наиболее развитых стран между собой, а не со странами, находящимися на более низкой ступени хозяйственного развития и, как следствие этого, в зависимости более слабых экономически стран от постиндустриального мира, как поставщика технологий и информации.

Соответственно, лидирующие позиции  в международной торговле услугами принадлежат наиболее развитым странам, в группе которых сконцентрирован основной внешнеторговый оборот. Существенно отличается и структура экспорта услуг развитых и развивающихся стран. Место в международной торговле услугами, принадлежащее туризму, обусловлено:

- повышением доходов населения;

- формированием нового стиля жизни;

- изменением отношения к человеку, как основному фактору производства  постиндустриальной экономики;

- внедрением достижений научно-технического  прогресса, позволяющих путешествовать  с большим комфортом и с  большей скоростью;

- экономической эффективностью и прочими причинами.

В перспективе ожидается столь  же активный рост данной сферы международной  торговли услугами, который связан с тем, что к традиционным странам  –экспортерам (Западная Европа) активно  присоединяются наиболее развитые страны, относящиеся к Периферии, – Новые индустриальные страны, доля которых в международной торговле услугами по мере их экономического роста растет, причем несколько быстрее, чем в экспорте товаров.

Развивающиеся страны, или Периферия, если и принимают активное участие в международной торговле услугами, то в первую очередь как их поставщики и чаще всего исходя из использования природно – климатических преимуществ. Это связано с тем, что, в отличие от системообразующего Центра мирового хозяйства, периферийные страны оказались втянутыми в мировую торговлю задолго до становления там национального или регионального рынков не в качестве субъектов, а как объекты мировой деятельности, что приводит к их повышенной зависимости. Именно поэтому для них свойственно так называемое догоняющее развитие. Причем, если часть стран, относящихся к периферии, за счет внедрения в международное разделение труда не только существенно расширили долю товарного экспорта, осуществили переход к индустриальной экономике, но и увеличили степень включенности в сектор нематериального производства, то часть наименее развитых стран практически не участвует в международной торговле услугами.

Масштабы и интенсивность участия  России в международной торговле услугами остаются неоправданно низкими. Это связано, в первую очередь, с влиянием социально-экономического кризиса 90-х годов, а также с исторически установившейся второстепенной ролью сферы услуг по отношению к материальному производству. При этом совершенно очевидно, что без развитой транспортной системы, торговли, связи, финансово –кредитных и страховых услуг, здравоохранения, образования, рекреации, туризма Россия не может создать эффективное рыночное хозяйство, достичь запланированного экономического роста и постепенного перехода к постиндустриальной экономике. Крайне низкие объемы инвестиций в обновление материально-технической базы сферы услуг обусловили высокую степень старения и износа основных фондов, способствовали росту издержек и подрыву конкурентоспособности страны на мировой арене. Являясь производным от состояния национальной сферы услуг, участие России в международной торговле услугами также связано с целым рядом проблем. Баланс России по статье «Услуги» по сравнению с товарами имеет устойчивое отрицательное значение, что объясняется низким экспортным потенциалом в этой сфере при сохранении высоких потребностей в импорте.

Информация о работе Влияние международного сотрудничества в области стандартизации на развитие международной торговли услугами и совершенствование туропер