Упрщенная система налогооблажения

Автор: Светлана Газиева, 30 Августа 2010 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время происходит очередной этап реформирования налоговой системы Российской Федерации. Главные задачи, стоящие перед налоговой системой, включают в себя две противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабления налогового времени. Решением этих проблем может стать упрощение системы налогообложения малого бизнеса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения
системы налогообложения в Российской Федерации 5
Сущность налоговой системы Российской Федерации 5
Классификация налогов 10
Налоговые режимы для субъектов малого предприниматель-
ства 17
Глава 2. Упрощенная система налогообложения как специальный
налоговый режим 22
2.1. Характеристика упрощенной системы по элементам налога:
объект, налоговая база, ставки налога 22
2.2. Особенности исчисления налоговой базы при переходе
с общего режима налогообложения на упрощенную
систему налогообложения 26
2.3 Основные недостатки и преимущества упрощен-
ной системы налогообложения 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 49

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     В России предусмотрено следующее  принципы построения налоговой системы. К ним относятся:

    1. принцип законности налогообложения;
    2. принцип всеобщности и равенства налогообложения;
    3. принцип справедливости налогообложения;
    4. принцип взимания налогов в целях общественной потребности;
    5. принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
    6. принцип экономического основания налогов;
    7. принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
    8. принцип определенности налоговой обязанности;
    9. принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
    10. принцип единства системы налогов и сборов.

      Кроме того, выделяются и другие принципы, например:  принцип равной защиты, принцип недопустимости налогов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав, принцип разделения налоговых полномочий и ряд других.

      Современная система налогообложения Российской Федерации формировалась на протяжении 90-х г.г. XX века. Формирование эффективной налоговой системы для России в настоящее время остается по-прежнему центральной проблемой общегосударственного значения.

      В результате преобразований сложилась  трехуровневая налоговая система с фискальным характером, не всегда и не во всем ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в обществе, и стимулирования развития отечественного производства или поощрение предпринимательской деятельности. Поэтому для этой системы во многом характерны:

  • низкая эффективность налоговой политики и государства;
  • ее отражение как хозяйствующими субъектами, так и гражданами;
  • формирование стереотипа “налог – вселенское зло”, что, впрочем, имеет давние исторические корни не только в нашей стране;
  • высокая латентность налоговых правонарушений;
  • низкая налогово-правовая культура граждан;
  • в целом не адекватная современному рыночному образу мышления большинства населения функциональная направленность государственной налоговой политики.

      В настоящий момент в нашем обществе происходит формирование новой общественной технологии взаимоотношений государства, экономики и общества. Поэтому одновременно с проведением налоговых реформ необходимо продолжать работу по дальнейшему укреплению налоговой системы. 

     1.2. Классификация налогов

     При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов  требуют особых условий обложения  и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяют ее качество и степень действенности мер фискального регулирования[24, С. 83].

     Классификация налогов может быть проведена  по нескольким различным основаниям: методу установления, органу взимания (или по уровню), использованию, характеру взимания налоговых ставок, объекту и субъекту обложения и др.

     Вначале можно выделить налоги сами по себе как отдельную категорию (в отличие  от пошлин и сборов). Все эти платежи изымаются принудительно административной силой государства. Но если налог взыскивается без встречного удовлетворения, то пошлина и сбор - это плата, взыскиваемая государством и его органами в обязательном порядке за оказание определенных услуг.

     При изучении налогового законодательства налоги классифицируют по признакам  в небольшие группы, в зависимости  от цели классификации.

     Группы  налогов объединяются по следующим  признакам:

     1) по методу установления 

     По  методу установления выделяются две основные группы налогов:

     прямые  и косвенные.

     В основе первого способа деления  налогов лежал критерий их перелагаемости. Непосредственно, напрямую, может быть обложен доход с земли, труда, капитала. Позднее оказалось, что  прямые налоги перелагаются не хуже косвенных, а последние, в свою очередь, далеко не всегда и не полностью перелагаются, т.е. это трактование оказалось несостоятельным.

     Вторым  способом деления налогов на прямые и косвенные явилось разграничение  их по способу обложения и взимания. Прямые налоги, построенные на основе явлений и признаков постоянного характера и, поэтому заранее определимых, взимаются по заранее составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов и пр.) и в определенные сроки. В косвенных налогах учитывается изменчивость явлений: отдельных действий, актов потребления, сделок, услуг, облагаемых по определенным тарифам. Но это разграничение кадастра и тарифа не прижилось.

     Следующее обоснование этой классификации  основывалось на понятии платежеспособности. В соответствии с ним все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов; обложение расходного, потребительского хозяйства - путем налогов на расход, на потребление. Деление налогов на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением.

     В налоговых законодательствах развитых стран сохранена классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 г.

     В современной интерпретации прямые налоги – это налоги, взимаемые  в процессе накопления материальных благ, непосредственно с дохода и  имущества. К прямым налогам относятся такие налоги, как  налог на прибыль единый социальный налог.

     Прямые  налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальные - это  налоги на отдельные объекты имущества. Личные - это налоги на имущество  или доходы отдельных физических или юридических лиц:

     налог на прибыль фирм налог с наследования и дарения.

     Косвенные – это налоги, взимаемые через  ценный товар в форме надбавке к цене, которую устанавливает  государство. К косвенным налогам  можно отнести налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенная пошлина. Они вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, частично или полностью переносятся на цену товара или услуги и в конечном итоге оплачиваются потребителем.

     Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. Перечни подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством. В России к ним относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, икра и деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, автомобили, ювелирные и меховые изделия, нефть и нефтепродукты.

     В развитых странах на прямые налоги приходится основная часть доходов  бюджетов (от 50 до 90%). В России на прямые налоги приходится около 50 % доходов  бюджетной системы.

     2) по органу взимания

     В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются федеральные региональные и местные налоги и сборы. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из центрального бюджета субсидии.

     В связи с определенными противоречиями интересов центрального правительства  и региональных экономических интересов  вокруг разделения налоговых поступлений  идет политическая борьба.

     В основу нового распределения налоговых  доходов между бюджетами разных уровней в РФ положены следующие принципы:

     налоговое равенство прав и полномочий всех членов Федерации;

     сбалансированность  бюджетов каждого уровня;

     заинтересованность  всех органов власти в наращивании  собственных  доходов;

     равномерность поступлений налоговых платежей в течение года, и недопущение кассовых разрывов;

     отказ от сепаратных соглашений центра с  отдельными членами федерации, ущемляющих интересы единого государства, а  также других членов Федерации.

     Логика  построения предлагаемой в Налоговом  кодексе РФ системы налогов по их уровню  следующая: на местном уровне приоритет имеют земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы. На региональном и федеральном уровнях выделяется группа налогов на доходы, которые распределяются на налоги двух уровней: федерального и регионального. Таким образом, каждому уровню бюджетной системы придан стабильный, постоянный источник. На местном уровне возможен наиболее эффективный контроль за накопленным имуществом, а на более высоких уровнях привязка основной налоговой базы бюджетов к доходам, получаемым налогоплательщиками, косвенным образом ориентирует и государство, и руководство регионов на создание условий, обеспечивающих возможность эффективной деятельности налогоплательщиков (принятие соответствующих законов, норм и т.д.).

     Федеральные налоги и сборы зачисляются в  федеральный бюджет или федеральные  внебюджетные фонды и являются источниками  федерального бюджета (внебюджетного  фонда).

     Установление, изменение или отмена федеральных налогов проводится исключительно путем внесения изменений в действующий Налоговый кодекс, причем одновременно с внесением соответствующих изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Опубликованы все эти изменения должны быть не менее чем за один месяц до введения их в действие. Для каждого такого изменения орган, его предлагающий, должен представить экономическое обоснование, в том числе расчет соответствующих изменений доходной части федерального бюджета или внебюджетного фонда. [21, С. 14 - 15]

  • Региональные налоги и сборы устанавливаются региональными органами власти; средства от их сбора зачисляются в соответствующий региональный бюджет (внебюджетный фонд) и являются одними из источников этого бюджета.

     Местные налоги и сборы устанавливаются  органами местного самоуправления и  зачисляются в соответствующий  городской (районный) бюджет.

     Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество организаций) имеют  статус закрепленных доходных источников того или иного бюджета. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Другая группа федеральных налогов – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций и организаций, подоходный налог с физических лиц является регулирующим доходным источником. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (год или квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

     3) по использованию

     В зависимости от целей использования  выделяются общие и специальные  налоги и сборы.

Информация о работе Упрщенная система налогооблажения