Местные налоги и сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с установлением и уплатой местных налогов и сборов.

Цель работы заключается в анализе правовых аспектов установления и взимания местных налогов и сборов в Республике Беларусь.

Задачами представленной дипломной работы является изучение следующих аспектов:

- изучение понятия и сущности налогов;

- отражение общей характеристики системы местного налогообложения;

- отражение законодательного регулирования отдельных видов местных налогов и сборов

Работа содержит 1 файл

Курс НП № 13674 Местные налоги и сборы.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     В настоящий момент перечень налогов  включает:

     налог за владение собаками;

     курортный сбор;

     сбор  с заготовителей.

     Не  уплачивают местные налоги и сборы следующие категории плательщиков:

     организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему  налогообложения (пункт 3 статьи 286 НК);

     плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении видов  деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 293 НК);

     плательщики налога для производителей сельскохозяйственной продукции (пункт 4 статьи 302 НК).

     Как указывалось, согласно статье 12 Общей части НК право устанавливать (вводить, прекращать действие) местные налоги и сборы предоставлено областным и Минскому городскому Советов депутатов. Исключение составляет курортный сбор, право устанавливать (вводить, прекращать действие) который предоставлено Минскому городскому Советам депутатов и Советам депутатов базового территориального уровня. При этом указанные органы вправе как устанавливать (вводить в действие) местные налоги и сборы, так и не устанавливать (не вводить в действие) их либо прекратить действие ранее введенных ими местных налогов и сборов.

     Устанавливаются местные налоги и сборы путем принятия соответствующего нормативного правового акта (решения). В таком нормативном правовом акте должны быть определены:

     плательщики;

     объекты налогообложения;

     налоговая база;

     налоговые ставки;

     налоговый период;

     порядок исчисления;

     порядок и сроки уплаты;

     налоговые льготы;

     сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов).

     Такие нормативные правовые акты принимаются  при утверждении соответствующего местного бюджета на очередной финансовый год. Общий порядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов установлен в разделе VI НК.

     Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 12 Общей части НК установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются местными Советами депутатов в соответствии с НК. Следовательно, порядок их исчисления на соответствующей административно-территориальной единице не может вступать в противоречие с его основными правилами. Местным Советам депутатов не предоставлено права устанавливать какие-либо иные налоги и сборы, кроме предусмотренных в НК.

     Соответствующий местный Совет депутатов может  устанавливать как все вышеуказанные  налоги и сборы из установленного в статье 9 Общей части НК перечня, так и устанавливать какие-либо из них выборочно, а также устанавливать налоговые льготы. При этом ставки налогов и сборов могут отличаться в разных административно-территориальных единицах, но не превышать размер, установленный в НК. [16, c. 213]

     Согласно статье 63 Общей части НК право установления форм налоговых деклараций (расчетов), в том числе по местным налогам и сборам, и порядка их заполнения предоставлено Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь.

     Формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, представляемых в настоящее время, утверждены Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)» .[5]

     Согласно  пункту 5 статьи 37 Общей части НК неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер  принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством. При этом с учетом норм пункта 1 статьи 36 Общей части НК обязанность уплачивать местные налоги и сборы, установленные местными Советами депутатов, признается налоговым обязательством.

     Таким образом, можно говорить о законодательном  закреплении регулирования местных  налогов и сборов на уровне местных  исполнительных и распорядительных органов, при этом регламентируя основные положения в кодифицированном акте – Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. 

 

     3 Законодательное  регулирование отдельных  видов местных  налогов и сборов 

     3.1 Налог за владение  собаками 
 

     Налог за владение собаками является налогом, который существовал и в 2009 г.

     В 2009 году владение собаками и (или) использование  их в предпринимательской деятельности являлось одним из объектов обложения  налогом с пользователей. Порядок  исчисления и уплаты налога за владение собаками с 1 января 2010 г. установлен в главе 30 НК.

     Плательщиками налога за владение собаками признаются только физические лица. В статье 270 НК установлены объекты налогообложения, налоговая база и ставки названного налога, которые ранее устанавливались местными органами власти.

     Объектом  налогообложения является владение собаками в возрасте 3 месяцев и  старше. При этом налоговая база определяется как количество указанных  собак на 1-е число первого месяца налогового периода. При этом налоговым периодом признается календарный квартал.

     Как и в 2009 году, налоговые ставки по этому налогу установлены в зависимости  от объекта налогообложения в  размерах, кратных базовой величине. При этом в п. 3 ст. 270 НК установлены  предельные размеры ставок. Допустимые размеры ставок установлены в зависимости от высоты собаки в холке:

     до 40 сантиметров - в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц  налогового периода;

     от 40 до 70 сантиметров - в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

     70 и более сантиметров, а также  если породы собак включены  в перечень потенциально опасных  пород собак, - в размере не  более 1,5 базовой величины за  каждый месяц налогового периода.

     Перечень потенциально опасных пород собак утвержден Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 № 40 «О некоторых вопросах разведения, содержания, ввоза в Республику Беларусь, а также обучения владельцев потенциально опасных пород собак». В данный перечень включены: айну, акабаш, американский пит-бультерьер, американский стаффордширский терьер, анатолийский карабаш, английский мастиф, бельгийский мастиф, бордосский дог, бульмастиф, бультерьер, восточноевропейская овчарка, горская гончая, грецкая овчарка, доберман Владека Рошины, доберман-пинчер, ирландский волкодав, кавказская овчарка, канарская собака (перро де пресо канарио), кангал, кане-норсо, кенгуровая собака, карельская медвежья собака, лангедокская пастушья собака, леопардовая гончая, маремма (маремоанхо-абруцкая пастушья собака), мальорский бульдог (терро де мальоркин), московская сторожевая, немецкая овчарка, немецкий дог, овчарка Дауфмана, ризеншнауцер, ротвейлер, румынская овчарка, среднеазиатская овчарка, супердог и його помесь с майконгом, тоса-ину (японская бойцовская собака), фила бразильеро, черный терьер, шарпей (китайская бойцовская собака), южнорусская овчарка. [13, c. 185]

     При исчислении налога принимается размер базовой величины, установленной  на 1-е число первого месяца налогового периода (квартала).

     Уплата  производится путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с  внесением платы за пользование  жилым помещением (платы за техническое  обслуживание). Названные организации  производят прием уплаченных сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом). Кроме того, такие организации не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении данного налога. Информация представляется в произвольной форме. Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.

     В 2009 году сроки представления налоговой декларации (расчета) по данному сбору, а также их уплаты устанавливались непосредственно в нормативных правовых актах местных Советов депутатов.

     Как и в 2009 году, предусмотрено, что суммы  данного налога не включаются индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Курортный сбор 
 

     По  сравнению с 2009 г. не претерпел существенных изменений и порядок исчисления и уплаты курортного сбора, который  установлен в главе 32 НК.

     Объектом  налогообложения курортным сбором признается нахождение физического  лица в санаторно-курортных и  оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. [4, ст. 278]

     Плательщиками курортного сбора являются физические лица. Не уплачивается курортный сбор лицами, направляемыми на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

     Налоговая база для исчисления курортного сбора  определяется исходя из стоимости путевки. Налоговые ставки устанавливаются  в зависимости от вида санаторно-курортной  и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов налоговой базы.

     В НК, в ст. 279, предусмотрен также порядок  уплаты курортного сбора. Уплата курортного сбора производится физическими  лицами путем внесения сумм сбора  санаторно-курортным или оздоровительным организациям. Указанные организации осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговым периодом признается календарный квартал. Кроме того, санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме.

     Установлено также, что налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.

     Следует отметить, что в 2009 году сроки представления  налоговой декларации (расчета) по курортному сбору, а также его уплаты устанавливались  непосредственно в нормативных правовых актах местных Советов депутатов. 
 
 
 
 
 
 
 

     3.3 Сбор с заготовителей 
 

     С 1 января 2010 г., как и ранее, продолжает уплачиваться сбор с заготовителей. Порядок его исчисления и уплаты установлен в главе 33 НК.

     Объектом  налогообложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование. [4, ст. 282] Следует отметить, что из перечня объектов обложения с 1 января 2010 г. исключено осуществление промысловой заготовки (закупки) сельскохозяйственной продукции.

     Плательщиками сбора с заготовителей по-прежнему являются организации и индивидуальные предприниматели.

     Налоговая база для исчисления сбора с заготовителей  определяется как стоимость объема заготовки (закупки) продукции, исчисленная  исходя из заготовительных (закупочных) цен.

     Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов налоговой  базы.

     Сумма сбора с заготовителей так  же, как и ранее, включается в затраты  по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Информация о работе Местные налоги и сборы