Местные налоги и сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с установлением и уплатой местных налогов и сборов.

Цель работы заключается в анализе правовых аспектов установления и взимания местных налогов и сборов в Республике Беларусь.

Задачами представленной дипломной работы является изучение следующих аспектов:

- изучение понятия и сущности налогов;

- отражение общей характеристики системы местного налогообложения;

- отражение законодательного регулирования отдельных видов местных налогов и сборов

Работа содержит 1 файл

Курс НП № 13674 Местные налоги и сборы.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     Налоги  классифицируются и в зависимости  от принадлежности и уровня управления органов, взимающих налог и в  распоряжение которых он поступает.

     1. В унитарных (единых) государствах  бюджетная система состоит, как  правило,  из  двух основных звеньев – республиканского и местных бюджетов. Такая бюджетная система функционирует во  Франции, Италии,  Японии, где имеются центральные и местные бюджеты; таково бюджетное устройство и в Республике Беларусь.

     2. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. [8, c. 98]

     По  классификационному признаку, отражающему  полноту прав использования налоговых  сумм, различаются налоги закрепленные и регулирующие.

     Закрепленные  налоги полностью, в твердо фиксированной доле (в процентах), на постоянной либо долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены.

     Регулирующие  налоги используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. 

     Итак, можно отметить, что необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств.

     К определению данной категории в экономической литературе сложились два подхода:

  1. налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;
  2. интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.

     При этом, сущность налогов связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. Для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть – налоги. 
 

 

      2 Общая характеристика системы местного налогообложения 

     2.1 Местные органы  управления в системе  налогового законодательства 
 

     Итак, как указывалось, система налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский  и (или) местные бюджеты установлена Налоговым кодексом Республики Беларусь.

     Приведенные перечни республиканских налогов, сборов, пошлин (статья 8), местных налогов  и сборов (статья 9) и особых режимов  налогообложения (статья 10) в своей  совокупности и составляют систему  налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь.

     Статьей 9 Налогового кодекса Республики Беларусь [3,с. 10] устанавливает перечень местных налогов и сборов, исходя из которого местные Советы депутатов будут формировать состав местных налоговых платежей, применяемых на соответствующих административных территориях.

     Согласно  сложившейся практике, вопросы применения местных налогов и сборов регулируются законами Республики Беларусь о бюджете  на соответствующий финансовый (бюджетный) год. Ежегодно, в ходе реализации соответствующих мероприятий бюджетной и налоговой политики, законодательно определяется состав налоговых платежей, которые могут быть введены местными Советами депутатов, и регламентируются отдельные условия их применения.

     В этой связи следует отметить, что в Республике Беларусь условия осуществления хозяйственной деятельности в целом в значительной мере определяются местными органами власти. Они наделены масштабными полномочиями в регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установлении размеров местных налогов и платежей, ставок арендной платы, приватизации объектов коммунальной собственности, осуществлении контроля. Во многом от качества работы местных властей зависит развитие предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства полностью формируется на местном уровне. На местные органы власти возлагается применение республиканских нормативных актов. Поэтому важно создать работающую нормативную модель для сотрудничества местных властей и предпринимательства, поощрения инициативы "снизу" при формировании благоприятного бизнес-климата, основанного на принципах рыночного саморегулирования.

     Согласно  ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь [2] акты местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь, относятся к актам гражданского законодательства, регулирующим экономические отношения.

     В соответствии со ст. 17 Закона о местном  управлении и самоуправлении местные  Советы депутатов (далее - Советы) в  пределах своей компетенции в  порядке, установленном законодательством:

     утверждают  региональные программы, концепции (Советы первичного уровня - планы мероприятий) по вопросам поддержки малого предпринимательства, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий);

     определяют  в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной  единицы;

     распоряжаются природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляют контроль за их использованием;

     устанавливают в соответствии с  законом местные  налоги и сборы;

     определяют  ставки платежей в случаях, установленных законодательными актами;

     содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного  производства, сферы услуг, малого и  среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств.

     В соответствии со ст. 41 Закона о местном  управлении и самоуправлении исполкомы (местные администрации) в том  числе предоставляют по поручению  Советов в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и  законами, льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;

     Следует отметить, что на протяжении ряда лет  перечень видов местных налогов  и сборов, предусмотренных для  введения местными Советами депутатов, оставался открытым, т.е. предусматривал позицию "и другие". Тем самым местным органам власти предоставлялась возможность сверх общеустановленного перечня ввести на своей административной территории дополнительные платежи.

     Наряду  с перечнем местных налогов и  сборов в законах о бюджете  определялись рамочные условия их применения в виде рекомендаций по возможным категориям плательщиков, объектов налогообложения, составу налоговой базы отдельных платежей, устанавливались ограничения максимально возможного размера их ставок.

     В то же время, несмотря на законодательную  регламентацию отдельных положений, вопросы установления и применения местных налогов и сборов не имели достаточной правовой определенности и решались местными органами власти самостоятельно, исходя из необходимости дополнительного привлечения средств в соответствующие бюджеты и возможного "налогового" потенциала подведомственных территорий. [13, c. 219]

     В подобной практике имелся ряд негативных моментов.

     Во-первых, из-за того, что перечень местных  налогов и сборов мог ежегодно изменяться или существенно корректировались правила исчисления и уплаты таких платежей, у субъектов хозяйствования при планировании их деятельности на следующий год отсутствовала определенность в вопросах конкретных условий налогообложения на территории их нахождения.

     Во-вторых, могли иметь место значительные различия в составе и механизмах применения местных налогов и сборов между административными территориями Республики Беларусь, когда в каждом из двух сопредельных районов, относящихся к различным областям, мог быть введен и действовал свой перечень местных платежей, либо одни и те же платежи имели отличия в размере установленных ставок, в составе льгот, в порядке формирования объектов обложения, исчисления налоговой базы и уплаты.

     Обязательное  введение в каждом бюджетном (финансовом) году всех предусмотренных в перечне налогов и сборов Налоговым кодексом  не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении будет как и в настоящее время самостоятельно решаться местными органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь.

     Вместе  с тем, четкое определение на законодательном  уровне закрытого перечня местных  налогов и сборов, т.е. регламентация  максимально возможного их количества с указанием конкретных видов, унифицирует  вопросы применения таких налоговых  платежей на всей территории страны и делает для субъектов хозяйствования более прозрачными и предсказуемыми условия местного налогообложения.

     Тем более, что основные правовые рамки  введения и применения каждого из приведенных в перечне местных  платежей, также как состав их плательщиков, конкретные объекты налогообложения и механизм определения налоговой базы, предельный размер налоговых ставок, законодательно установлены непосредственно в Особенной части Налогового кодекса.  
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Регламентация местных  налогов и сборов в законодательстве Республики Беларусь

 
 

     В 2010 году кодифицированы законодательные  акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Законом  Республики Беларусь от 29.12.2009 «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» с 1 января 2010 г. введена в действие Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь [4]. Если Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает перечень местных налогов и сборов и общий порядок их введения на соответствующей административно-территориальной единице, то в НК (Особенной части) устанавливаются основные правила их исчисления и уплаты.

     Качественно улучшая имеющуюся практику местного налогообложения, Общая часть НК предусматривает закрытый перечень налоговых платежей, регламентация  которых четко определяется Особенной частью НК.

     В предыдущие годы налоги и сборы, которые  вправе были устанавливать местные  органы государственного управления, а также порядок их исчисления и уплаты предусматривался в законах  Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год. В частности, местные налоги и сборы на 2009 год были установлены в статье 7 Закона Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2009 год".

     Согласно  статье 9 Общей части НК с 1 января 2010 г. устанавливались следующие  местные налоги и сборы:

     налог на услуги;

     налог за владение собаками;

     сбор  на развитие территорий;

     курортный сбор;

     сбор  с заготовителей.

     Сравнивая местные налоги и сборы 2009 года и  установленные с 1 января 2010 г., следует отметить, что с 1 января 2010 г. был отменен налог с продаж в розничной торговле, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах. К сборам с пользователей также относился и сбор за владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности, который заменен на налог за владение собаками. Целевые сборы, к которым относились транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), переименованы в сбор на развитие территорий.

Информация о работе Местные налоги и сборы