Гладкие цилиндрические соединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 03:25, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших показателей качества автомобилей – точность всех его узлов и агрегатов в целом. Точность деталей и узлов по условию их удовлетворительной работы должна обеспечивать точное положение и движение звеньев, ограничение динамических нагрузок, концентраций нагрузок и напряжений, оптимальные зазоры и натяги в сопряжениях и др. Точность существенно влияет на такие показатели, как материалоемкость, надежность, долговечность, энергетическая эффективность и др.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по метрологии.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

      Bmin = 32 + 0 = 32.

      TB = 0,062 – 0 = 0,062. 

      Предельные  размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитаем по формулам (5.4)–(5.6): 

      bmax = 32 + 0 = 32.

      bmin =  32 + (-0,062) = 31,938.

      Tb = 0 – (-0,062) = 0,062. 

      По  формулам (5.4)–(5.6) определяем соответственно наибольший и наименьший зазоры Smax, Smin, мм, и допуск TS, мм: 

      Smax = 0,062 – (-0,062) = 0,124.

      Smin = 0 – 0 = 0.

      TS = 0,124 – 0 = 0,124.

      Схема полей допусков соединения 32 представлена на рисунке 5.1.

 

     

     

     

 

 
 
 
 

      Рисунок 5.1 – Схема полей допусков соединения 32

      5.2.2 Расчет посадки для паза в ступице шкива привода водяного насоса 32  

      Определяем  из таблиц приложения А предельные отклонения для «отверстия» – ступицы шкива привода водяного насоса двигателя автомобиля ВАЗ 2108  ES = +0,180 мм, EI = +0,08 мм.

      Расчет  предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TB, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам (5.1)–(5.3): 

      Bmax = 32 + 0,18 = 10,18.

      Bmin = 32 + 0,08 = 10,08.

      TB = 0,18 – 0,08 = 0,1. 

      Предельные  размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитаны выше.

      По  формулам (5.7)–(5.9) определяем соответственно наибольший и наименьший зазоры Smax, Smin, мм, и допуск TS, мм: 

      Smax = 0,18 – (-0,062) = 0,242.

      Smin = 0,08 – 0 = 0,08.

      TS = 0,242 – 0,08 = 0,162.

      Схема полей допусков соединения 32 представлена на рисунке 5.2.  
 
 

 
 
 

 
 

 
 

 
 
 
 
 

     Рисунок 5.2 – Схема полей допусков соединения 32

  1. Соединения шлицевые
 
 

      6.1 Расчет шлицевого  соединения ступицы  обгонной муфты  с валом якоря  стартера СТ –  221 автомобиля ВАЗ-2108 

     По  заданию соединение ступицы обгонной муфты с валом якоря стартера СТ-221 автомобиля ВАЗ-2108 – 32x2x9H/9g.

     По  номинальному диаметру вала якоря стартера Dш = 32 мм и модулю mщ= =2,0 мм из таблицы приложения Ж находим необходимое число зубьев Zш.

     Для рассматриваемого шлицевого соединения Zш=14. Принимаем форму дна впадин плоской.  

     6.1.1 Определение геометрических параметров шлицевого соединения

      

     Пользуясь таблицей 6.4, определяем геометрические параметры шлицевого соединения при плоской форме дна впадин:

     – смещение исходного контура, xmш, мм 

     xmш = 0,5∙[Dш- mш∙(Zш + 1,1)];    (6.1) 

    – номинальная  делительная окружная толщина зуба вала якоря s, мм, (впадины ступицы обгонной муфты е, мм) 

     s = e = 0.5 ∙pmш + 2 xmш∙tga;    (6.2) 

     – номинальные диаметры внешней окружности:

     – впадин ступицы обгонной  муфты  Df, мм 

     Df=Dш;      (6.3) 

     – вершин зубьев ступицы обгонной муфты Da, мм 

     Da = Dш – 2mш;     (6.4) 

     – впадин вала якоря df, мм 

     df = Dш – 2,2mш;     (6.5) 

     – вершин зубьев вала якоря da, мм 

     da = Dш – 0,2mш.     (6.6) 

  Подставив числовые значения в формулы (6.1) – (6.6), получим

     xmш = 0,5∙[32- 2,0∙(14 + 1,1)] = 0,9;

     s = e = 0.5∙3,14∙2,0 + 2∙0,9∙tg30о = 4,1795;

     Df = Dш = 32;

     Da = 32 – 2,0∙2,0 =28,0;

     df = 32 – 2,2∙2,0 = 27,6;

     da = 32 – 0.2∙2,0 = 31,6. 

    6.1.2 Определение предельных отклонений шлицевого соединения 

      Из  обозначения шлицевого эвольвентного соединения 32x2x9H/9g по ГОСТ 6033–80 следует, что способ центрирования – по боковым поверхностям зубьев. Из таблицы 6.6 выбираем поля допусков:  

Df=32,0H16; Da = 28,0H11; df = 27,6h16; da=31,6h12. 

  Предельные  отклонения для полей допусков, найденных  геометрических параметров шлицевого соединения e, s, Df, Da, df и da, выбираем из таблиц приложений З, А, Б и сведем в таблице 6.1. 

Таблица 6.1

Предельные отклонения для полей допусков, мкм

Обозначение ES EIe EI
е +71 +26 0
Df +1600 - 0
Da +130 - 0
Обозначение Es ese ei
s - 11 - 37 -82
df 0 - -1300
da 0 - -250
 

    6.1.3 Определение предельных размеров шлицевого соединения 

     Предельные  размеры геометрических параметров e, s, Df, Da, df и da, мм, шлицевого соединения вала якоря стартера со ступицей обгонной  муфты определим по формулам:

  – для  ступицы обгонной муфты 

                                   emax = e + ES; (6.7)

                                   emin = e + EIe; (6.8)

                                   eS = e + EI; (6.9)

                                         Df max = Df + ES; (6.10)

                                         Df min = Df +EI; (6.11)

                                         Da max = Da +ES; (6.12)

                                         Da min = Da +EI; (6.13) 

  – для  вала якоря стартера 

                                smax = s + ese; (6.14)

                                smin = s + ei; (6.15)

                                sS = s + es; (6.16)

                                df max = df + es; (6.17)

                                df min = df + ei; (6.18)

                                da max = da + es; (6.19)

                                da min = da + ei. (6.20) 

  Подставив числовые значения в формулы (6.7)–(6.20), получим предельные размеры геометрических параметров шлицевого соединения 30x2x7H/k8, мм:

  – для  ступицы обгонной  муфты 

            emax = 4,1795+ 0,071 = 4,2505;

            emin = 4,1795+0,026 = 4,2055;

            eS = 4,1795+ 0 = 4,1795;

            Df max = 32,0+ 1,6 = 33,6;

            Df min = 32,0 + 0 = 32;

            Da max = 28,0 + 0,13 = 28,13;

            Da min = 28,0 + 0 = 28,0; 

  – для  вала якоря 

            smax = 4,1795- 0,037 = 4,1425;

            smin = 4,1795– 0,082 = 4,0975;

            sS = 4,1795- 0,011 = 4,1685;

            df max = 27,6 + 0 = 27,6;

            df min = 27,6 – 1,3 = 26,3;

            da max = 31,6 + 0 = 31,6;

            da min = 31,6 – 0,250 = 31,35. 

      6.1.4 Построение схемы полей допусков шлицевого соединения 

     По  найденным предельным отклонениям  и размерам строим схему полей  допусков шлицевого эвольвентного соединения вала якоря со ступицей обгонной муфты стартера автомобиля ВАЗ-2108 – 32x2x9H/9g, представленную на рисунке 6.1. 
 
 
 
 
 
 

      Вал якря стартера                                Ступица обгонной муфты стартера

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 

     

Информация о работе Гладкие цилиндрические соединения