Gравовое регулирование в гостиничной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Правовое регулирование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов.

Работа содержит 1 файл

Kursachsss.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

 

- Национальный  стандарт РФ ГОСТ Р 51185-2008 «  Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» даёт определения  таким понятиям, как «средство  размещения», «гостиница», «номер»,  а также устанавливает виды  средств размещения и номеров  в средствах размещения. Указанный  ГОСТ содержит также ряд общих требований, которые носят рекомендательный характер.

 

- Одним  из основных источников правового  регулирования отношений по оказанию  гостиничных услуг являются «Правила  предоставления гостиничных услуг», далее Правила предоставления  гостиничных услуг, которые приняты  постановлением Правительства РФ  от 25 апреля 1997 года №490 и постановлением  правительства РФ №693 от 15.09.2000 г.  внесены уточнения, в соответствии  с Законом о защите прав  потребителей. В Правилах предоставления  гостиничных услуг содержится  определения понятия «гостиница»  и устанавливается, кто может  являться стороной договора об  оказании гостиничных услуг и  определяют права, обязанности,  ответственность сторон по такому  договору. В данных Правилах потребителем  считается гражданин, который  имеет намерение заказать либо  который заказывает и использует  услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательством. Отношения между потребителями  и исполнителями регулирует Закон  РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О  защите прав потребителей» (далее  – Закон о защите прав потребителей). Понятно, что этот документ  не распространяется на юридических  лиц, а также предпринимателей, которые используют, приобретают,  заказывают, либо имеют намерение  приобрести или заказать услугу  не для личных бытовых нужд, а для бизнеса.

 

Примером  таких отношений может служить  формирование туроператором туристического продукта с последующей его реализацией. В данном случае гостиничные услуги приобретаются туроператором и  включаются в комплексную туристическую  услугу, которая реализуется туристу. При этом турист не вступает непосредственно  в договорные отношения с исполнителем, оказывающим гостиничные услуги. Таким образом, отношения по оказанию гостиничных услуг лицам, не являющимся потребителями по смыслу Правил предоставления гостиничных услуг, не попадают под их правовое регулирование.

 

Следует также обратить внимание, что не всегда потребитель и заказчик являются одним лицом. А согласно Правилам предоставления гостиничных услуг, потребителем является лицо, которое  и заказывает гостиничную услугу, и пользуется ею. То есть одного пользования  гостиничной услугой недостаточно для того чтобы гражданин стал потребителем. Соответственно оказываются  лишёнными правового регулирования  отношения по оказанию гостиничных  услуг, когда услуги заказываются юридическим  лицом, а исполняются гражданином.

 

Правилами предусмотрены:

    • Порядок доведения до потребителей информации об исполнителе, о предоставляемых услугах, сведений о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации, информации о порядке оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, о порядке заключения договоров на бронирование мест в гостинице и последствиях при опоздании потребителя, о случаях, когда исполнитель обязан заключить с потребителем договор на предоставление услуг, о реквизитах квитанции или иного документа, выдаваемого потребителю при оформлении проживания в гостинице и др.;
    • Порядок предоставления услуг, перечень видов услуг, предоставляемых исполнителем без дополнительной оплаты, ответственность исполнителя за сохранность вещей потребителя;
    • Возможность для потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги потребовать безвозмездного устранения недостатков либо соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу, или расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в установленный срок не устранил эти недостатки;
    • Возможность для потребителя отказаться от исполнения договора на предоставление услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов;
    • Ответственность исполнителя за вред, причинённый жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков при оказании услуг, а также компенсация морального вреда, причинённого потребителю нарушением его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • Возмещением потребителем ущерба в случае утраты или повреждения им имущества гостиницы, а также ответственность потребителя за иные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • Иные права и обязанности исполнителя и потребителя.

 

  1. Особенности государственного регулирования гостиничного сервиса в Российской Федерации 
    2.1 История правового регулирования

Не буду останавливаться  на истории развития гостиничного дела. Скажу лишь то, что оно возникло с появлением и развитием потребностей людей в общении и необходимостью совершения различного рода поездок, в  основном связанных с торговлей.

 

Оживлённая  общественная жизнь в период Римской  империи способствовала появлению  постоялых дворов разной комфортности (пансион, кумпоны, стабулы), находившихся под постоянным наблюдением государственных  чиновников (эдилов). Именно в этот период были сформированы действующие и  в настоящее время правила  ответственности постоялого двора  за вещи, принадлежащие гостю. Постоялые  дворы вели списки гостей, бухгалтерию, платили государству налоги и  сборы.

 

Однако первые известные нам правовые акты, узаконившие  правовой статус постоялых дворов как  субъектов хозяйственных отношений, появились в 18 веке. В условиях средневековой  Англии преступность на дорогах была так высока, что придорожный постоялый  двор в случае необходимости защиты от грабителей являлся единственным надёжным укрытием. Путник, которому, отказывали в приёме, был обречён на ограбление, а возможно, и смерть.

 

 

Главная потребность  человека в выживании послужила  причиной принятия закона, по которому владельцы постоялых дворов были обязаны под угрозой закрытия их заведения принимать без каких-либо дискриминаций любого путника на такое время . какое ему было необходимо для восстановления сил , при условии, конечно, что гость расплатиться за размещение и что помещение  не было переполнено. В то же время  владелец таверны или харчевни, обслуживая местных жителей, имел возможность  ограничивать число своих клиентов, поскольку считалось, что местные  жители, а именно они были его  основными клиентами, знали истинное положение дел на дорогах.

 

Самыми первыми  из известных правил организации  гостиничного дела на Руси были правила, введённые в Новгороде в иноземных  гостиничных дворах начиная с 12 века. Балтика являлась с то время центром  международной торговли преимущественно  с немецкими городами. В Новгороде  находились иноземные гостиные дворы: Готский, Датский, Шведский, а также  русские дворы - Псковский и Тверской. Образование торговых дворов в чужих  землях, несомненно, потребовало составления  определённых правил поведения и  торговли купцов, для чего и была создана скра, что означает «книга законов». В гостином дворе скра определяла правила пользования, поведения, проживания, внутреннего распорядка и взаимоотношений с местным  населением всех без исключения пользователей. На нарушителей налагались штрафы. Это самый древний правовой документ, сохранившийся до наших дней, который был положен в основу организации гостиничного дела.

19 век ознаменован  официальным юридическим подтверждением  создания гостиниц и ресторанов, вследствие принятия 2 февраля 1821 года «Положения о гостиницах, ресторациях, кофейных домах,  трактиров и харчевнях». В данном  Положении было указано, кто  мог содержать данные заведения.  А также нормы, касающееся работы  гостиничных заведений, их внутреннего  устройства и оборудования, а  также перечень лиц, которым  запрещалось находиться в данных  заведениях.

 

В 1964 году был  принят Гражданский Кодекс, в котором  отношения, складывающиеся в гостиничной  сфере, были отнесены к жилищным правоотношениям. Правда, для упорядочения взаимоотношений  между гражданами и обслуживающим  персоналом были введены Правила  внутреннего распорядка в гостиницах, находящихся во введении местных  Советов РСФСР. А также были утверждены типовые должностные инструкции для среднего и младшего обслуживающего персонала коммунальных гостиниц РСФСР. А вот, деятельность по оказанию гостиничных  услуг впервые получила правовое регулирование с принятием нового Гражданского кодекса РФ в 1994 году (ГК РФ).

 

В настоящее  время это тот же Гражданский  кодекс РФ, но с изменениями (от 20 февраля,12 августа 1996 года,24 октября 1997г.,8 июля, 17 декабря 1999г.,16 апреля, 15 мая 2001г.,21 марта, 14,16 ноября 2002г.,10 января,26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003г.,1 ноября 2008г., на сегодняшний  день лучшие юристы страны по поручению  Президента России подготовили новые  изменения, 13 ноября 2010г. на сайте Высшего  Арбитражного суда РФ был опубликован  проект изменений в ГК РФ).

 

Гражданский кодекс РФ – это закон, повсеместно  применяемый юридическими лицами и  гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в  результате реформ отношений. ГК РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте. Регламентирует систему предпринимательства в гостиничном и ресторанном бизнесе, правоприменительных и договорных отношений.

ГК РФ не содержит специальных норм, регламентирующих оказание гостиничных услуг; однако, в главе 39 ГК РФ определяется общая  модель договора возмездного оказания услуг. А так как договор на оказание гостиничных услуг считается  разновидностью договора возмездного  оказания услуг, следовательно, к нему применяются нормы главы 39 ГК РФ.

 

2.2 Стандартизация и классификация  средств временного размещения

Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется посредством нормативно – правового  регулирования данной сферы и  создания благоприятных условий  для её развития. Одним из направлений  государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является создание специальных структур, проводящих государственную политику в данной сфере. Этим Федеральным органом  исполнительной власти является Федеральное  агентство по туризму (Ростуризм). Ростуризм  находится во ведении Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ. В части регулирования гостиничной  деятельности

Ростуризм выполняет  следующие функции: осуществляет комплексный  анализ и прогнозирование данной сферы в Российской Федерации, включая  определение приоритетных направлений  в государственном регулировании, разрабатывает и вносит в Правительство  РФ проекты законов, нормативных  правовых актов и других документы, а также самостоятельно принимает  нормативные правовые акты по вопросам относящимся к регулированию  гостиничной деятельности, обобщает практику применения законодательства

 

РФ в данной сфере. Для выполнения данных функций  в структуре Ростуризма предусмотрены  Управление анализа, прогнозирования  и организации гостиничной и  туристской деятельности и Правовое управление.

 

Вторым органом  государственного регулирования наряду с Ростуризмом является Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии (ведомство Министерства промышленности и энергетики), в  частности его технический комитет  по стандартизации (ТК 199 «Туристские  услуги и услуги средств размещения»). Основная задача, возложенная на данный комитет, - совершенствование системы  стандартизации в области гостиничной  деятельности, а главная функция  – разработка национальных гостиничных  стандартов.

Ростуризм не имеет территориальных органов  на уровне субъектов РФ. Государственное  регулирование гостиничной деятельности в субъектах РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов.

 

Важнейшими  инструментами государственного регулирования  деятельности гостиничных организаций  и защиты прав потребителей гостиничных  услуг является лицензирование, стандартизация и сертификация. Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «  О лицензировании отдельных видов  деятельности», гостиничная деятельность здесь не упоминается. Следовательно, она может осуществляться без  лицензии.

 

Согласно  ч.3 ст.4 Закона о туристской деятельности государственное регулирование  деятельности по оказанию гостиничных  услуг осуществляется путём стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, к которым относятся, прежде всего, гостиницы. Стандартизация услуг в нашей стране регулируется Законом о техническом регулировании. Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в  частности указанный закон определяет техническое регулирование как  правовое регулирование отношений  в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценке и подтверждения соответствия услуг этим требованиям.

 

Статья 18 Закона о техническом регулировании  устанавливает, что такие требования могут иметь форму стандартов или договоров. Других форм документов, устанавливающих состав и содержание добровольно применяемых требований к услугам, не предусматривается. Закон  о техническом регулировании  не допускает применения процедур обязательного  подтверждения соответствия услуг  каким-либо требованиям и принуждения  к осуществлению добровольного  подтверждения соответствия, в том  числе в определённой системе  добровольной сертификации. Система  добровольной сертификации может быть создана любым юридическим лицом  или ИП или несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована в Федеральном  агентстве по техническому регулированию  и метрологии. Таким образом, можно  заключить, что в России гостиничные  услуги не подлежат обязательной сертификации. Они подлежат лишь добровольному  подтверждению соответствия каким-либо критериям, причём данные критерии нет  необходимости регистрировать; их может  разработать и применять любая  организация.

Информация о работе Gравовое регулирование в гостиничной деятельности