Земельный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают:
1) земельный налог;
2) арендная плата;
3) нормативная цена земли.

Работа содержит 1 файл

Nalog.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Те элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными элементами закона о налоге.

К ним относятся:

1)            налогоплательщик (субъект налога);

2)            объект налога;

3)            предмет налога;

4)            масштаб налога;

5)            метод учета налоговой базы;

6)            налоговый период;

7)            единица налогообложения;

8)            налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;

9)            порядок исчисления налога;

10) отчетный период;

11) сроки уплаты налога;

12) способы и порядок уплаты налога.

В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

В виду этого, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России.

Организации – юридические лица, образованные в соответствие с законодательство Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, междуна­родные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нота­риусы, частные охранники, частные детективы. Физиче­ские лица, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпри­нимателей в нарушение требований гражданского законо­дательства Российской Федерации, при исполнении обя­занностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Филиалы и иные обособленные подразделения рос­сийских организаций исполняют обязанности этих органи­заций по уплате земельного налога по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в по­рядке, предусмотренном НК РФ.

Не являются плательщиками земельного налога ор­ганизации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов ма­лого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты сово­купности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных нало­гов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Ст. 38 НК РФ определяет, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения земельным налогом, являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим ли­цам и гражданам в собственность, владение или пользо­вание.

Земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и облагаемые земельным налогом, в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», подразделяются на 2 вида:

1)     земли сельскохозяйственного назначения;

2)     земли несельскохозяйственного назначения.

При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков.

В первую группу входят колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий 25 %, это положение не распространяется.

Ко второй группе относятся сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Такие предприятия, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогового обложения», который обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

В данном случае объектом налога на землю являются земельные участки, предоставленные в собственность, т.е. право собственности на земельный участок, а не сама земля непосредственно (она – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае -  собственность.

Ст. 53 НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, для земельного налога налоговой базой является площадь земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается НК РФ. При этом при исчислении налоговой базы земельного налога используется накопительный метод учета базы налогообложения (метод чистого дохода), т.к. в данном случае важен момент возникновения имущественных прав.

Для измерения предмета налогообложения необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога. В данном случае масштабом земельного налога является площадь земельного участка, облагаемая этим налогом и выражающаяся в гектарах или квадратных метрах.

Ст. 55 НК РФ устанавливает понятие налогового периода. Под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговым периодом для плательщиков земельного налога является календарный год, т.к. земельный налог взимается в расчете на год с об­лагаемой налогом земельной площади. При этом в облагаемую на­логом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объек­тов, технические и другие зоны, если они не предостав­лены в пользование другим юридическим лицам и граж­данам.

Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налогообложения земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1 га). Для других земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения – один квадратный метр (1 кв. м) (см. рис. 2).

 

 

 

Существенные  элементы  закона  о  земельном   налоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

 

2.1.2. Налоговая  ставка  и  метод  налогообложения

 

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты). Ставки земельного налога являются твердыми, так как определяют на каждую единицу налогообложения (на 1 га или на 1 кв. м) фиксированный размер налога.

По своему содержанию выделяют ставки маргинальные, фактические и экономические.

Маргинальными называются ставки, которые непосредственно указаны в нормативном акте о налоге. Так, например, Закон Российской Федерации «О плате за землю» устанавливает средние размеры земельного налога по субъектам РФ с 1 га пашни, средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах за 1 кв. м.. При этом также определяются коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала.

Необходимо отметить, что ставки земельного налога в данном Законе приведены в условиях 1994 года. В связи с этим для расчета средней ставки налога необходимо учесть коэффициенты индексации ставок земельного налога: в 1994 году применялся коэффициент 50; в 1995 году – коэффициент 2; в 1996-1997 годах – соответственно 1,5 и 2; в 1999 – 2; в 2000 – 1,2.

Закон Курганской области «О налогах и налоговых льготах на территории Курганской области в 2001 году» определяет ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения вне черты населенных пунктов; за земли в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота; за земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, а также за земли водного фонда вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях (см. приложение 7). Тот же Закон устанавливает дифференцированные ставки земельного налога по видам угодий и оценочным группам почв за земли сельскохозяйственного назначения и т.д.

Сравнение различных законов об одном и том же налоге лишь на основе сопоставления маргинальных ставок не принесет значительного результата, так как не позволит сравнить другие существенные условия налогообложения с учетом предоставляемых законом льгот и т.п. Поэтому в целях анализа проводят сравнение не маргинальных, а фактических и экономических ставок. Фактическая ставка определяется как отношение уплаченного налога к налоговой базе. Экономическая ставка определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

На основе условного примера, приведенного в п. 3 настоящей курсовой работы, можно исчислить фактическую и экономическую ставки земельного налога. В этом случае фактическая ставка будет равна: 448 983,8 руб.  :  4 027 480 кв. м. = 0,1114 или 11,14 коп. В данном случае она показывает среднюю ставку земельного налога по всем объектам налогообложения земельным налогом. 

Экономическая: 448 983,8 руб.  :  5 037 480 кв. м. = 0,0891 или 8, 91 коп. Отражает среднюю ставку земельного налога по всем объектам налогообложения с учетом применяемых в данном случае льгот.

Метод налогообложения определяется как порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение (см. приложение 8).

Ст. 3 Закона Российской Федерации «О плате за землю» определяет, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Таким образом, при расчете земельного налога используется пропорциональный метод налогообложения, т.к. ставка налога не зависит от величины базы налогообложения, и с ростом базы налог возрастает пропорционально.

В виду того, что плата за землю призвана стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах и т.д. (ст. 2 Закона «О плате за землю»), статьей 3 того же Закона устанавливается двойная ставка земельного налога за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению.

 

2.1.3. Способы,  сроки  и  порядок уплаты  налога

 

Существует три основных способа уплаты налога:

1)     уплата налога по декларации;

2)     уплата налога у источника дохода;

Информация о работе Земельный налог