Гарантий независимости судей и подчинения их только закону

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность такого понятия как правовой статус судей в Российской Федерации.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию): изучение единства правового статуса всех судей и различия в их правовом положении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки назначения, наделение полномочиями, права судей и определенные гарантии государства.
.

Содержание

Введение
Порядок назначения судей в РФ
Служебная лестница
Принципы, относящиеся к статусу судей в РФ
Особые требования, относящиеся к судьям
Независимость судей и подчинение их только закону.
Несменяемость судей
Неприкосновенность судей
Гарантий независимости судей и подчинения их только закону
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Статус судей в Российской Федерации.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

      Судья, находящийся в отставке, может  привлекаться к отправлению правосудия с его согласия на срок до одного года в случае наличия вакантной  должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий 

Неприкосновенность  судей.

  ( ч. 1 ст.122 Конституции РФ, ст.16 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

       Судья, в том числе после  прекращения его полномочий, не  может быть привлечен к какой-либо  ответственности за выраженное  им при осуществлении правосудия  мнение и принятое судом решение,  если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

     Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;в отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И ПОДЧИНЕНИЯ ИХ ЗАКОНУ

 

     Уже в самом начале формирования современной  судебной системы России при утверждении  Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших напралвений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону .

      Правовые  нормы, обеспечивающие статус российского судьи, можно разделить на 3 группы:

  1. Нормы, обеспечивающие гарантии независимости судьи в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия ( гарантии процессуальной независимости судьи);
  2. Нормы, обеспечивающие организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти;
  3. Нормы, обеспечивающие независимость социально-правового положения судьи как гражданина.

Гарантии  процессуальной независимости судьи  – это установленная законом  процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. Процессуальная составляющая статуса судьи – это те права и обязанности судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.  

      Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти – это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, ограничения гражданских прав и свобод судьи как гражданина, порядок продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, неприкосновенность судьи, особый усложненный порядок привлечения судьи к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности и т.д.

      Судья пи исполнении своих полномочий, а  также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить  авторитет судебной власти, достоинство  судьи или вызвать сомнения в  его объективности, справедливости и беспристрастности.

      В случае возникновения конфликта  интересов судья, участвующий в  производстве по делу, обязан заявить  самоотвод или поставить в  известность участников процесса о  сложившейся ситуации.

      Еще более жесткие ограничения на судью как на гражданина накладывает Кодекс судейской этики, который был утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года. Кодекс установил, что в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, руководствоваться Законом РФ «О статусе судей в РФ»  другими нормативными правовыми актами, правилами поведения, установленными этим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

      Судья в любой ситуации должен сохранить  личное достоинство, дорожить своей  честью, избегать всего, что могло  бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи  и поставить под сомнение его  объективность и независимость при осуществлении правосудия.

      Кодекс  судейской установил не только обязанности  судьи при осуществлении правосудия и правила поведения судьи  при исполнении своих служебных  обязанностей, но и правила поведения  судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации, правила поведения судьи во внеслужебной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Рассмотрев  правовой статус судов и судей  в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к  пониманию принципа построения  судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

      Знание  системы гарантий независимости  судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между  статусом судей различных уровней  судебной системы Российской Федерации.

      Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять  нормы законов о судоустройстве.

      Система прав и обязанностей судей - как субъектов отправления правосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач. 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Закон о  статусе судей в РСФСР//ВВС  РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399
  2. Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 июля 1980 г.//ВВСС, 1980, № 27, ст. 546
  3. Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399
  4. Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399
  5. Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399
  6. Рыбак А.Д. Судебная система и правосудие // В сб. Правовое государство и гражданское общество. – Архангельск, 2004.
  7. Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы. – М.: Юристъ, 2004. – 464с.
  8. Севрюгин В.И. Проблемы административного права. - Тюмень, 1994.
  9. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: НОРМА, 2001 – 304 с.
  10. Тимошенко О.В. Судебная система в РФ и ее особенности. // Государство и право, 2001, №2

Информация о работе Гарантий независимости судей и подчинения их только закону