Экономическое содержание налога и его развитие

Автор: Александр Ди, 06 Декабря 2010 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………..………………………………………..3
Глава 1 .Экономическое содержание налогов………………..……………………………….4
1.1 . Сущность налогов…………………………………………….………………………..4
1.2. Функции налогов……………………….……………………………………………….6
Глава 2. Развитие налогов в России……………………………………………………………8
2.1. Развитие налогообложения в России до начала ХХ века……………………………8
2.2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке……………………………………..11
2.3. Современная система налогообложения РФ………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………...………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 97.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

    Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV веку, отменен он был только после     Февральской революции 1917 г. Естественно, что этот вид налогообложения не оставался неизменным на протяжении почти пяти веков его существования. Если исторически этот вид обложения возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пушниной, скотом), то позднее, с XVIII века, он стал приобретать и денежный характер. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Причем, в разные исторические периоды в разных областях России предметы обложения были также разными. Так, для кунгурских татар и башкир этот налог был поземельным сбором, для большинства сибирских народов – поголовным, для якутов – взимавшимся в соответствии с количеством скота.[17]

    На  протяжении второй половины XVIII – начала XIX века продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями  в этот период было уточнение налогообложения купечества:

    -  введения налогообложения имущества (фабрик и заводов – по рублю со стана, а где стана нет – по 1% с капитала);

    -  введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.

    Позднее была введена гильдейская подать (гильдейский сбор с объявленных капиталов) – начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати. В дальнейшем гильдейское обложение неоднократно пересматривалось.

    Гильдейская реформа графа Канкрина в 1824 г. фактически положила начало второму периоду в развитии обложения торговли и промышленности и сформировала условия для последующего перехода к промысловому обложению. Именно в этот период была введена патентная система обложения торговли и промыслов, которая сохранялась  (зачастую со значительными модификациями и некоторыми перерывами) вплоть до 30-х годов ХХ в., в начале которого была восстановлена система винных откупов, снижены налоги на соль, подушная подать была распространена на инородцев, изменено налогообложение табака, отменены внутренние судоходные пошлины.

    Откупы  представляли собой специфическую  модель сбора налогов с населения, при которой государство передавало право на сбор определенных налогов  частным лицам – откупщикам. В России в разные периоды, начиная с XV века, существовали таможенные, соляные и винные откупы. Наиболее широкое распространение получили винные откупы в XVIII – XIX вв., фактически представлявшие одну из возможных форм реализации государственной винной монополии. Восстановленные в 30-х годах XIX века винные откупы просуществовали до 1863 г., когда были заменены акцизами на алкогольную продукцию.

    На  этом этапе можно выделить тенденцию  о периодическом и постепенном  возрастании числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, направленной на упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов начинает расти, давая начало следующему циклу реформирования. 

    2.2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке

    Дореволюционный период

    Основы  налоговой системы России конца  XIX – начала XX века были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863 – 1865 и 1885 – 1887 гг.

    К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложение, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882 – 1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога. В начале ХХ в. роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика. 

    Таблица 2

Данные  об исполнении государственного бюджета России за 1906 г. (руб., % к итогу).[21]

Прямые  налоги

В том числе:

Налоги поземельные, с недвижимых имуществ и подати

Государственный промысловый налог

Сбор с доходов  от денежных капиталов

163 182 406 (7,18) 

60 527 366 (2,66)

82 452 448 (3,63)

20 202 592 (0,89)

Косвенные налоги

В том числе:

Сбор с питей

Табачный доход

Сахарный доход

Нефтяной доход

Спичечный доход

Таможенный доход

466 246 670 (20,52) 

39 393 695  (1,73)

59 902 709 (2,64)

108 825 543 (4,79)

29 863 260 (1,31)

14 990 999 (0,66)

213 270 464 (4,99)

Пошлины

В том числе:

Гербовые, судебные, канцелярские

С переходящих  имуществ

Прочие

113 268 466 (4,99) 

53 949 126 (2,37)

21 968 397 (0,97)

37 350 943 (1,64)

Правительственные регалии

В том числе:

Монетный доход 

Горный доход

Почтовый доход

Доход от казенной продажи питей

Прочие

777 048 028 (34,21) 

5 257 302 (0,23)

35 843 (0,00)

46 004 972 (2,03)

697 503 834 (30,70)

28 246 077 (1,24)

Прочие  доходы 751 9247 378 (33,10)
Итого доходов 2 271 669 948 (100,00)

       Как видно из приведенных данных, в России основными по объемам были неналоговые доходы. На долю налогов приходилось менее 33% обыкновенных доходов. Наиболее значительными из числа неналоговых доходов этого периода были казенные доходы от продажи питей, которые устойчиво превышали 30%.

        До введения винной монополии с 1895 г. спирт и иная алкогольная продукция подвергались акцизному обложению. Еще до выведения винной монополии в 1886 г. доля питейных акцизов в общем объеме доходов российского бюджета составляла 37,6%

    В Российской империи в конце XIX – начале ХХ века основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основным компонентов:

      -  основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства

      -  дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам:

      1. с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

      а) налога с капитала

      б) процентного сбора с прибыли

      2.  с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

      а) раскладочного сбора

      б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум

      Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:

      -  местности (существовало пять классов местностей в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);

      -  разряда торгового или промышленного предприятия.

    До 1898 г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.

    Позднее были введены дифференцированные критерии:

      -  для кредитных организаций – в зависимости от суммы капитала;

      -  для страховых организаций – в зависимости от суммы страховых премий;

      -  для торговых акционерных предприятий – в зависимости от суммы капитала;

      -  для торговых не акционерных предприятий оклады устанавливались по пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля; мелочные товары особо поименованные; развозный и разносный торг);

      - для промышленных предприятий было установлено три разряда в зависимости от числа рабочих.

        Если отсутствовали четкие признаки, по какому именно разряду облагать ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по тому разряду, в котором цена свидетельства составляла бы не менее 5% нормальных размеров прибыли, установленной для раскладочного сбора.

        В рамках дополнительного сбора важную проблему на протяжении всего периода существования данного налога составлял раскладочный сбор. Его величина устанавливалась как общая сумма необходимых бюджету средств по данному налогу на грядущее трехлетие. Далее эта величина «раскладывалась» на губернии (этот сбор существовал только в губерниях европейской России и четырех сибирских). В рамках губерний специальный орган – губернское раскладочное присутствие – «раскладывал» данную сумму на налогоплательщиков. Теоретически «раскладка» проводилась исходя из объявляемого оборота и оценки процента средней прибыльности. Однако на практике зачастую раскладка велась пропорционально платежеспособности владельца предприятия, а не по объективным показателям его оборота и рентабельности.

    Определенный  интерес представляет список льгот  по данному налогу в части раскладочного сбора. От раскладочного сбора освобождались:

    -  вновь возникающие предприятия в течение первого года работы:

    -  предприятия, прибыль которых не превышала определенный минимум (в 1895 г. в двух столицах – 350 руб., в местностях 1-го класса – 300 руб. и т. д.);

    -  личные промысловые занятия;

    -  некоторые другие.

    Схема промыслового налога действовала в  Российской империи начиная  с  налоговой реформы 1898 г. До 1917 г. в нее неоднократно вносились частные изменения (список местностей, относящихся к тому или иному разряду, изменение процентных ставок, изменение списка льгот и др.). Однако корректировки не меняли схемы по существу.

    Так, в 1916 г. государственный промысловый  налог в части основного промыслового налога уплачивался при выборке промысловых свидетельств на право торговли для каждого предприятия и каждой торговой лавки. Местности делились на четыре класса плюс столицы. В столицах промысловые свидетельства выдавались не ниже второго разряда. К местностям первого класса относились, в частности, Варшава, Киев, Одесса, Рига, к местностям второго класса – в частности, Астрахань, Баку. Казань, Иркутск, а также пригороды Москвы, Санкт-Петербурга. Например, основной промысловый налог в местностях первого класса по первому разряду предприятий уплачивался в размере 187,5 руб. + 30 руб. (по основному торговому помещению и с каждого складского помещения).

    Первая  мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя  к повышению общего уровня налогов  в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги:

      - временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;

      - налог на военную прибыль;

      - особый временный налог на русский хлопок;

      - единовременный налог на телефоны и др.

        Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась в экономической литературе и средствах массовой информации с 80-х годов XIX века. Первый активно обсуждавшийся проект подоходного налога относится к 1879 г. Им предусматривалось введение этого налога в качестве замены подушной подати. На протяжении почти 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутировалось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.

    Первый  Закон о подоходном налоге фактически был утвержден лишь в 1916 г. Введенное положение распространялось на все местности Российского государства (за исключением Великого княжества Финляндского). Налог должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:

      - капитала;

      - недвижимости, арены;

      - торговых, промышленных и иных предприятий;

      - профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды занятий;

      - иных, не поименованных выше источников доходов.

    Не  попадали под налогообложение такие  виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.

    К кругу налогоплательщиков были отнесены:

      - российские поданные (за исключением не проживающих постоянно в России);

      - иностранные граждане, постоянно проживающие в России;

        Кроме того, обложение подоходным налогом предполагалось распространить на сословные общества, биржевые, торговые пи промышленные общества, акционерные общества и компании паевые и иные товарищества и некоторые другие организации и институты.

Информация о работе Экономическое содержание налога и его развитие