Влияние факторов внешней среды на систему туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности системы туризма и факторов внешней среды; выявление влияния данных факторов на систему туризма.
При выполнении работы использовались следующие методы: поисковый, исследовательский, метод анализа, сравнения, наблюдения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……4
1. Сущность системы туризма. Понятие внешней среды организации………….7
2. Факторы внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия…….13
2.1. Экономика и туризм……………………………………………………….......14
2.2. Связь политики и туризма…………………………………………………….19
2.3. Экологические факторы и их влияние на систему туризма………………...23
2.4. Социальная среда………………………………………………………….…...30
2.5. Технологии в туризме……………………………………………………..…..35
2.6. Международная среда и отечественный туризм…………………………… 41
3. Пути ослабления влияния факторов внешней среды на систему туризма…..46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………………………………………...61
Приложения……………………………………

Работа содержит 1 файл

Gotovaya_kursovaya.doc

— 265.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……4

1. Сущность системы туризма. Понятие внешней среды организации………….7

2. Факторы внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия…….13

2.1. Экономика и туризм……………………………………………………….......14

2.2. Связь политики и туризма…………………………………………………….19

2.3. Экологические факторы и их влияние на систему туризма………………...23

2.4. Социальная среда………………………………………………………….…...30

2.5. Технологии в туризме……………………………………………………..…..35

2.6. Международная среда и отечественный туризм…………………………… 41

3. Пути ослабления влияния факторов внешней среды на систему туризма…..46

Заключение………………………………………………………………………….56

Список использованных источников……………………………………………...61

Приложения…………………………………………………………………………63

 


РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 66 страниц, 22 источника, 4 приложения

 

ТУРИЗМ, СИСТЕМА ТУРИЗМА, СУБЪЕКТ ТУРИЗМА, ОБЪЕКТ ТУРИЗМА, ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ТУРИСТСКРЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН, ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, ТУРПРОДУКТ, ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОТУРИЗМ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Объектом исследования выступают туристские организации, туристские предприятия и регионы.

Предмет исследования: влияние факторов внешней среды на систему туризма.

Цель работы – изучение сущности системы туризма и факторов внешней среды; выявление влияния данных факторов на систему туризма.

При выполнении работы использовались следующие методы: поисковый, исследовательский, метод анализа, сравнения, наблюдения.

Данная работа может найти применение при организации туристского предприятия, так как предлагает возможные варианты ослабления влияния факторов внешней среды на организацию.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен ХХ века, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий   мир и  ландшафт

[9, с.10].

В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных стран связано прежде всего с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Это, прежде всего создание рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Туризм также оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что после перехода Беларуси к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала очень подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды.

Таким образом, целью работы является изучение факторов внешнего окружения и их влияния на развитие туризма.

Главные задачи, которые я преследовала в своей работе, можно определить следующим образом:

- раскрыть понятие и содержание системы туризма;

- показать взаимосвязь туризма с внешней средой;

- рассмотреть основные факторы внешней среды;

- оценить влияние этих факторов на развитие туризма;

- предложить возможные варианты их ослабления.

Туризм оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые, в свою очередь, воздействуют и на туризм. Туристский регион имеет от гостей прибыль, которая является более значимой, чем полученная от постоянных жителей региона. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местный экономический кругооборот и дает приумножающий эффект: она «проходит» через местную экономику. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от туризма пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке.

Очень часто на начальном этапе развития туризма за его счет возводятся различные сооружения, в том числе и очистные. В то же время туристы создают высокую загруженность автодорог, оставляют много мусора, в высокой степени эксплуатируют местную природу. Общество получает от туризма выгоду, так как благодаря ему прекращается текучесть кадров.

Зависимость туризма от внешней среды — одна из самых значительных его характеристик и особенностей. Как между субсистемами, так и между внешними системами и системой туризма существуют определенные взаимосвязи, поэтому можно утверждать, что туризм — это открытая система, которой можно и нужно управлять, используя методы и принципы современного менеджмента.

При написании курсовой работы использовалось множество различных источников, с помощью которых можно увидеть, что теория не всегда совпадает с практикой. Основной литературой, которую я использовала, стала книга Н. И. Кабушкина «Менеджмент туризма», где достаточно хорошо раскрыто понятие и содержание системы туризма. В написании работы мне также очень помогли учебники таких авторов, как А. П. Дурович, М.Б. Биржаков, В. А Квартальнов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность системы туризма. понятие внешней среды организации

 

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.

Туризм – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни.

Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.

Чтобы дать определение понятию система, можно сказать, что система – это упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь.

Применительно к системе туризма можно сказать, что это совокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристической отрасли. Таким образом, система туризма представлена системой отношений, в которой туристские предприятия, организации и регионы взаимодействуют с внешней средой [9, с.57].

В основе  системы туризма,   по   мнению  швейцарского     исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы:

- субъект туризма, т. е. турист – потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;

- объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристского предприятия и туристских организаций.

Система туризма [12, С.26]

 

Всемирная туристская организация определят туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления [12, с.30].

Современная система туризма включает следующие хозяйствующие субъекты:

• фирмы – производители туристских услуг (лечебницы, санатории,       здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

• фирмы – туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

• фирмы – турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

• специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);

• специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

• специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

• предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;

• предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

• рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства,   рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

• государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).
      В системе этих туристских предприятий особо можно выделить туристскую индустрию – межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.

              Координацию деятельности заинтересованных организаций в регионе осуществляет туристская организация, которую можно представить как организационную структуру управления, осуществляющую планирование и координацию развития туризма в регионе.

Туристское предприятие – это организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью в сфере туризма [12, с.30].

Каждое предприятие имеет свою внутреннюю среду. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.
         Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

              Как любая открытая система, туристское предприятие взаимодействует с внешней средой и зависит от нее [12,с.32].

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

Между факторами внешней среды существует некая взаимосвязанность. Эта взаимосвязанность определяется уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других.

Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на систему туризма