Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: является анализ туристского и рекреационного потенциала Тюменской области, а так же тенденции их развития.
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотрение теоретико – методических подходов развития туристско – рекреационных услуг.
2. Изучение основных тенденций развития рекреации и туризма.
3. Анализ состояния туристской и рекреационной отрасли Тюменской области.

Содержание

Введение
5
Глава I. Теоретико-методические подходы к формированию и развитию рынка рекреационных и туристских услуг.
6
1.1. Особенности функционирования сферы рекреационных и туристских услуг на современном этапе
6
1.2.Специфика развития различных видов рекреационной деятельности
11
1.3. Формирование рынка рекреационных и туристских услуг
15
Глава II. Современное состояние и тенденции развития рынка рекреационных и туристских услуг России и Тюменской области
19
2.1. Туристско-рекреационный потенциал Тюменской области
19
2.2. Основные методологические подходы к разработке программ формирования туристско-рекреационного комплекса России
28
2.3.Практическая оценка туристско-рекреационного потенциала России и Тюменской области
37
ГлаваIII. Анализ состояния туристских и рекреационных услуг Тюменской области
52
3.1 Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)
52
3.2 Характеристика основных видов туристической деятельности в г. Тобольске
58
3.3 Формирование и развитие туристских и рекреационных услуг города
62
Заключение
77
Литература
81
Глоссарий
Приложения
88
89

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 642.50 Кб (Скачать)

Практика  показывает, что региональная программа  развития ТРК должна носить комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления социально ориентированной рыночной экономики и адекватных ей механизмов государственного регулирования. Реализация такой программы предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. В свою очередь система мероприятий региональных программ должна быть сформирована с учетом выделения средств из республиканского бюджета в пределах ежегодных ассигнований. Региональная программа может быть подготовлена с участием региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и туристских организаций.

Проекты формирования развития ТРК любого уровня могли  бы стать действенным средством  эффективного решения многих проблем, таких как создание экономически и технически целесообразной инженерной инфраструктуры комплекса, сохранение своеобразного архитектурного облика мест отдыха. Эти вопросы имеют для ТРК отдельных регионов страны особое значение, поскольку оказывают активное эмоциональное воздействие на человека и формируют эстетическое восприятие, соответствующее задачам организации активного отдыха населения.

При разработке региональной программы формирования и развития ТРК необходимо учитывать  разнообразие факторов, так или иначе влияющих на его развитие. Их несколько десятков. Сила, характер влияния и взаимодействия таких факторов различны. Поэтому в любой программе совокупность факторов можно разделить на основные и дополнительные.

Первая группа факторов определяет принципиальную возможность или невозможность эффективного освоения той или иной территории в туристско-рекреационных целях. В нее входят:

    • природные и историко-культурные ресурсы;

    • потребности населения (как местного, так и приезжего);

    • сеть туристско-рекреационных учреждений.

При этом важную роль играют социально-экономические  факторы.

Они являются основными стимуляторами или  ограничителями развития регионального  ТРК, к которым относятся:

    • финансовые ресурсы;

    • трудовые ресурсы;

    • необходимость охраны окружающей среды.

Последовательность  этапов разработки программы формирования и развития туристско-рекреационного комплекса.

Опыт свидетельствует, что в различных регионах страны значение тех или иных факторов неодинаково. В некоторых из них ограничителями или стимуляторами могут выступать и другие, специфические для конкретной территории факторы. Поэтому в ходе разработки программы развития национального ТРК и ТРК конкретных регионов ведется тщательный учет всех возможных условий, влияющих на развитие и размещение туристско-рекреационных учреждений [34. C.86].

При этом одной  из основных задач при разработке программы формирования и развития ТРК регионов является оценка экономической  эффективности инвестиций в строительство  туристско-рекреационных объектов, предполагающая сопоставление социально-экономического эффекта от деятельности указанных объектов и затрат.

В федеральной  программе формирования ТРК рассматриваются  варианты туристско-рекреационного развития соответствующих территорий, основанные на различиях в возможных объемах инвестиций, выделяемых для их освоения с учетом целей и задач их функционирования. Наряду с этим используются и другие основания для различных вариантов. При этом особое внимание уделяется учету местных условий и особенностей. Одновременно распределение инвестиций и объемов обслуживания населения по ТРЗ, конкретным туристско-рекреационным учреждениям производится с учетом ограничений, действующих на этих уровнях: потенциальной пропускной и провозной способности транспортных путей и средств между районами формирования потребностей и районами их реализации, а также на самих маршрутах отдыха; наличия возможностей использования трудовых ресурсов; положения с земельными ресурсами для размещения туристско-рекреационных объектов; природоохранных требований [35. C.68].

На основе выбранного варианта, осуществление  которого дает максимальный социально-экономический  эффект, и наиболее реального для  тех или иных конкретных условий, разрабатывается программа развития регионального ТРК.

Выработка предложений по размещению сети туристско-рекреационных учреждений и туристско-рекреационных маршрутов в масштабе страны и ее регионов осуществляется с учетом всей совокупности основных и дополнительных факторов, влияющих на развитие соответствующего ТРК. При этом обосновываются и предлагаются основные типы и виды маршрутов с учетом имеющейся и перспективной материальной базы, указанием сезонности, способа построения, продолжительности, категории потребителей, способа передвижения, программ пребывания, протяженности, пропускной способности. Разрабатываются предложения по возрождению или дальнейшему развитию местных народных промыслов, отражаются возможности их использования, а также этнографических и национальных особенностей. Предлагаются пути формирования (ТРЗ), раскрываются их организующее значение и пути взаимодействия и кооперирования [39. C.95].

Одновременно  основные положения региональной программы  развития ТРК содержат выводы и рекомендации, предложения по их реализации с указанием  наиболее важных количественных качественных, территориальных и временных характеристик и показателей развития ТРК национальной экономики.

Кроме того, региональная программа включает анализ современного состояния и развития ТРК на данной территории за последние 10-15 лет с оценкой факторов и условий их развития (выявлением диспропорций и "узких мест", а также анализа наиболее существенных взаимосвязей между вышеуказанными факторами) по следующим позициям:

    • потребностям и спросу населения на туристско-рекреационные услуги;

    • перспективам развития производительных сил;

    • туристско-рекреационным связям с соседними и другими регионами;

    • обоснованию выдвинутой программы формирования и развития ТРК, которая должна содержать прогнозные оценки и важнейшие направления развития ТРК и размещения ТРЗ, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей населения в туристско-рекреационных услугах.

Неотъемлемой  частью региональной программы развития ТРК являются схемы комплексной  оценки территории для организации  туристско-рекреационной деятельности и строительства туристско - рекреационных объектов. Эта программа должна отражать необходимость подготовки основных отраслевых удельных показателей (объем инвестиций, прирост численности служащих, прирост объема услуг на единицу инвестиций, уровня рентабельности, срока окупаемости и т.п.), а также содержать рекомендации по: реконструкции и повышению эффективности существующей материальной базы; наиболее целесообразному размещению туристско-рекреационных объектов; обеспечению комплексности туристско-рекреационного обслуживания; введению новых форм обслуживания, а также координации и увязке показателей развития туризма и рекреации с охраной окружающей среды [43. C.46].

Таким образом, региональная программа развития ТРК  должна носить комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления социально ориентированной рыночной экономики и адекватных ей механизмов государственного регулирования.

При этом одной из основных задач при разработке программы  формирования и развития ТРК регионов является оценка экономической эффективности инвестиций в строительство туристско-рекреационных объектов, предполагающая сопоставление социально-экономического эффекта от деятельности указанных объектов и затрат.

2.3 Практическая оценка туристско-рекреационного потенциала России и Тюменской области

 

По словам директора регионального департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков [59], только за последние годы в регионе введен в туроборот целый ряд историко-культурных, краеведческих, спортивных и оздоровительных объектов, представляющих несомненный туристический интерес. Среди них — Дворец наместника в Тобольске, Ялуторовский острог, областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», центр сельского и экологического туризма «Турнаево» в Нижнетавдинском районе.

Так же в Тобольске открыты музей истории освоения и изучения Сибири имени А.А.Дунина-Горкавича и музей истории судебной системы Западной Сибири. Существенно возросло число обустроенных горячих источников, в санаториях внедряют современный сервис и постоянно работают над расширением спектра оздоровительных услуг [59].

В Ялуторовске, например, пользуются всевозрастающей популярностью и активно вовлекаются в туроборот такие мероприятия, как Масленица, Квасной пир, Острожные ристалища, Берендеево царство, проводится свадебный тур в русском стиле с соблюдением старинных народных традиций и церемонией венчания в Сретенском соборе. В Тобольске разработали и успешно продвигают межрегиональный маршрут «По следам Ермака» и проект «Карта города Тобольска», объединяющий предприятия города, которые предоставляют туристам дисконт на оказываемые услуги.

Возрастает интерес  к туристическому комплексу «Абалак», где регулярно проводится фестиваль «Абалакское поле» с увлекательными турнирами клубов исторической реконструкции. Правительство Тюменской области проводит серьезную работу по продвижению туристических ресурсов на российский и международный туристические рынки. При поддержке региональных властей готовится много печатной продукции, организуются рекламные мероприятия, запущен специализированный портал www.w-siberia.ru. Открываются новые туристические маршруты. Сегодня, например, прорабатывается вопрос об организации межрегионального круизного маршрута Салехард — Ханты-Мансийск — Тобольск, с остановками и посещением уникальных объектов этнографии и историко-культурного наследия [55 с.66].

Впрочем, Вадим Шумков считает, что такие уникальные в  своем роде историко-культурные комплексы, как Тобольск, Абалак, Покровское и Ялуторовск, способны привлечь гораздо большее число туристов. Главная проблема, препятствующая успешному и динамичному развитию туристического бизнеса, по его мнению, заключается в отсутствии стратегии развития внутреннего туризма и неумении выгодно подавать и продавать все то, что имеется у нас в изобилии: удивительная природа Сибири, архитектурные ансамбли, богатейшее историческое и культурное наследие края.

Директор департамента считает, что необходимо четко разделять историю, культуру и собственно туристический бизнес. В случае с Тобольском это разделение необходимо проводить особенно тщательно. В плане восстановления памятников культуры, которых только на территории Тобольска расположено великое множество, за последние годы при поддержке регионального правительства сделано многое, причем на достаточно высоком, качественном уровне. В частности, отреставрирован целый ряд исторических объектов на территории Тобольского кремля и в самом городе, в Абалакском и Иваново-Вознесенском монастырях [56] .

С апреля 2011 года в областном центре работает туристический информационный центр на Цветном бульваре, благодаря которому удалось существенно увеличить число туристов, посетивших Тобольск и Ялуторовск.

Далее рассмотрим туристский и рекреационный потенциал Тюменской области.  Тюменская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, дающей возможность динамичного развития на ее территории туристической сферы. Главными воздушными воротами региона является международный аэропорт "Рощино", отвечающий стандартам, позволяющим принимать воздушные суда всех типов. Тюмень связана регулярными прямыми авиарейсами с Москвой, Санкт-Петербургом, Самарой, Краснодаром, Киевом, Баку, Ташкентом, Мюнхеном и рядом других городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Авиакомпания ЮТэйр совместно с Трансаэро осуществляет из Тюмени международные рейсы во Франкфурт, Берлин, Лондон, Тель-Авив, Пафос (Кипр) [55 с. 90].

Из аэропорта "Рощино" регулярно осуществляются чартерные рейсы в страны Европы и Азии, организуемые туристическими компаниями региона. Города Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск и Ишим расположены на Транссибирской железнодорожной магистрали. В них совершают остановки большинство проходящих поездов, следующих по маршрутам, связывающим Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Через Тобольск проходит железнодорожный путь на Тюменский Север. В последнее время в Тюменской области ведутся активные работы по реконструкции и благоустройству автомобильных дорог (приложение 2, рисунок 2.2).

Информация о работе Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области