Этапы становления налоговой системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:42, реферат

Описание работы

Налоговая система - наиболее активный рычаг государствен¬ного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Таким образом, вопрос развития налоговой системы в обеспечении гармоничного и сбалансиро¬ванного развития экономики, является одним из важнейших аспектов, обуславли¬вающим актуальность исследования налоговой системы России.

Содержание

Введение 2
1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига 3
2. Изменения в налоговой системе России в период с XVI по XVIII вв. 6
3. Развитие налоговой системы России в период с XIX по XX вв. 9
4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

этапы становления налоговой системы в России.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации за­ложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об от­дель­ных ви­дах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много от­дельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от пороч­ной практики установления дифференцированных платежей из прибыли пред­приятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990 – 1991 гг. в рамках союз­ного государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой рос­сийского налогового зако­нода­тельства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, по­шли­ны и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации». К поня­тию «другие платежи» относят обязательные взносы в госу­дарственные внебюд­жетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд ме­дицинского страхования, Фонд со­циального страхования.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость опре­деленных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, опера­ции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуще­ство юридиче­ских и физических лиц, объем продаж, передача имущества, до­бав­ленная стои­мость продукции, работ и услуг и другие объекты. [13, c. 40-53]

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложе­ния.

В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться опреде­лен­ные льготы. Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги россий­ским законодательством возлагается на налогоплательщика.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» вве­дена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физи­ческих лиц.

Первый уровень - федеральные налоги России. Они действуют на тер­ри­то­рии всей страны и регулируются общероссийским законодательством, форми­руют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доход­ные источники, за счет них поддерживается финансовая ста­бильность бюд­жетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточива­ются в федеральном бюджете.

Второй уровень - региональные налоги. Они устанавливаются представи­тельными органами субъектов Фе­дерации ис­ходя из общероссийского законода­тельства. Часть региональных на­логов отно­сится к общеобязательным на терри­тории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в оп­ределен­ных пределах, налоговые льготы и поря­док взимания.

Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, по­сел­ков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри го­рода. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга имеют полномочия на установление как региональных,
так и местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европей­ских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добав­кой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их форми­ровании – это отчисления от федеральных налогов.

Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функ­цию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и от­ветствен­ности национально-государственных и административно-территори­альных образований России в решении социально-экономических проблем сопрово­ждается укрепле­нием их финансовой базы, осуществляемым путем перерас­пределения федераль­ных налогов.

Финансовое обеспечение социально-экономического развития террито­рий предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюд­жет­ных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фон­дов пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти республик в со­ставе Российской Федерации, автономной области, автоном­ных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправле­ния». Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен со­ставлять не менее 70 % доходной части минимального бюджета субъекта Федера­ции, а при отсутствии возможности такого обеспече­ния в связи с недостаточно­стью и закрепленных, и регулирующих доходов – не менее 70 % доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет – это расчетная на оче­ред­ной период сумма доходов консолидиро­ванного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гаранти­руемые выше­стоящим органом власти минимально необхо­димые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных до­ходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвен­циями.

Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фон­дами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчис­лений. По социально-экономической сущности отчисления во вне- бюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих от­числений, как и на­логов, служит произведенный валовой внутренний про­дукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себе­стоимость продукции (ра­бот, услуг).

Полномочия властных органов субъектов Федерации и местных в части ус­тановления налогов несколько раз менялись. В первые два года функцио­нирова­ния налоговой системы Российской Федерации региональные и мест­ные налоги весьма жестко регламентировались. Ст. 20 Закона РФ «Об осно­вах налоговой сис­темы в Российской Федерации» позволяла представитель­ной власти субъектов Федерации собирать четыре налога. А ст. 21 того же За­кона перечисляла 23 мест­ных налога. По большинству из них Закон уста­нав­ливал и предельные ставки на­лога.

Затем на три года (1994 - 1996 гг.) ограничения были отменены. В п. 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании рес­публиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюд­жетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.» сказано:

«Установить, что дополнительные налоги и сборы в республиках в со­ставе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автоном­ных окру­гах, городах Мо­скве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмот­ренные законодательством Российской Федера­ции, могут вводиться решениями ор­ганов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами долж­на производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль.»

Цель отмены ограничений была ясна: дать возможность региональным и ме­стным властям самим поискать источники доходов и пути выхода из фи­нансового кризиса. Это был своего рода экономический эксперимент.

Надо сказать, что в целом он получился с отрицательным результатом, так как на местах власти переусердствовали – попытки заткнуть все прорехи ре­гио­нальных и местных бюджетов привели к появлению весьма экзотиче­ских налогов – в некоторых местностях, например, вводились налог на ввоз това­ров, налог на вывоз товаров, налог на снижение объемов производства, налог с продаж, мест­ные акцизы, налог на содержание футбольной команды и т. д. Особенный вред нано­сили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых облас­тей. В данной ситуации существовала и другая опасность. Множественность нало­гообложения не могла не сказаться отрица­тельно на состоянии налоговой базы, на финансовом положении предпри­ятий.

18 августа 1996 г. Президент Российской Федерации издал Указ № 1214, ко­торым отменил с января 1997 г. п. 7 Указа № 2268. Все вернулось к стать­ям 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе­де­рации».

Каковы в данном случае перспективы? Налоговый кодекс решает дан­ную проблему в пользу законодательного ограничения количества видов на­логов, ко­торые могут вводиться в стране. Так, ст. 3 «Основные начала зако­нодатель­ства о налогах и сборах» части первой Налогового кодекса Россий­ской Феде­рации про­возглашает:

«Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными на­стоящим Кодексом признаками налогов и сборов, на предусмотренные на­стоящим Кодек­сом либо ус­тановленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодек­сом.»

Конечно, весьма заманчиво предоставить возможность субъектам Фе­дера­ции и местным правительствам в большей степени покрывать расходы своих бюджетов из собственных средств. Но свободой регионов приходится жертво­вать во имя сохранения единства экономического пространства Рос­сии.

Как уже отмечено, налоговая система Российской Федерации сегодня до­полняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Са­мый крупный и значимый из них - Государственный пенсионный фонд. Обяза­тельные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущ­ности имеют харак­тер налогов, но несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим спосо­бом: не встают в них на учет в качестве плательщи­ков. В отличие от Государст­венной налоговой службы эти фонды не имеют серьез­ных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. [5, c. 267-272]

Таким образом, Россия, на этапе перехода к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особен­ностей. [5, c. 295; 14, c. 348-350]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной эконо­мики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социаль­ного развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система начинает складываться с формированием русского цен­трализованного государства при Иване III. Идет процесс становления аппарата сбора налогов, который был достаточно громоздким. В конце  XVIII в. Впервые высказывается мысль о необходимости более справедливого налогообложения, включения в эту сферу и дворянства. В XIX в. в России начинает складываться теория налогообложения. Под влиянием западных ученых-экономистов М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев разрабатывают основы налогообложения Рос­сии, предлагают конкретные пути его реформирования, в частности равномерное рас­пределение налогов на все сословия.

В первые годы советской власти место налогов фактически заняли конфи­скации и ревизии с имущих классов. Налоги приняли форму принудительных сборов и повинностей: продразверстка, трудовая и гужевая повинность и другие. Все больше усиливалось вмешательство государства в определение размеров на­логов и сборов.

В годы Великой Отечественной войны налоги на население  существенно возросли, были введены новые налоги, такие как военный налог. Интенсивно про­водились сборы средств в Фонд обороны.

В годы правления Н.С. Хрущева проводился курс на сокращение и посте­пенную отмену налогов с населения. Во времена перестройки начала постепенно перестраиваться налоговая система. Законы о налогах получались несовершен­ными, требовали корректировки.

Современная налоговая система начала складываться после глубокого эко­номического кризиса и распада СССР. Многие недостатки налоговой системы яв­ляются следствием несовер­шенного законодательства, противоречивости и запу­танности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполни­тельной и законодательной властей.

В результате можно сделать следующие выводы, что налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законода­тельных актов. В первую очередь изменения будут направлены на активиза­цию предпри­нимательства, стимулирование индивидуальных плательщиков в целях повыше­ния их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.

Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой сис­тему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат на­логи раз­личного уровня с учетом национальных и территориальных особен­ностей. Оче­видно, совершенствование налоговой системы будет продол­жаться.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количе­ства налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Неста­бильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема ре­формы налогообложения.

Есть положительные тенденции в сфере реформирова­ния налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объе­динение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет мак­симально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.


Список использованной литературы

1.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

Информация о работе Этапы становления налоговой системы в России