Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: является анализ туристского и рекреационного потенциала Тюменской области, а так же тенденции их развития.
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотрение теоретико – методических подходов развития туристско – рекреационных услуг.
2. Изучение основных тенденций развития рекреации и туризма.
3. Анализ состояния туристской и рекреационной отрасли Тюменской области.

Содержание

Введение
5
Глава I. Теоретико-методические подходы к формированию и развитию рынка рекреационных и туристских услуг.
6
1.1. Особенности функционирования сферы рекреационных и туристских услуг на современном этапе
6
1.2.Специфика развития различных видов рекреационной деятельности
11
1.3. Формирование рынка рекреационных и туристских услуг
15
Глава II. Современное состояние и тенденции развития рынка рекреационных и туристских услуг России и Тюменской области
19
2.1. Туристско-рекреационный потенциал Тюменской области
19
2.2. Основные методологические подходы к разработке программ формирования туристско-рекреационного комплекса России
28
2.3.Практическая оценка туристско-рекреационного потенциала России и Тюменской области
37
ГлаваIII. Анализ состояния туристских и рекреационных услуг Тюменской области
52
3.1 Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)
52
3.2 Характеристика основных видов туристической деятельности в г. Тобольске
58
3.3 Формирование и развитие туристских и рекреационных услуг города
62
Заключение
77
Литература
81
Глоссарий
Приложения
88
89

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 642.50 Кб (Скачать)

            В части развития рынка и конкуренции

  • Стимулирование туристских организаций, наращивающих объемы внутрирегионального туризма
  • Стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг
  • Поддержка создания и деятельности ассоциаций туристских хозяйствующих субъектов
  • Стимулирование развития конкурентоспособных местных производителей и поставщиков услуг в сопутствующих туризму отраслях
  • Стимулирование развития эффективной конкурентной среды в туристской отрасли

          В   части подготовки кадров для туризма

  • Поддержка разработки программного обучения и подготовки кадров для туризма и сопутствующих отраслей в части формирования и продвижения новых турпродуктов
  • Поддержка создания новых внутрирегиональных туристских продуктов в соответствии со спросом широких потребительских групп

               В части совершенствования системы управления

  • Установление общих условий деятельности для туристских организаций, обслуживающих население на внутреннем рынке через сертификацию основных параметров деятельности
  • Стимулирование инвестиций в развитие внутрирегионального туризма

                     Потенциальные стратегические преимущества туристской отрасли Тюменской области. Сравнивая сильные стороны и угрозы, можно оценить потенциал преимуществ туристской отрасли Тюменской области и ее способность противостоять внешним угрозам [55 с. 100]. Несмотря на обострение конкуренции (по инфраструктуре, по предлагаемому турпродукту и т.д.) со стороны других туристских регионов Урала и Сибири, усиления выездного туризма в соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами ни них, значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал, интерес к проведению выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений позволяет туристическому комплексу Тюменской области развивать ряд направлений туристической отрасли (деловой, рекреационный, историко-культурный, спортивный туризм).

                    Однако с развитием туристических компаний, инфраструктуры туристического бизнеса сопредельных регионов Тюменская область будет находиться в конкурентных отношениях с регионами Урала и Сибири. Для усиления конкурентоспособности Тюменской области необходимо реально оценить потенциальный рынок туруслуг области, разработать и начать реализовывать программу активного продвижения областных турпродуктов,  провести целевую переподготовку персонала,  отработать принципы и механизмы господдержки и повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли Тюменской области [67]. На усиление конкуренции в масштабе макрорегиона сильнейшим образом может повлиять процесс создания особых экономических зон курортно-рекреационного типа. 

                Существенные ограничения развития туризма в Тюменской области. Сравнение слабых сторон и угроз определяют ограничения развития туризма в Тюменской области, которые выражаются в недостаточной эффективности координации совместных усилий существующего турбизнеса и власти. Также  в туристической отрасли Тюменской области существуют проблемы, которые можно сгруппировать по трем блокам:

1-й блок проблем, связанных с туристской инфраструктурой:

  • Недостаточно развитая туристская инфраструктура (включая средства размещения, дороги, транспорт, общественное питание, торговое обслуживание туристов и др.).
  • Слабо развитая транспортная схема доставки туристов, как из-за рубежа, так и по внутренним линиям.
  • Неподготовленность населения области к работе с туристами.
  • Несоответствие цены и качества услуг.
  • Отсутствие зонирования, готовности объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот.
  • Отсутствие крупных туроператоров по внутреннему туризму, имеющих собственную туристическую инфраструктуру и инвестиционный потенциал.

2-й блок проблем, связанных с разработкой и продвижением на рынок конкурентоспособных туристских продуктов:

  • Слабая система продвижения турпродуктов Тюменской области на внутреннем и международном рынках.
  • Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа региона в области, РФ и мире.

3-й блок проблем информационно-организационного обеспечения развития индустрии туризма:

  • Отсутствие регулирующего законодательства в сфере туризма на уровне РФ, региона, местном.
  • Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма.
  • Нехватка профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма.
  • Существующее объединение туроператоров (Совет по туризму) не может быть единственным органом координации совместных усилий государства и бизнеса по развитию туризма в области, поэтому на уровне Совета необходимо сосредоточить решение принципиальных вопросов и политические вопросы, и сформировать ряд Комиссий по обсуждению конкретных вопросов. Также необходима более широкая система встреч и обсуждений (в настоящий момент такие встречи проводятся Департаментом стратегического развития), позволяющая детально обсуждать  актуальную повестку дня развития туризма в области.
  • Отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на территории области.
  • Политические вопросы, и сформировать ряд Комиссий по обсуждению конкретных вопросов. Также необходима более широкая система встреч и обсуждений (в настоящий момент такие встречи проводятся Департаментом стратегического развития), позволяющая детально обсуждать  актуальную повестку дня развития туризма в области.
  • Отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на территории области [66].

 

 Анализ существующих проблем и угроз привел к выводу, что использование текущих резервов развития туризма в области и рыночных возможностей, выявленных по результатам проведенного анализа, несмотря на безусловный положительный эффект, не сможет коренным образом изменить ситуацию. Необходима комплексная программа поэтапного решения проблем в туристской индустрии для активного развития туризма в Тюменской области. 

3.2 Характеристика основных видов туристической деятельности в г.Тобольске

 

  В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Эффективное использование туристических ресурсов позволяет увеличивать доходы граждан и бюджетов всех уровней, создавать новые рабочие места, обеспечивать экономический рост. Кроме того, туристская отрасль оказывает общее стимулирующее воздействие на другие отрасли экономики – строительство, торговлю, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, связь, индустрию развлечений, бытового обслуживания и общественного питания [75].

В г.Тобольске динамично развивается целый ряд направлений туристических услуг. Членом Международной академии туризма Г.П. Долженко предложена характеристика видов туристической деятельности в регионе по уровню их развития. К первому типу относятся виды туризма, отличающиеся высоким уровнем развития, в полной мере удовлетворяющие потребительский спрос населения; ко второму типу относятся виды туристической деятельности, со средним уровнем развития, дополняющие основные виды деятельности; к третьему типу относятся виды туризма, носящие эпизодический характер [64].

Председатель Комитета по туризму администрации города Тобольска А. В. Стрункина выделяет основные виды туристической деятельности, осуществляемые в регионе: историко-познавательный, спортивный, научный, образовательный, экологический, событийный, паломнический [73]. Дополнительно В. Горохов называет охотничье-рыболовный, этнокультурный, экологический и санаторно-курортный виды туризма [1].Обобщая вышесказанное, можем дать характеристику основных видов туристической деятельности в г. Тобольске.

Первую группу составляют историко-познавательный, паломнический  и спортивный туризм. Эти направления обеспечивают основной приток туристов в город.

Для историко-познавательного  туризма в городе имеются необходимые  ресурсы в виде памятников истории  и культуры, исторических документов Тобольской губернии, собранных в  Архиве города, объекты Тобольского  Государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Развитию паломнического туризма способствует официальное  признание Тобольска третьим  духовным центром России. Монастыри  в окрестностях Тобольска входят в перечень всероссийских святых мест.

Спортивный туризм предусматривает посещение традиционных турниров регионального и всероссийского масштаба, а также включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма.

Ко второй группе относятся  научный, охотничье-рыболовный, образовательный, событийный. Эти виды туризма являются вторичными по отношению к первой группе в связи с недостатком ресурсов либо историческими условиями развития [74].

Развитию научного туризма  способствует представительство Российской Академии Наук расположенное в Тобольске, президентом которой является почетный житель г. Тобольска Ю.С. Осипов, а также проведение ряда научных конференций [75].

Образовательный туризм предусматривает образовательные  программы для школьников и студентов  на базе Тобольского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника – одного из  старейших  музеев  России, с уникальным  культурным  и  научным  центром.

В последнее время  все больший интерес у любителей  активного отдыха приобретает охотничий  туризм и спортивная рыбалка. Ведется работа по строительству охотничье-рыболовных баз с высоким сервисным обслуживанием туристов, проводятся биотехнические мероприятия и зарыбление водоёмов.

Событийный туризм включает проведение праздничных мероприятий, фестиваль фейерверков на Иртыше, ежегодный фестиваль «Музыкальное лето», «Царские дни в Тобольске», «Тобольский музей встречает друзей», а также реализацию уникальных сувениров.

Третья группа включает потенциальные направления туристской деятельности – виды туризма, находящиеся на стадиях зарождения и становления. Сюда относятся этнокультурный, спортивно-экологический, экологический и санаторно-курортный туризм. Перечисленные виды туризма обладают значительным инвестиционным потенциалом.

По направлению этнокультурного  туризма турфирмы города предлагают разнообразные маршруты «Сибирские татары: история и современность», «Татарские мотивы древнего города» [69].

Экологический и спортивно-экологический  – маршруты походного типа, рассчитанные на группы школьников с сопровождением профессиональных инструкторов.

Развитие санаторно-курортного туризма обеспечивается наличием природных  ресурсов, в частности, сибирские  озера богаты сапропелевыми грязями, есть и минеральные источники с уникальной водой.

Так же в Тобольске  выделяется новый вид туристской деятельности. Комитетом по туризму администрации Тобольска подготовлен новый проект — «Свадебный туризм», с выездным ритуалом бракосочетания. По мнению авторов проекта, новое туристическое предложение будет интересно как тоболякам, так и иногородним парам.

Церемонию бракосочетания для влюбленных организуют согласно религиозным верованиям (по православным, мусульманским или католическим обрядам — в церкви, мечети, костеле). Девять гостиниц города готовы предоставить для молодоженов свадебные номера на льготных условиях. Ресторанов и кафе, где можно устроить роскошный свадебный банкет, в Тобольске тоже достаточно. В качестве культурно-развлекательной программы молодоженам и их друзьям пока предлагается только экскурсия по музею-заповеднику, причем по заповедной территории можно будет прокатиться с ветерком в карете, изготовленной в стиле Петровской эпохи. Такую услугу предоставляет одна из тобольских фирм [74].

Этот вид туристкой  деятельности развит и популярен  в разных регионах нашей страны, например, в Красноярском крае есть музей-заповедник «Шушенское» — с деревней из нескольких сотен оригинальных домов, стилизованных под конец XIX века. Администрация заповедника придумала проводить в этой деревне традиционные сибирские свадебные обряды, проводы в армию и крестины малышей. Подобный проект есть и в Свердловской области: новобрачных приглашают провести необычную свадьбу в туркомплексе «Екатеринбург-Европа-Азия», на границе частей света. В качестве развлечения кроме музейных экскурсий здесь предлагают конные прогулки, а зимой еще и катание на собачьих упряжках. На память жениху и невесте вручают памятный «свадебный сертификат» и сувенирную монету.

Таким образом, любую  территорию можно сделать привлекательной  для туристов. Может быть, в будущем  дорога в Тобольск станет популярной для свадебных путешествий. Если реализация проекта окажется на высоте, «древний град на Иртыше» может приобрести еще и прибыльную репутацию «свадебного города».

Тобольск обладает значительным культурным и духовным наследием, музеями, памятниками природы, разнообразным животным миром и лечебными минеральными источниками. Число туристов, приезжающих в Тобольск, за 2006-2008 гг. выросло со 143 тысяч до 170 тысяч человек. Более 100 тысяч туристов посетили Тобольск в 2011 году [74]. На 15% увеличился поток туристов в Тобольск в первом квартале 2012 года. Древнюю столицу Сибири посетило почти 40 тыс. туристов и экскурсантов.

В 2011 году Тобольск посетило 268 тыс. 214 человек, в том числе 423 иностранных гражданина [73]. Средний показатель заселяемости гостиниц в прошлом году составил 41%. Условный прямой суммарный доход от туристского потока вырос на 28%. 

Информация о работе Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области