Влияние факторов внешней среды на систему туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности системы туризма и факторов внешней среды; выявление влияния данных факторов на систему туризма.
При выполнении работы использовались следующие методы: поисковый, исследовательский, метод анализа, сравнения, наблюдения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……4
1. Сущность системы туризма. Понятие внешней среды организации………….7
2. Факторы внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия…….13
2.1. Экономика и туризм……………………………………………………….......14
2.2. Связь политики и туризма…………………………………………………….19
2.3. Экологические факторы и их влияние на систему туризма………………...23
2.4. Социальная среда………………………………………………………….…...30
2.5. Технологии в туризме……………………………………………………..…..35
2.6. Международная среда и отечественный туризм…………………………… 41
3. Пути ослабления влияния факторов внешней среды на систему туризма…..46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………………………………………...61
Приложения……………………………………

Работа содержит 1 файл

Gotovaya_kursovaya.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

              Любопытно, что приблизительно до 2000 года государство практически не обращало внимания на въездной туризм. Нормативная регламентация в основном шла по линии отдельных ведомств (пограничники, таможенники и т.д.), но никаких общих процессов, даже на уровне деклараций, не происходило. Государство ничего не делало для развития въезда, но и не мешало.

              Представим себе, что иностранец приехал к нам с познавательными целями всего на несколько дней. На что он будет тратить драгоценное время? На осмотр достопримечательностей? На прогулки по городу? На знакомство с чудесными белорусскими девушками? Отнюдь! Он будет страховаться и (если остановился не в гостинице) регистрироваться…

              Дурные слухи расходятся быстро. Благодаря таким непонятным шагам, как обязательное страхование, и зарубежные турфирмы, и обычные туристы хорошо знают, каково это - въезжать в Беларусь. Однако если первый взгляд государства на въездной туризм был брошен искоса и вскользь, то в прошлом году на инкаминг посмотрели в упор и сурово. На то, что выезд многократно превышает въезд, пеняли всегда. В связи с этим все белорусские туроператорские компании обязаны теперь заниматься въездным туризмом.

              Нам есть что показать, но все наши прелести, увы, существуют в виде отдельных сегментов. Это все равно, что предлагать покупателям в качестве средства передвижения отдельно руль, колеса, пару сидений…

              Если кардинально ничего не поменяется, то предугадать будущее белорусского инкаминга, в общем-то, несложно. Без сомнения, будет плановый рост статистики. Найдутся умные головы, которые придумают, как одних и тех же туристов посчитать 10 или, если потребуется, 20 раз. Через 5 лет Беларусь выйдет на желанные сотни тысяч туристов. Правда, бюджет в реальности от этого ничего не получит. А весь инкаминг для турфирм будет сводиться к тому, чтобы, используя свои связи, добраться до крупных, выгодных заказов, связанных с размещением делегаций или, скажем, спортивных болельщиков, и как-нибудь продержаться на плаву [20].

Таким образом, с экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления.

Экономические факторы во многом определяют степень развития туризма в регионе или стране, но с другой стороны и сам туризм оказывает непосредственное воздействие на темпы экономического развития, обеспечивая поступление валютных средств в экономическую систему, решая проблемы занятости населения, сглаживания различий в экономическом развитии регионов [13, с.41].

Стабильная политическая обстановка в стране – необходимое условие функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельно взятом регионе.

          Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира [22].

            Поэтому для устойчивого развития индустрии туризма необходимо учитывать факторы внешней среды.

3. ПУТИ ОСЛАБЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СИСТЕМУ ТУРИЗМА

 

Туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными системами, как экономика, экология, социальная среда, политика, технологии и оказывает на этот мир огромное влияние. Однако с помощью определенных действий можно в какой-то мере ослабить это влияние. 

Происшедшие изменения в развитии туризма отражаются как на организации путешествий, так и на системе транспортного обслуживания. Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого наряду с классическими появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с количественным и качественным совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения, включающие:

            обособление самостоятельных транспортных предприятий, чья деятельность в целом (или в преобладающей степени) заключается в осуществлении транспортных перевозок туристов;

            осуществление интеграции транспортных и туристских предприятий. Это особенно характерно для самых крупных авиатранспортных фирм, которые в настоящее время контролируют огромный гостиничный фонд;

            создание специализированного звена в рамках туристских предприятий, перед которым ставится задача содержания собственного парка транспортных средств с целью обеспечения транспортного обслуживания туристов во время их пребывания в туристской местности;

            установление прочных взаимосвязей и осуществление тесных контактов между транспортными и туристскими предприятиями для достижения максимальной координации деятельности, связанной с обслуживанием иностранных и местных туристов. В связи с этим характерно создание туристских агентств - организаторов туристских путешествий и эксплуатации транспортных средств;

      проведение реорганизации и перестройки деятельности транспортных предприятий в зависимости от конъюнктуры международного туристского рынка или сезонных колебаний в туризме. Например, транспортные средства перемещают из линейных в чартерные или круизные туристские путешествия в зависимости от распределения туристского спроса и экономических интересов транспортных предприятий;

      проведение организационных изменений, связанных с территориальным размещением транспорта, преимущественным развитием новых туристских районов или формированием новых потоков турист.

Эффективность функционирования туристской отрасли в регионах зависит, прежде всего, от организации управления туризмом. Лишь в последнее время туризм был выделен во многих регионах из структуры комитетов, где он совмещался со спортом, и перешел под юрисдикцию комитетов, курирующих культуру. Хотя в некоторых случаях целесообразно выделение отдельных структур, занимающихся только вопросами  развития туризма, с построением их по принципу пирамиды, от областного уровня до уровней отдельных районов. Положительным представляется опыт организации  управления туризмом в странах Скандинавии, где на уровне отдельных провинций и мелких районов созданы организации, выполняющие управленческие, контролирующие и, главным образом, промоутерские функции.

Для обеспечения действенного сотрудничества различных организаций в области культуры и туризма необходима взаимная информированность об основных направлениях совместной работы.

Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:

            подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;

            определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;

            использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения;

            проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона [11, с.112].

В лице заинтересованных сторон нужного направления развития туризма должно выступать правительство, как на локальном, так и на национальном и международном уровнях. Именно государство способно выступить в качестве регулирующей силы, посредством законов и налогов разрешать, запрещать, определять условия развития. Учитывая все проблемы, возникающие вследствие развития туристской индустрии, с которыми приходится сталкиваться туристам, местным жителям, региональным властям, надо заметить, что возникла необходимость комплексного решению сложных ситуаций, это подразумевает переход к устойчивому развитию. Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм может не только преодолеть сложности, но и выступить в роли локомотива, который выведет и другие отрасли на путь устойчивого развития. Но это переход не так прост.

Для достижения этой цели необходимо:

      заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста;

      уравновесить экономические и экологические факторы воздействия;

      найти общие интересы туристов и местного населения;

      распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных и неблагополучных категорий населения.

Безусловно, эти проблемы нельзя оставлять без внимания. Многое можно сделать с помощью разумной планировки и конструирования, оптимального планирования и рационального использования возможностей - вот где могут пригодиться идеи устойчивого развития. Для того чтобы следовать основным принципам концепции устойчивого развития следует оценивать характер и интенсивность оказываемого воздействия, проводить экологические проверки, учитывать потенциальную нагрузку на среду, оптимизировать ресурсопотребление, вкладывать средства в новые технологии. Следует учесть все факторы, интересы и обязательства заинтересованных сторон – правительственных, промышленных и общественных кругов, причем к последним, конечно же, относятся как сами туристы, так и местное население.

Для эффективного ведения дел необходимо изучать культурные различия и изменять поведение в межличностных контактах, не допускать некорректного поведения по отношению к ценностям других наций. Работающие в международной среде фирмы должны также учитывать и общие экономические факторы: обменный курс валют, уровень заработной платы, учетные ставки процента и общий уровень экономического развития [14, с.189].

Что касается экологического аспекта, то должны быть приняты ограничения и правовые акты, чтобы предотвращать и минимизировать ущерб, который туризм наносит биологическому разнообразию. Такие меры должны включать контроль существующих действий, оценку воздействий на окружающую среду новых туристских проектов. Особое внимание следует обращать на сохранение уникальных и уязвимых природных систем, таких как маленькие острова, коралловые рифы, прибрежные зоны.

Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций, так как, помимо особых требований к окружающей среде, туристы часто заинтересованы в экзотических или уникальных услугах. Различные фестивали, национальные праздники и другие мероприятий могут выступать в качестве весомого аргумента в жесткой конкуренции между странами на туристском рынке.

Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Криппендорфа: “Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом”.

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором [11, с.155].

Непрерывно возрастающий процесс вовлечения все большего числа людей в циклы рекреационных занятий обусловливает постоянное расширение территорий, охваченных в той или иной степени рекреационной деятельностью.

В этой связи возникла проблема оптимизации рекреационных нагрузок на природные комплексы в целях предотвращения их деградации и сохранения комфортных условий рекреационной деятельности. Сущность этой проблемы сводится к обоснованию экологической нагрузки на природные комплексы (не превышающей пределов их естественных восстановительных способностей) путем установления нормативов рекреационного воздействия на них.

Говоря в целом о влиянии туризма на окружающую среду, нельзя придти к однозначному выводу. Во многих случаях, относительно одинаковые условия приводят на разных территориях либо к положительным, либо к отрицательным результатам. Качество окружающей среды является необходимым условием для развития туризма, а успешное развитие может быть обеспечено при условии регулирования потока туристов и при достижении сбалансированного соотношения экономики и экологического состояния региона.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на систему туризма