Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: является анализ туристского и рекреационного потенциала Тюменской области, а так же тенденции их развития.
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотрение теоретико – методических подходов развития туристско – рекреационных услуг.
2. Изучение основных тенденций развития рекреации и туризма.
3. Анализ состояния туристской и рекреационной отрасли Тюменской области.

Содержание

Введение
5
Глава I. Теоретико-методические подходы к формированию и развитию рынка рекреационных и туристских услуг.
6
1.1. Особенности функционирования сферы рекреационных и туристских услуг на современном этапе
6
1.2.Специфика развития различных видов рекреационной деятельности
11
1.3. Формирование рынка рекреационных и туристских услуг
15
Глава II. Современное состояние и тенденции развития рынка рекреационных и туристских услуг России и Тюменской области
19
2.1. Туристско-рекреационный потенциал Тюменской области
19
2.2. Основные методологические подходы к разработке программ формирования туристско-рекреационного комплекса России
28
2.3.Практическая оценка туристско-рекреационного потенциала России и Тюменской области
37
ГлаваIII. Анализ состояния туристских и рекреационных услуг Тюменской области
52
3.1 Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)
52
3.2 Характеристика основных видов туристической деятельности в г. Тобольске
58
3.3 Формирование и развитие туристских и рекреационных услуг города
62
Заключение
77
Литература
81
Глоссарий
Приложения
88
89

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 642.50 Кб (Скачать)

Задачами «Бюро» являются:

- осуществление взаимодействия  с организациями и учреждениями  сферы туризма и сопутствующих отраслей Тюменской области;

- закрепление и развитие  теоретических и практических знаний и навыков студентов, приобретаемых ими в процессе обучения туристическим дисциплинам;

- объединение теоретической и практической части обучения;

- предоставление педагогам  и студентам возможности дополнительной  реализации своих программ и научных исследований.

Деятельность «Бюро» осуществляется по следующим направлениям:

- организация всех  видов практики для студентов  туристских специальностей на  базе  «Бюро», туристских фирм, организаций сферы туристического, ресторанного бизнеса и т.д.  

- экскурсионное обслуживание  студентов, школьников, инвалидов,  ветеранов  и др. во время проведения массовых и событийных мероприятий в городе Тобольске;

- представление интересов  ВУЗов, ССУЗов и города Тобольска  на региональных, всероссийских и международных выставках в сфере туризма;

- оказание посильной  консультативной помощи горожанам; 

- проведение волонтерских  акций; 

- пропаганда и популяризация  сферы въездного и внутреннего  туризма города Тобольска  в целом и экскурсионной деятельности в частности;

- организация тренингов  и дополнительных занятий, направленных  на повышение уровня знаний  студентов [69].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Россия в общем и Тюменская  область в частности, располагают значительным туристко – рекреационным потенциалом который на сегодняшний день активно развивается.

При написании дипломной  работы были сделаны следующие выводы:

1. туризм - это специфическая  отрасль сферы услуг, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки). Рекреация это - это природно-территориальные комплексы с улучшенными в процессе хозяйственного освоения рекреационными характеристиками, которые используются для организации на их основе конкретных видов рекреационных занятий.

2. У туристских услуг, выделяют следующие особенности:

  • они не являются материальными;
  • относятся к социально-культурным (нематериальным), поскольку определяются деятельностью исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных потребностей потребителей: физических, этических, интеллектуальных, духовных и др.

         3. Сферу туристских и рекреационных услуг следует определить как комплекс объединенных хозяйственно-организационных и территориальных групп предприятий, гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов лечебного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, других организаций, участвующих в реализации функции данного региона. Максимальная эффективность функционирования туристских и рекреационных предприятий, использования природно-исторического, трудового и других ресурсных потенциалов территории, производственной и социальной инфраструктуры может быть достигнута при объединении их в единый комплекс и организации единой системы управления. 

        4. Процесс освоения рекреационных ресурсов происходит в несколько этапов. Вначале рекреационному освоению подвергаются наилучшие, с точки зрения отдыха и экономических аспектов рекреационного освоения, ресурсы, затем удовлетворительные и, наконец, посредственные. При этом строго соблюдается принцип последовательного хозяйственного освоения от лучших ресурсов к худшим.

5. Рекреационные ресурсы формируются комплексом природных факторов, которые используются в процессе восстановления, развития физических и духовных сил человека и используются, в основном, для целей оздоровительного туризма. 

В основном рекреационные  ресурсы складываются из сочетания:

  • благоприятных климатических факторов;
  • живописных ландшафтов;
  • водных пространств;

Главным фактором для  развития туризма является туристические ресурсы, которые включают:

  • историко-культурное наследие (памятники, ансамбли, знаменитые имена, достопримечательные места, объекты археологического наследия);
  • народные промыслы;
  • природные достопримечательности;
  • наличие учреждений досугово - культурного типа.

6.     Тюмень, Тобольск и Абалакский заказник, а также Покровское и Ялуторовск  это ключевые точки, на которые будут опираться, при развитии туризма. По мере реализации этих проектов будет проводиться разработка новых — связанных с Ишимом, Ингальской долиной, а в последующем, возможно, с Уватским и другими районами Тюменской области.

В Уватском районе имеет  смысл развивать охотничий и рыболовный туризм. Так как эта территория богата дичью и рыбой. За базовый вид туризма в регионе  взят деловой. Именно он будет обеспечивать основной приток туристов в Тюменскую область.

Многие  мероприятия (включение  города Тобольска в список городов, в которых будет проходить празднование 400-летнего юбилея дома Романовых, раскрутка бренда Д.И. Менделеева и др.), направлены на развитие событийного туризма. Так же идет активное развитие рынка рекреационных услуг.

7. На основании анализа сильных и слабых сторон можно сделать вывод:  Анализ существующих проблем и угроз привел к выводу, что использование текущих резервов развития туризма в области и рыночных возможностей, выявленных по результатам проведенного анализа, несмотря на безусловный положительный эффект, не сможет коренным образом изменить ситуацию. Необходима комплексная программа поэтапного решения проблем в туристской индустрии для активного развития туризма в Тюменской области. 

8. В г.Тобольске динамично  развивается целый ряд направлений  туристских услуг: историко-познавательный, спортивный, научный, образовательный,  экологический, событийный, паломнический Тобольск обладает значительным культурным и духовным наследием, музеями, памятниками природы, разнообразным животным миром и лечебными минеральными источниками. Формирование и развитие рынка туристко – рекреационных ресурсов имеет положительную динамику: сохраняется историко-культурное наследие, производится благоустройство и повышение привлекательности города для жителей, потенциальных туристов и инвесторов, создается и развивается туристическая инфраструктура и многое другое.

        9. Развитие туризма и рекреации будет более успешным, если жители г. Тобольска к своему городу будут относиться как к туристскому комплексу, будут ценить и беречь это сокровище. Такое отношение необходимо формировать с детства. Необходимо создавать условия, при которых дети бы начинали интересоваться историей своего края, ведь большая часть горожан относятся к Тобольску как к обычному городу, не замечая его достопримечательностей. На наш взгляд, будет положительной практика введения обязательных экскурсий, которые бы вызывали желание узнать больше и формировали культуру отношения к историческим ценностям, в школьные и студенческие (1, 2 курс) программы.  Поэтому практическая часть моей дипломной работы заключалась в разработке экскурсионного маршрута. В ходе разработки маршрута мною были проанализированы различные источники литературы. Написан контрольный и индивидуальный текст, а также определена методика маршрута.

Сегодня для миллионов  людей на земле туризм стал неотъемлемой частью жизни. В современном обществе туризм является  популярным видом досуга. Туризм и рекреация, это важная и динамично развивающаяся сфера.

Не один десяток лет Тюменская область славится своим историко культурным наследием и традициями. И именно туризм поможет открыть эти сокровища  всей России, всему миру.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон  РФ "Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации" от 28 июня 2009 г. N 132-ФЗ

2. Областная государственная  целевая программа «Стратегия  развития туризма на территории Тюменской области на период до 2012 года» Постановление Правительства Тюменской области от 31 июля 2008 г.

3. Азар, В.И. Экономика и организация туризма. [Текст] / В.И. Азар. - М.: Профиздат, 2008. - 167 с.

4. Актуальные задачи  развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма [Текст]  / Под ред. Ю.В.Кузнецова и др. - СПб.: КНОРУС, 2008.

5. Баландин, С.Н. Каменный Софийский (Успенский) собор - памятник архитектуры Тобольска // Памятники истории и архитектуры Сибири. [Текст] / С.Н. Баландин, Новосибирск, 1986. - 87.

6. Боголюбов, В.С., Экономика туризма. [Текст]  / В.П. Орловская, М.: Академия, 2009. - 192 с.

7. Багрова, Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) [Текст]  / Л.А., Багров Н.В., В.С. Преображенский - Под ред. В.Д. Бондаренко. – 2009. - №2. – С. 5–12.  34

8. Балюк, Н. А. Школа турбизнеса : организация тур. предприятия : учеб. пособие [Текст] / Н. А. Балюк ТГУ. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2008. - 100 с.

9. Балюк, Н.А. Русские сельские поселения Тюменского края в конце XVI — XVIII вв. [Текст] / Н. А. Балюк.- Тюмень: ТГУ, 2006. - 22 с.

10. Балюк, Н.А.. Путешествие по Сибирскому тракту [Текст] / Н. А. Балюк. - Тюмень: ТГУ, 2006. - 22 с.

11. Балабанов, И.Т., Экономика туризма: Учебное пособие [Текст] /  А.И. Балабанов– М.: Финансы и статистика, 2010.

12. Браймер, Р.А.  Основы управления в индустрии гостеприимства [Текст] / Р.А.   Браймер Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс,2008.

13. Биржаков, М.Б. Введение в Туризм [Текст] /М.Б. Биржаков СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2011. – 192 с.

14. Башалханова, Л.Б. Методические подходы к стоимостной оценке рекреационных ресурсов./Актуальные вопросы геологии и географии Сибири [Текст] / Л.Б. Башалханова. Т. 4. Томск: Издательский дом «Вояж», 2009. – 287с.

15.  Гостиницы России. Справочник-путеводитель. IV вып. – М.: Профиздат, 2010.

16. Грачева, О.Ю., Организация туристического бизнеса: Технология создания турпродукта. [Текст] / Ю.А. Маркова, Л.А. Мишина, Ю.В.    Мишунина М:. Дашков и К, 2008.

17. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие [Текст] / В.Г. Гуляев – М.: Нолидж – 2008. –312 с.

18. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело. [Текст] / Г.П Долженко – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. С. 272.

19. Зелетдинова, Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / Э.А.Зелетдинова // Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 105.

20. Заварихин, С.П. В древнем центре Сибири. [Текст] / С.П. Заварихин -М.: Искусство, 2008. С.47.

21. Знаменский, М. К. Исторические окрестности города Тобольска [Текст]/ Сост. Ю.Л. Мандрика, предисл. и примеч. В.А. Рогачева. — Тюмень: СофтДизайн, 2007. Стр. 24.

22. Ильина, Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. [Текст] /  Е.Н. Ильина М.: Издат.: Финансы и статистика, 2008.

23. Ильин, И.В., Роль и значение имиджа страны в условиях глобализации [Текст] / И. В. Ильин, О. Г. Леонова // Социально-гуманитарное знание. М.: Издат.: Финансы и статистика - 2008. - №5. С.- 27.

24.   Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие. [Текст] /  Е.В. Колотова. – М.: КНОРУС, 2004.

25. Кусков, А.С., Рекреационная география. [Текст] /  В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. М.: Флинта, 2007

26. Карпова, Г.А., Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. [Текст] / А. В.  Водовода. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда»,  2009.

27.  Квартальнов, В.А. Стратегический менеджмент в туризме. [Текст] / В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2011. - 496 с.

28.  Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. [Текст] / Н.И. Кабушкин. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Новое знание, 2001. - 432 с.

29. Кусков, А.С.  Основы рекреационной географии. [Текст] / А.С. Кусков Курс лекций. Саратов: «Флинта», 2004. – 482 с.

30. Козлова-Афанасьева, Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. [Текст] / Е.М. Козлова-Афанасьева – Тюмень: Издательство Искусство, 2008

31. Кириллов, В.М.  Тобольск [Текст] / В.М. Кириллов — М., Искусство, 2004

32. Копылов, Д. И.,  Тобольск. [Текст] / Ю. А. Прибыльский - Екатеринбург: Средне -Уральское книжное изд-во, 1994; 264 с.

33. Кочедамов, В.И. Тобольск: Как рос и строился город. [Текст] /  В.И. Кочедамов. - Тюмень : Кн. изд-во, 2009. - С. 17.

34. Макекадырова, А.С. Основные методологические подходы к разработке региональных программ формирования туристко-рекреационного комплекса России // Региональная экономика: теория и практика. [Текст] / А.С. Макекадырова  - М.: Финансы и статистика, 2008. - №9 (66). С.84-88.

Информация о работе Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области