Этапы становления налоговой системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:42, реферат

Описание работы

Налоговая система - наиболее активный рычаг государствен¬ного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Таким образом, вопрос развития налоговой системы в обеспечении гармоничного и сбалансиро¬ванного развития экономики, является одним из важнейших аспектов, обуславли¬вающим актуальность исследования налоговой системы России.

Содержание

Введение 2
1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига 3
2. Изменения в налоговой системе России в период с XVI по XVIII вв. 6
3. Развитие налоговой системы России в период с XIX по XX вв. 9
4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

этапы становления налоговой системы в России.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических ша­гов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Ми­хайло­вича прибегало к экстренным сборам.

С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую день­гу, т.е. прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20 %. Уве­личи­вать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка попра­вить фи­нансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повы­шен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Рас­чет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее населе­ние. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Вы­лов­ленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акци­за солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количе­стве. Возник недос­таток основного пищевого продукта. К тому же у людей, за­нятых тяжелым физиче­ским трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бун­тов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более ра­зумных ос­нованиях. Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случай­ных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Ус­тав, имевший явно протекционистский характер. [4, c. 23-25; 9, c. 16-25; 10, c. 66-71]

3. Развитие налоговой системы России в период с XIX по XX вв.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались госу­дарст­вен­ные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Ко­личество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки це­левого назначения: на строительство государственных больших дорог, на устрой­ство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государст­венных долгов (действовали с 1812 по 1820 гг.). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечис­ленных налогов – на уплату долгов. Причем дворяне, которые жили за гра­ницей не по службе и проживали доходы вне отечества, «должны были пла­тить вдвое».

Существовали специальные государственные сборы. Таков, например, вве­денный в 1834 г. сбор с проезда по законченному к тому времени шоссе Санкт-Пе­тербург – Москва. К 1863 г. этот сбор распространился на 23 шос­сейные до­роги. Взимаются сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, с железно­дорожных грузов, перевозимых большой скоростью, сборы в мор­ских портах.

Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по ак­там дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие пря­мого права наследования.

Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Об­лагались полисы по страхованию от пожара. Кроме государственных нало­гов име­лись местные. [10, c. 86-88]

Налог на недвижимую собственность был установлен в размере 0,5 % с оценки ее, произведенной в 1821 г.

В 1831 г. дополнительно регламентируются торговые сборы. Появля­ется до­кумент «О определении соответственного акцизного сбора с разного звания тор­гующих людей в пользу Санкт-Петербургской и Московской Сто­лиц. Вы­сочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 31 ок­тября 1831 г.». В нем предлагается означенный сбор производить по ниже­следую­щей табели:

С иногородних купцов I и II гильдии, одних, не имеющих в столице собст­венности и производящих оптовую торговлю, – по полупроценту с гильдей­ского капитала.

С иногородних купцов III гильдии, доставляющих съестные припасы, – по 50 руб. с лица.

С иногородних купцов I и II гильдий, записанных для мелочного торга в III гиль­дию, – на сем же основании. Если они производят и оптовую тор­говлю, то обяза­ны платить особо по полупроценту с гильдейского капитала.

С находящихся в приказчиках и сидельцах, кроме помощников их и ра­бо­чих: иногородних купцов III гильдии – по 25 руб. с лица, иногородних ку­пече­ских детей – по 20 руб. с лица, иногородних мещан и крестьян – по 15 руб. с лица.

С иногородних членов купеческих семейств, в одном капитале состоя­щих и производящих торговлю не для своего семейства, а для посторонних – по 20 руб. с лица. [4, c. 38; 9, c. 69-95]

Предусматривались меньшие сборы с торгующих крестьян. В апреле 1836 г. были «высочайше утверждены» новые налоги и сборы «для прираще­ния город­ских доходов». Были введены налоги:

1. С торговых и ремесленных заведений.

а) с магазинов, лавок и прочих торговых заведений, в жилых домах по­ме­щаемых, равно с ренсковых погребов, подворьев, портерных и овощных лавочек;

б) с постоялых дворов, содержимых купцами и мещанами;

в) с фабрик и заводов по числу на оных рабочих;

2. С разных лиц, обязанных по занятиям и промыслам своим платежом ак­цизы го­роду.

а) с занимающихся извозчичьим промыслом;

б) с извозчичьих колод;

3. С разных других статей городских доходов.

а) с торговых частных бань;

б) с провозимых через таможню товаров;

в) возврат от разных ведомств издержек, употребляемых из город­ских до­хо­дов на освещение фонарей;

г) с пивоварен;

д) сборы существующие, по коим допускается усиление;

е) с трактирных заведений;

ж) с протеста векселей и явки заемных писем;

з) с записи контрактов у маклеров;

Доходы государства росли, но увеличивались и расходы. В середине 50-х годов финансовое положение страны оказалось в очередной раз подорван­ным из-за огромных военных расходов, вызванных Крымской войной.

Громадный дефицит 1854 – 1856 гг. пришлось покрывать за счет повы­шения на­логов, займов и работы печатного станка. Финансовая ситуация усу­гублялась кризисными явлениями в промышленности и торговле, вызван­ными нехватками капиталов. Для их оживления были снижены таможенные пошлины на ряд мате­риалов, необходимых для развития российской про­мышленности. – Был усилен контроль за расходованием средств. В 1862 г. Александр II утвердил новые бюд­жетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и от­четности. Все финансовые ресурсы сосредоточивались в казначействе. В губер­ниях создавались контрольные па­латы. Каждое мини­стерство и ведомство было обязано представ­лять подроб­ные сметы расходов с указанием отдельных статей.

В следующем году в налоговой системе России произошли существен­ные изменения. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с го­род­ской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские по­мещения, сады, огороды, оранжереи, другие строения, а также пустующие земли. Не подлежали обложению: имущества, содержавшиеся за счет казначейства; иму­щества, принадлежащие земству, духовным ведомст­вам, благотворительным орга­низациям, ученым обществам, учебным заведе­ниям; имущества, не приносящие дохода; малоценные имущества, на кото­рые сумма налога не превысила бы 25 коп. [9, c. 96-112]

Финансовое положение России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым. На­логи планировались по трем подразделениям: пря­мые налоги – 264,5 млн. руб., косвен­ные налоги – около 710 млн. руб. и по­шлина – более 230 млн. руб. Среди прямых общегосударственных налогов вы­де­лялся промысловый налог – 145,8 млн. руб. с ростом к 1913 г. на 12,2 млн. руб., или на 9,1 %, что говорит о развитии промыш­ленности в России. Позе­мельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принес­ти казне 83 млн. руб.

Исполнение бюджета России в 1914 г. не было доведено до конца. Мир­ное развитие страны прервалось. Мировая война губительно сказалась на фи­нансовом положении страны. Резко выросла бумажноденежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повы­шать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стреми­тельно росли суммы займов как внутренних, так и внешних. [4, c. 39; 9, c. 113-115, 122-128; 10, c. 89-91]

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны насту­пил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Появи­лись иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредит­ных операций, при­няты меры по укреплению денежной единицы.

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в на­правлении, противоположном процессу общемирового развития. От нало­гов она перешла к административным методам изъятия прибыли предпри­ятий и перерас­пределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятель­ности предприятий в ре­шении финансовых вопросов лишали хозяйственных руко­водителей всякой ини­циативы и постепенно подводили страну к финан­совому кризису.

В 1930 г. началось осуществление налоговой реформы, коренным обра­зом изменившей систему взимания налогов на территории СССР. К началу 30-х гг. общее количество платежей, которое уплачивало среднее предпри­ятие, достигло 86. Проведение налоговой реформы было нацелено на упро­щение налоговой сис­темы, унификацию платежей, сокращение общего числа платежей, которые должно было уплачивать предприятие. Основными меро­приятиями данного пе­риода наряду с уже упоминавшимся объединением ряда налогов в налог с оборота были меры, направленные на перестройку от­ношений между предприятием и бюджетом. Первоначально, в 1930 г., в ос­нову формирования системы платежей предприятия формально был положен налоговый принцип: предприятия промыш­ленности должны были отчислять в бюджет 81 % прибыли, предприятия торговли – 84%, а предприятия водного транспорта – 30 %. Однако уже в 1931 г. был изме­нен этот принцип: размер отчислений от прибыли стал устанавливаться диффе­ренцированно в зависи­мости от объемов полученной предприятием прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства. В резуль­тате фактические ставки отчислений от прибыли в этот период колебались в пре­делах от 10% до 81% прибыли.

Налог с оборота, сформированный в результате объединения промы­слового налога, акцизов и ряда других налогов, стал устанавливаться в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к обороту или валовой выручке. Ре­альные суммы платежа, включаемые в цену товара, дифференцировались в зависимости от зна­чимости того или иного товара отрасли. Фактически этот переход выразился в по­этапном отказе от налоговых схем и переходе к пря­мому установлению двух уровней цен – оптовой цены предприятия и опто­вой цены промышленности, раз­ность между которыми и составлял, в конеч­ном счете, налог с оборота.

Вплоть до конца 80-х гг. XIX в. в данную систему неоднократно вноси­лись изменения, которые, однако, не меняли ее существа.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 30-е годы в СССР возни­кает ка­чественно новая экономическая ситуация. Налоговая система факти­чески пере­стает функционировать как самостоятельный экономический ин­ститут и транс­формируется в один из элементов механизма централизован­ного планового регу­лирования экономики. Значение регулирующей функции постепенно снижается, а превалирующей в налоговой политике становится реализация фискальной функ­ции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных пред­приятий и населения с целью их последую­щего перераспределения через систему централизованного планового регу­лирования социалистической экономики. [4, c. 40-41; 9, c. 179, 199-202, 209-210]

В течение четырех послевоенных десятилетий система налоговых пла­тежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием госу­дарственного монополизма в сфере распределительных отношений.

Основными налоговыми платежами являлись:

1.      Налоги с населения.

а) подо­ходный налог;

б) сельскохозяйственный налог;

В) налог на холостяков, оди­ноких и ма­лосемейных граждан.

2.      Налоги с предприятий.

а) налог с оборота и платежи из при­были с государственных предприятий:

б) подоходный налог с предприятий и хозяй­ственных органов кооператив­ных и общественных орга­низаций. [9, c. 260-261]

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, нало­говые платежи все более теряли характер многофункционального эко­номического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой системы как таковой.

В период 80-х – начала 90-х годов налоговая система выступила в роли дес­табилизирующего фактора отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и на­лога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тор­мозила его научно-техническое развитие, стимулировала разбалансирование то­варного рынка. Не будучи приспособленной к новым условиям развивающихся рыночных отношений, она не обеспечивала запла­нированных объемов финансо­вых поступлений и, таким образом, перестала выполнять в полной мере свою ос­новную функцию – фискальную.

Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 80-90-х го­дов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяй­ствен­ный комплекс потребовали создания новой налоговой системы. [9, c. 386-38]

Информация о работе Этапы становления налоговой системы в России