Этапы становления налоговой системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:42, реферат

Описание работы

Налоговая система - наиболее активный рычаг государствен¬ного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Таким образом, вопрос развития налоговой системы в обеспечении гармоничного и сбалансиро¬ванного развития экономики, является одним из важнейших аспектов, обуславли¬вающим актуальность исследования налоговой системы России.

Содержание

Введение 2
1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига 3
2. Изменения в налоговой системе России в период с XVI по XVIII вв. 6
3. Развитие налоговой системы России в период с XIX по XX вв. 9
4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

этапы становления налоговой системы в России.doc

— 149.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              2

1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига              3

2. Изменения в налоговой системе России в период с XVI по XVIII вв.              6

3. Развитие налоговой системы России в период с XIX по XX вв.              9

4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе              15

Заключение              21

Список использованной литературы              23


Введение

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появле­нием первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существо­вать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом циви­лизованном государстве они служат основным источником дохо­дов казны. В со­временном обществе налоговый механизм помимо выполне­ния фискальной функции используется как экономический инструмент воз­действия государства на развитие производства, его отраслевую и территори­альную структуру, состоя­ние научно-технического прогресса, т.е. налоги, вы­полняют важнейшую функцию ре­гулирования хозяйства.

Теория налогообложения является составной частью экономической нау­ки. Причем практическое налогообложение появилось задолго до возник­но­вения эко­номики как отрасли знания. Термин «экономика» был введен в на­учный оборот в V в. до н. э. в Греции. Он происходит от слов «ойкос» – хозяйство , дом и «номос» – правило, закон. Правила ведения домашнего хозяйства – именно так употреблял данный термин ученик Сократа (469 – 399 гг. до н.э.) грече­ский историк Ксено­фонт (434 – 359 гг. до н.э.). Окончательно термин закрепился во времена великого гре­ческого философа и естествоиспытателя Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три круп­ных этапа. На начальном этапе развития от Древнего мира до на­чала средних веков го­сударство не имеет финансового аппарата для установ­ления и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государ­ство прибегает к помощи от­купщиков. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) в стране возникает сеть госу­дарственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, опре­деляет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, совре­менный этап – госу­дар­ство берет в свои руки все функции установле­ния и взи­ма­ния налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Регио­нальные органы вла­сти, местные общины выполняют роль помощников госу­дарства, имея ту или иную степень самостоятельности. [9, с. 3-10]

Налоговая  система  -   наиболее активный  рычаг  государствен­ного   регулирования   социально-экономического развития,   инвестиционной  стратегии,   внешнеэкономической   деятельности, структурных изменений  в  производстве,  ускоренного  развития  приоритетных отраслей. Таким образом, вопрос развития налоговой системы в обеспечении гармоничного и сбалансиро­ванного развития экономики, является одним из важнейших аспектов, обуславли­вающим актуальность исследования налоговой системы России.

Цель данной работе изучение развития налоговой системы в России.

1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига

Объе­динение древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Ос­нов­ным источни­ком доводов княжеской казны была дань. Это по сути дела сна­чала нерегу­лярный, а затем все более систематический прямой на­лог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с под­власт­ных племен. Г. Сак сообщает историк С.М. Соловьев: «Некоторые пла­тили мехами с дыма, или оби­таемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует по­нимать иноземные, главным образом араб­ские, металлические монеты, обращав­шиеся тогда на Руси. «От рала» – т. е. с плуга или сохи.

В 883 г. князь Олег покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань лег­кую. Легкость об­ложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее пла­тившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивле­ния дружине Олега. Тя­жесть этого обложения для них оказалась легче, чем во вре­мена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на бе­регах реки Сожи, и без сопротив­ления стали уплачивать дань киевскому князю, защитив­шему их от хазар. По­след­ним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из та­ких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. Как пишет Н.М. Карамзин, Игорь забыл, что умерен­ность есть добродетель вла­сти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требо­вать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налого­обложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных по­шлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, по­шлина «перевоз» – за перевоз через реку, «гостиная» пошлина – за право иметь склады, «торговая» – за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» уста­навлива­лись соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы до­вольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» – штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым круп­ным меновым знаком на Руси до XIV в.). Эти порядки были уза­конены в Рус­ской Правде князя Ярослава Мудрого.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем, когда уда­лось освободиться от ханских чиновников, – самими русскими князьями «Выход» взи­мался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее ве­ликому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани – откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивин­ские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Напри­мер, ям – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же сле­дует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь на­чалось создание финансовой системы Руси. В качестве главного пря­мого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посад­ских лю­дей. Затем по­следовали новые налоги: ямские, пищальные – для произ­водства пу­шек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строитель­ство засек – укреплений на южных гра­ницах Московского государства.

Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная оклад­ная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным опи­санием всех по­гостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее зем­лею и дво­рами церковнослужителей, затем оброчные волости, села и де­ревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли влады­ки новгород­ского и т. д. При описании каждого селения следует его на­звание (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с по­именованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, коли­чество скашиваемых ко­пен сена, доход в пользу землевладельца, корм, сле­дующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители за­ни­маются не хлебопашеством, а дру­гим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

Кроме дани источником дохода казны великого князя служили об­роки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в пе­риод та­таро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная по­дать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний опре­делялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десяти­ны, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней – 14, худой – 16 четей.

Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно преду­сматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных двора­ми в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы – «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (око­ло 0,5 деся­тины), ее размер в различных местах был неодинаков – зависел от области, каче­ства почвы, принадлежности земель. [4, c. 22-23; 9, c. 10-18]

Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Опи­сания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевла­дельцев сво­дились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, глав­ными из которых были таможенные и винные.

2. Изменения в налоговой системе России в период с XVI по XVIII вв.

Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим по­рядком в соби­рании налогов. Земледельцы при нем были обложены опре­деленным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что за­писывалось в особые книги. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недос­татку в угодьях.

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения слу­жила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описы­вали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка пода­тей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая по­доход­ная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каж­дый работо­спо­собный мужчина был обложен меховой или пушной данью, из­вест­ной под на­зва­нием «ясак». Многие натуральные повинности в это время бы­ли заменены де­нежным оброком.

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко прак­тиковались целевые налоги: ямские деньги, стрелецкая подать для созда­ния регу­лярной армии, полоняничные деньги – для выкупа ратных людей, за­хвачен­ных в плен, и русских, угнанных в полон.

Раскладка и взимание податей производились самими земскими общи­на­ми посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называе­мые «окладные книги».

Главными косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимае­мые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; тамо­женные по­шлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; су­дебные по­шлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служи­ло серьезным пре­пятствием для развития торговли, особенно из-за их искус­ст­венного усложне­ния, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщи­ков.

Сохранились многие решения царя, касающиеся таможенных сборов. В та­моженной грамоте, данной в 1563 г. в село Весьегонское, велено с людей своего уезда брать пошлину с рубля по полторы деньги; с иногородних куп­цов: москов­ских, тверских, новгородских и псковских – с рубля по четыре деньги. Если же приедет рязанец или казанец или какой-нибудь другой ино­земец, то с рубля – по семи денег.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается пре­имуще­ство перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все по­шлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, что­бы торговые люди и ино­земцы не вывозили в Литву и к немцам денег, се­реб­ра и золота. Тамо­женники должны были брать поплатную пошлину по бере­гам реки Волхова с су­дов и пло­тов с плавного весу.

В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые по­шли­ны с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно преро­гативу государства.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Од­нако стройной системы управления государственными финансами не су­щест­вовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ боль­шого прихода. Од­но­временно с ним обложением населения занимались тер­ри­ториальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюж­ская, Владимирская, Костром­ская чети, которые выполняли функции при­ходных касс; Казанский и Сибир­ский приказы, взимавшие ясак с на­селения Поволжья и Сибири; Приказ боль­шого дворца, облагавший нало­гом цар­ские земли; Приказ большой казны, куда направ­лялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший по­шлину за скрепле­ние актов го­сударевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложе­нием церковных и монастырских земель. Помимо пере­числен­ных налоги со­бирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу это­го финан­совая система России в XV – XVII вв. была чрезвычайно сложна и за­путанна.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича, соз­давшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой дея­тельности прика­зов, анализ приходных и расходных книг позволили до­вольно точно определить бюджет государства.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому рас­поряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уло­же­нию 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая по­дать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алек­сее Михай­ло­виче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Взимались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых от­туда грамот – неоклад­ные сборы.

Информация о работе Этапы становления налоговой системы в России