Характеристика налогообложения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность и необходимость развития налогообложения и его реформирования.
Исходя из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:
-Раскрытие сущности налоговых отношений;
-Определение характеристики налогообложения в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………....................................2
1.Теоретические основы налоговых отношений………...................................4
1.1.Возникновение налогов, их развитие……………………………………...4
1.2.Основные налоговые теории……………………………….........................8
1.3.Сущность и функции налогов……………………………………………..16
2. Характеристика налогообложения в РФ…………………………………..22
2.1. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ …………………………………………………………………………………...22
2.2. Современное состояние налоговой системы РФ…………………….…..28
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в РФ…………………………………………………………...32
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения………32
3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ…………………………44
Заключение……………………………………………………………..……….47
Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Nalogi_PNYu.docx

— 89.90 Кб (Скачать)

 

 

Введение…………………………………………………....................................2

1.Теоретические основы  налоговых отношений………...................................4

1.1.Возникновение налогов, их развитие……………………………………...4

1.2.Основные налоговые теории……………………………….........................8

1.3.Сущность и функции налогов……………………………………………..16

2. Характеристика налогообложения  в РФ…………………………………..22

2.1. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ …………………………………………………………………………………...22

2.2. Современное состояние налоговой системы РФ…………………….…..28

3. Зарубежный опыт реформирования  системы налогообложения и практика  его применения в РФ…………………………………………………………...32

3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения………32

3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ…………………………44

Заключение……………………………………………………………..……….47

Список  литературы…………………………………………………………….49  

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История налогообложения в России – сложное  переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в  большей или меньшей мере и  для других стран. В значительно  мере они сохранены и в современной России. Первая тенденция периодическое постепенное  разрастание  числа  налоговых платежей и податей, заканчивающееся  налоговой реформой, целью которой является упрощение  податной системы  и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов  вновь начинает возрастать, давая  начало следующему циклу реформирования.  Вторая  тенденция – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки  увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили  к обратному результату – росту  косвенного обложения. И, наконец, третья тенденция – постоянные колебания  от акцизного обложения алкогольной  продукции и винно-водочных изделий  к государственной монополии  на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько  тенденцией, сколько характерной  чертой системы налогообложения  на протяжении всего исторического  развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.      

Налоговое законодательство РФ в части определения налога выделило его из общего понятия «налога, сбора, пошлины как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд». Налоговый кодекс, введенный в действие с 1.01.1999 г., развивает определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».     

Актуальность  данной курсовой работы определена недостаточным уровнем развития современной налоговой системы РФ, и хотелось бы раскрыть данное явление исходя из приведенных в курсовой работе фактов, а также зарубежного опыта реформирования системы налогообложения.      

Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной  налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность  и необходимость развития налогообложения  и его реформирования.     

Исходя  из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:

-Раскрытие сущности налоговых отношений;

-Определение характеристики налогообложения в РФ;

-Рассмотрение зарубежного опыта развития налогообложения и возможности его применения в нашей стране.

   При написании работы использовались учебная литература, статьи, законодательные акты РФ и другие нормативно-правовые документы.

 

 

      

 

 

    

 

 

 

1. Теоретические основы  налоговых отношений

1.1 Возникновение налогов,  их развитие

   История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента  возникновения государства и  разделения общества на классы, когда  нарождающиеся социально-государственные  механизмы первобытного общества потребовали  соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и  его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь  перегораживал устье реки, место  слияния двух рек или горный перевал  и взимал плату за проход с купцов и путешественников.      

В. Пушкарева в развитии налогообложения  выделяет три периода, каждый из которых  характеризуется теми или иными признаками и особенностями.      

1.Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные  системы древнего мира и средних  веков, отличается неразвитостью  и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги  и механизмы их взимания возникают  в зачаточном состоянии.       

Возникновение налогов относят к периоду  становления первых государственных  образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный  аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение  налогообложения.      

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно  натуральную форму. Подданные несли  повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также  уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.      

Одной из первых организованных налоговых  систем, многие стороны которой находят  отражение и в современном  налогообложении, является налоговая  система Древнего Рима.      

На  ранних этапах развития Римского государства  налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий.

   Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим  достатком на основании заявления  о своем имущественном состоянии  и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы  налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.      

Интересно отметить, что многие принципы определения  объектов налогообложения и подходы  по установлению тех или иных налоговых  сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы  Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.      

В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые  системы отсутствовали. Повсеместно  налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли  правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или  иных видов налогов. Сбором налогов  занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные  налоги у государства, внося сумму  налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством  помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и  свою прибыль, которая достигала  иной раз одной четвертой от цены откупа.

   2.Однако развитие европейской государственности объективно требовало  замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной,рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII  начале XVIIIв.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период  налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот  со всех ввозимых и вывозимых товаров,а также подушный и подоходный налоги.      

Развитие  демократических процессов в  европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей»  было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни  щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем  иначе, как по общему совету королевства нашего". Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.      

Одновременно  с развитием государственного налогообложения  начинает формироваться научная  теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист  и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В  своей работе «Исследование о  природе и причинах богатства  народов» (1776 год) он впервые сформулировал  принципы налогообложения, дал определение  налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

3.Третий период развития налогообложения начинает свою историю в 19в.и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научнотеоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теорияне обошли своим вниманием  вопросы фискалитета. Во второй  половине XIXв. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

   Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой  войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда  была заложена конструкция современной  налоговой системы, в которой  прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.   
   

 

 

 

 

 

1.2 Основные налоговые  теории     

Основные  налоговые теории стали формироваться  в качестве законченных учений начиная  с XVII в. и как свод важнейших принципов  и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные её направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.      

Вообще  под налоговыми теориями следует  понимать ту или иную систему научных  знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической  и социально-политической жизни  общества. Иными словами, налоговые  теории представляют собой различные  модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного  назначения.1      

В более широком смысле налоговые  теории представляют собой любые  научно-обобщенные разработки (общие  теории налогов), в том числе и  по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным  налоговым теориям относятся учение соотношения различных видов налогов количества налогов, их качественном составе, ставке налогообложения  и т.д. Ярким примером частной  теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления  общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким  должен быть их качественный состав и  т.д.       

 Общие теории налогов. Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.      

В первой половине XIX в. швейцарский экономист  Ж. Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей  работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой  налоги есть цена, уплачиваемая гражданином  за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин  покупает ничто иное, как наслаждение  от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности  и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил  теорию обмена в современном ему  варианте.      

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797—1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789—1864 гг.). По их мнению, налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежала в основе теории рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство возьмет на себя обязанность по осуществлению страховых выплат гражданам в случае наступления риска.      

Информация о работе Характеристика налогообложения в РФ