Характеристика налогообложения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность и необходимость развития налогообложения и его реформирования.
Исходя из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:
-Раскрытие сущности налоговых отношений;
-Определение характеристики налогообложения в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………....................................2
1.Теоретические основы налоговых отношений………...................................4
1.1.Возникновение налогов, их развитие……………………………………...4
1.2.Основные налоговые теории……………………………….........................8
1.3.Сущность и функции налогов……………………………………………..16
2. Характеристика налогообложения в РФ…………………………………..22
2.1. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ …………………………………………………………………………………...22
2.2. Современное состояние налоговой системы РФ…………………….…..28
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в РФ…………………………………………………………...32
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения………32
3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ…………………………44
Заключение……………………………………………………………..……….47
Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Nalogi_PNYu.docx

— 89.90 Кб (Скачать)

6) принцип истолкования всех неясностей  в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога  или сбора.     

В экономической литературе встречается  и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:     

1)принцип подвижности  (эластичности) – суть его заключается в  том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными  потребностями государства;     

2)принцип стабильности – этот  принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков при планировании своих доходов, в том числе  налоговом планировании);     

3)принцип исчерпывающего перечня  региональных и местных налогов  – суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.     

В мировой практике имеет место  использование и ряда других принципов налогообложения,к которым можно отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип  стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального  удобства для налогоплательщиков; принцип  обложения чистых доходов налогоплательщика  и др. 

 

 

     

 

 

 

 

   

 

 

 

 

2.2 Современное состояние  налоговой системы РФ     

По  мнению многих ученых и авторов, современная  налоговая система РФ, являясь  наиболее важным механизмом регулирования  экономики, не в полной мере соответствует  условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной  и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению  отчетности и компьютеризации.    

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и  изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами ,порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы  субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромныхпотоков налоговой информации,усложняет процесс сбора  и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.     

Концентрация  основных сумм налоговых платежей в  федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные  образования регионов в их экономическом  развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия  доходов у субъектов налога в  пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что  множество субъектов налога как  производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.     

Обобщив результаты исследований, проведенных  отечественными учеными и специалистами, можно выделить следующие «узкие места» в налоговой системе нашей  страны:  1)переоценка роли налога на прибыль, от уплаты которого можно уклонитьсязная особенности налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты. В  частности, в зависимости от  вида и формы предприятия, политики  руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует  цель обанкротить предприятие  или уйти от налогообложения.      

2)сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, формирование  фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов  и неналоговых поступлений, и в принципе их формирование производится изодних и тех же налоговых источников. Этого можно избежать, если в бюджет предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда  в бюджете будет определенная статья,на счет которой законом предусматривается перечисление  определенной суммы средств. В  данном случае:      

-не нужно будет содержать огромное  количество лишних служащих, что  приведет к упрощению налоговой  и бюджетной систем и их  экономичности;     

уменьшится число инструкций и писем соответствующих органов, упростится информационная база  налоговой и бюджетной систем;     

-упростятся функции отдельных  органов власти и бюрократические  процедуры внутри налоговой и  бюджетной систем;     

-появится возможность упростить  процесс автоматизации, что повысит  экономичность налоговой и бюджетной  систем.     

3)неоправданное принижение роли и значения налогов, взимаемых с физических лиц. В РФ доля подоходного налога в Консолидированном бюджете РФ колеблется на уровне 9,6-10,6 и более, в Федеральном  бюджете на 2010 год – 0,5-1 %, региональных бюджетах – от 9,2 до 9,8 %, местных бюджетах – от 19 до 19,5 % от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Аналогичная картина присуща системам налогообложения государств СНГ и ряда зарубежных стран. В целом эта доля значительно превышает такие виды платежей, как платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и сопоставима с акцизами.     

4)принижение роли налога на  имущество физических и юридических  лиц. Из анализа собираемости налогов в РФ следует, что нельзя принижать роль и значение  данного вида налога в общем  бюджете государства. На его  долю приходится в среднем  6,7 % в общем Консолидированном  бюджете РФ, 0,1-02 % в федеральном, 9 % в региональных и до 10 % в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Немногим эта доля отчислений в сторону увеличения или уменьшения отличается в странах СНГ и ряде зарубежных стран. Несомненно,доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9 %, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3 % - физическими лицами.     

5)в законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения  природных ресурсов. В частности,  в налоговом законодательстве  РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели  получают колоссальные прибыли.  Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.

6)необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения. Например,несвоевременная постановка на учет в налогом органе влечет за собой штрафные санкции  в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяце  по истечении установленного  срока влечет взыскание штрафа  в размере 30 % от суммы налога, подлежащей уплате на основании  этой декларации,неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой  базы влечет взыскание штрафа  в размере от 20 до 40 % от суммы  неуплаты налога и так далее.      

7)необоснованное большое количество  налогов и сборов – при этом  многие налоги по своему назначению  сходны, и их можно объединить  в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним налогом на доход и  установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Зарубежный опыт реформирования  системы налогообложения

   Налоговые системы отдельных стран мира формировались в разных условиях. Лишь в середине XX в. в развитии систем налогообложения наметились общие закономерности, связанные с послевоенными экономическими реформами. Высокий уровень государственных расходов в то время естественно сопровождался высокими налогами. Кроме того, считается, что даже в странах европейского сообщества действуют весьма сложные и разноуровневые системы налогообложения. Значимость одних и тех же налогов в различных странах неодинакова. Так, во Франции доля косвенных налогов в доходах бюджета составляет 62,7 %, а в Нидерландах только 41,3 %.

   Следует отметить, что механизм распределения и перераспределения государственных финансовых ресурсов между центральными и местными органами, масштабы налоговой компетенции каждого уровня власти, наделение их налоговыми источниками в соответствии с выполняемыми функциями и принципами автономии определяются конституционным устройством страны. В зависимости от того, на скольких уровнях осуществляется разделение власти в стране, налоговая система может быть двух- или трехзвенной. Так, в странах с федеративным делением (США, Германия, Канада) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональными органами (штатами, департаментами, землями и т. п.), местными  органами  власти   (муниципалитетами,  графствами, коммунами и др.). В государствах, не имеющих федеративного деления (Франция, Япония и др.), существует двухуровневая налоговая система, основанная на общегосударственных и местных налогах.

   Федеральные налоги являются доходной базой федеральных бюджетов. Федеральный бюджет — бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеративную форму государственного устройства. Бюджетная система федеративного государства имеет три звена: федеральный бюджет, бюджет планов федерации (в США — штатов, в ФРГ — земель, в Канаде — провинций, в Швейцарии — кантонов) и бюджеты местных органов власти. Как уже отмечалось, все звенья бюджетной системы формально независимы и не входят в федеральный бюджет. За федеральным бюджетом закрепляются важнейшие доходы и расходы.

   Например, в США к доходам федерального бюджета относятся важнейшие прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование, налоги с наследств и дарений), ряда косвенных налогов (акцизы от обложения алкогольных напитков, табачных изделий, бензина, таможенные пошлины). В ФРГ в доходы федерального бюджета частично поступает ряд крупнейших налогов, в том числе в составе прямых — налог на заработную плату (более 40 %), корпорационный налог (50 %); косвенных — налог на добавленную стоимость (66—67 %), налог с оборота импорта. Кроме того, за федеральным бюджетом целиком закреплены более 10 индивидуальных акцизов, важнейшие из которых — на табак, горючее, вино, кофе, сахар; таможенные пошлины и некоторые другие налоги.

   Дадим краткую характеристику отдельных налогов, наиболее распространенных в экономически развитых странах мира.

   Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на товары и услуги, применяемый в странах — членах Европейского экономического сообщества, а также в Швеции, Австрии и некоторых других промышленно развитых странах мира. Впервые введен во Франции в 1954 г. С середины 70-х годов он стал неотъемлемой частью налогообложения стран — членов ЕЭС. Налоговая база — стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. В облагаемый оборот включается не вся выручка от реализации товаров или услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации (заработная плата, начисления на нее, амортизация, прибыль). Налоговый оклад равен налогу с общей стоимости проданных товаров или оказанных услуг минус налог, уплаченный в предыдущем звене. В результате регулярного поступления в бюджет и универсальности налог на добавленную стоимость — один из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80 % всех косвенных налогов во Франции, более 50 % в Великобритании и ФРГ. Его распространение объясняется сравнительно высокой эффективностью мобилизации средств в бюджет в условиях инфляции и возможностью использования для контроля за производством, а также регулированием цен, инвестиций. Кроме того, налог на добавленную стоимость используется как средство регулирования экономики и инструмент экономической интеграции западноевропейских стран. Государство стимулирует экспорт, освобождая его от налога на добавленную стоимость.

   Кроме того, не во всех странах действует единая ставка налога на прибыль. Так, в США и Великобритании она приобретает черты прогрессивного налога. В США первые 25 тыс. долларов прибыли компаний облагаются по ставке 15 %, сверх 100 тыс. долларов — 46 %. Сейчас пересматриваются ставки в сторону снижения, и максимальный уровень обложения составляет 33 %. В Великобритании также применяется прогрессивная система налоговых ставок (от 25 до 35 % ) в зависимости от величины прибыли, подлежащей обложению. Во Франции налог на прибыль составляет 42 %, при этом нераспределенная прибыль облагается по ставке 37 %. В Германии наоборот. Если прибыль не распределяется, то налоговая ставка составляет 50 %, а при ее распределении в виде дивидендов — 36 %.

   Объектом налога на прибыль корпораций служит облагаемая прибыль компаний, равная валовой прибыли за минусом суммы установленных налоговым законодательством вычетов и скидок. К вычетам относятся производственные, коммерческие, транспортные издержки, проценты по задолженности, убытки, расходы на рекламу, научно-исследовательские расходы, а также дивиденды.

Информация о работе Характеристика налогообложения в РФ