Характеристика налогообложения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность и необходимость развития налогообложения и его реформирования.
Исходя из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:
-Раскрытие сущности налоговых отношений;
-Определение характеристики налогообложения в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………....................................2
1.Теоретические основы налоговых отношений………...................................4
1.1.Возникновение налогов, их развитие……………………………………...4
1.2.Основные налоговые теории……………………………….........................8
1.3.Сущность и функции налогов……………………………………………..16
2. Характеристика налогообложения в РФ…………………………………..22
2.1. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ …………………………………………………………………………………...22
2.2. Современное состояние налоговой системы РФ…………………….…..28
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в РФ…………………………………………………………...32
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения………32
3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ…………………………44
Заключение……………………………………………………………..……….47
Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Nalogi_PNYu.docx

— 89.90 Кб (Скачать)

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и  капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с длительными сроками     

окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.     

Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.      

 Регулирующая функция      

С развитием экономической системы  возникла необходимость определённого  корректирующего воздействия государства  на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов. Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

  • регулирование рыночных,товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным  образом в определении "правил  игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
  • регулирование развития народного хозяйства, общественного производства  в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим в обществе,является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

 

     Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.     

Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.     

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.     

Контрольная функция      

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью  организаций и граждан, а также  за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.      

Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.     

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.     

Таким образом, процесс возникновения  и развития налогов проходил множество  стадий, затрагивал все стороны жизни  и деятельности населения и государства. Категория «налог» прошла путь от бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме, до вполне состоявшегося научно-обоснованного вида обязательных платежей. Налоги стали приобретать функции в процессе своего развития, ученые-экономисты уделяли много времени изучению категории налог, выдвигалось множество налоговых теорий о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества.     

 

 

 

 

2. Характеристика налогообложения  в РФ

2.1.  Основные принципы  и механизмы построения  налоговой системы  РФ     

Прежде  чем давать характеристику и анализировать  налоговую систему Российской Федерации, представляется целесообразным дать понятие  «налоговой системы», рассмотреть основные характеристики и принципы налоговых  систем, обобщив отечественный и  зарубежный опыт.

Налоговая система создаётся в целях обеспечения государства финансовыми  ресурсами, необходимыми ему для  покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.п.     

В наиболее общем виде налоговая система  представляет собой единство составляющих её элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые  находятся во взаимосвязи, то есть практическое применение каждого из этих элементов  не должно нарушать или дублировать  действий других элементов. Конкретные налоги, сборы и их взаимосвязь  в рамках единой налоговой системы  представляют суть налоговых отношений, сложившихся в данном обществе.     

В современных литературных источниках приводятся следующие понятия налоговых  систем:  

1)Налоговая система – это система  экономико правовых отношений между  государством и хозяйствующими  субъектами, возникающих по поводу  формирования доходной части  государственного бюджета путём  отчуждения части дохода собственника,посредством системы законодательно  установленных налогов и сборов  и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль  за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.     

2)Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.     

3)Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.      

4)Налоговая система – совокупность  и структура различных видов  налогов, в построении и методах  исчисления которых реализуются  определенные требования и принципы  налогообложения.     

5)Налоговую систему можно определить  как целостное единство четырех  основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов,плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом  находится друг с другом в  тесной взаимосвязи и взаимозависимости.      

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых  систем относятся:     

- собственная налоговая доктрина  и налоговая политика государства;     

- законодательная база для строительства  налоговой системы;     

- механизм установления и ввода  в действие налогов и сборов;     

- виды налогов;     

- порядок распределения налогов  по уровням бюджетной системы;     

- система налоговых органов;      

- формы и методы налогового  контроля и др.      

Мировая практика организации налоговых  систем показывает, что существуют следующие варианты их построения :разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в  использовании налогов; система  равных прав налогообложения.

К экономическим факторам,характеризующим налоговую систему можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога);налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и кос венными налогами; соотношение между налогами и  объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами  для построения налоговой системы  определяющее значение имеют факторы  политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций  между федеральным центром и  местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов  местного самоуправления со стороны  федерального центра.  

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых  государствами при строительстве  налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую  систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому  в каждой отдельно взятой стране при  выборе системы организационных  принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

   Принципы  построения эффективной налоговой  системы достаточно обоснованы в  налоговой теории и включают в  себя следующие: Экономическая эффективность-налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному  использованию ресурсов (материальных,трудовых и финансовых).

-Определенность налогообложения  - налоговая система должна быть  построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

-Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам,а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях  между ним и налоговой администрацией.

Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.9     

Система налогообложения Российской Федерации  базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):     

1)принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков  каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги  и сборы;     

2)принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев;      

3)принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданамисвоих конституционных прав недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;      

4)принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;     

5) принцип определённости правил  налогообложения – при установлении  налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать;ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ.     

Информация о работе Характеристика налогообложения в РФ