Экономическое содержание налога и его развитие

Автор: Александр Ди, 06 Декабря 2010 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………..………………………………………..3
Глава 1 .Экономическое содержание налогов………………..……………………………….4
1.1 . Сущность налогов…………………………………………….………………………..4
1.2. Функции налогов……………………….……………………………………………….6
Глава 2. Развитие налогов в России……………………………………………………………8
2.1. Развитие налогообложения в России до начала ХХ века……………………………8
2.2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке……………………………………..11
2.3. Современная система налогообложения РФ………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………...………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 97.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

    В отношении налогообложения доходов  от индивидуальной трудовой деятельности первоначально был избран рестриктивный  подход, в соответствии с которым  уровень налогообложения этой категории доходов  был существенно выше, чем уровень налогообложения тех же сумм, полученных от занятости по найму. Так, доля налога в доходах в размере средней заработной платы (530 руб. в 1991 г.), полученных от выполнения трудовых обязанностей, составляла 12,1%, а при индивидуальной трудовой деятельности – 23,8% (по союзному законодательству). Позже дискриминационный характер налоговой системы в отношении индивидуального предпринимательства был устранен.

    Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента РФ т 22.12.1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с субъектами РФ с 1994 г.». Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21.11.1991 – Указом Президента РФ № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (ранее она была в составе Министерства финансов). 27.12.1991 г. – принят Закон «Об основах налоговой системы в РФ». 31.12.1991 г. – утверждено «Положение о налоговой службе РФ». Действующая ныне налоговая система России практически введена  с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

    Завершающий этап формирования налоговой системы  в РФ 31.07.1998 г. – принята первая часть Налогового кодекса РФ № 146-ФЗН: Принят Государственной Думой 16.07.1998 г., одобрен советом Федерации 17.07.1998 г.. Введен в действие с 1.01.1999 г. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23.12.1998 г. – Указом Президента РФ № 1635 «О министерстве РФ по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.

    На  втором этапе выделяется тенденция  – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки  увеличить долю прямого налогообложения, которые в конечном счете приводили к обратному результату – росту косвенного обложения. 

    2.3. Современная налоговая система Российской Федерации

       Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.

        В общем виде налоговая система РФ может быть представлена на схеме.

 

 
 

 

    Понятия конкретных видов налогов, составляющих налоговую систему РФ, порядок установления и разграничение полномочий по определению тех или иных элементов налогов между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления можно детализировать в таблице 5.

    Таблица 5[19]

 
Вид налога
 
Порядок установления
Правовые  акты, определяющие элементы налогообложения
Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления Законы субъектов РФ НК РФ
Федеральные налоги и сборы Устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ - - Все элементы налогообложения
Налоги  и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) Устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Н РФ законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ -
  • налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • формы отчетности по налогу;
  • налоговые льготы и основания для их использования
Все элементы налогообложения, за исключением приведенных в колонке 4
Местные налоги и сборы Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований
  • налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • формы отчетности по налогу;
  • налоговые льготы и основания для их использования
Все элементы налогообложения за исключением приведенных в колонке 3.
 

     Одним из общих принципов построения налоговой системы РФ является невозможность установления региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ. Это означает, что перечень налогов, устанавливаемых на территории РФ, является закрытым, то есть может быть расширен только путем внесений изменений и дополнений в НК РФ.

     Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

        К федеральным налогам и сборам относятся [1]:

    1) налог на добавленную стоимость; 

    2) акцизы;

    3) налог на доходы физических  лиц; 

    4) налог на прибыль организаций;

    5) налог на добычу полезных ископаемых;

    6) водный налог;

    7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    8) государственная пошлина. 

    К региональным налогам относятся:

    1) налог на имущество организаций; 

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог. 

        К местным налогам относятся:

    1) земельный налог; 

    2) налог на имущество физических  лиц.   

    В России налоговая система складывалась в начале 90-х гг. XX века, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. На ее становлении и развитии сказались отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране. За период становления налоговое бремя легло на население. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

          Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения .Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет ,практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.

    Третья  тенденция – постоянные колебания  от акцизного обложения алкогольной  продукции и винно-водочных изделий  к государственной монополии  на эту группу товаров. Еще одной не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего хода исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения , типах налогов и способах их исчисления на различных территориях российского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Для достижения цели поставленной во введении, я исследовал экономическую сущность налогов и их развитие, рассмотрел состояние налоговой системы РФ. Для достижения цели я выполнил следующие задачи: раскрыл сущность налогов, рассмотрел основные функции налогов, проанализировал развитие налогов с течением времени, оценил налоговую систему РФ.

       Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Из экономического содержания непосредственно следуют 4 основные функции налогов : фискальная, контрольная, стимулирующая и распределительная.

   В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

      Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

    Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы : 

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.:, 2010.

    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.:, 2010.

    3. Евстигнеев Е.Н.Налоги и налогообложение. Учебное пособие для ВУЗов(изд.6).Питер. 2009

    4. Жидкова Е.Ю., Налоги и налогообложение. учебное пособие для Вузов Жидкова Е.Ю., Эксмо, 2010г

    5. Клюкович З.А. Налоги и налогообложение. Феникс, 2009.

    6. Лазарева Н.В. ; Лазарева Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - ("Высшее образование") (ГРИФ) ; 2009 ; Феникс

    7. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России : учебник / Л. Н. Лыкова. - М. : Дело, 2006.

Информация о работе Экономическое содержание налога и его развитие