Гарантий независимости судей и подчинения их только закону

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность такого понятия как правовой статус судей в Российской Федерации.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию): изучение единства правового статуса всех судей и различия в их правовом положении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки назначения, наделение полномочиями, права судей и определенные гарантии государства.
.

Содержание

Введение
Порядок назначения судей в РФ
Служебная лестница
Принципы, относящиеся к статусу судей в РФ
Особые требования, относящиеся к судьям
Независимость судей и подчинение их только закону.
Несменяемость судей
Неприкосновенность судей
Гарантий независимости судей и подчинения их только закону
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Статус судей в Российской Федерации.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
  1. Введение
  2. Порядок назначения судей в РФ
  3. Служебная лестница
  4. Принципы, относящиеся к статусу судей в РФ
    1. Особые требования, относящиеся к судьям
    2. Независимость судей и подчинение их только закону.
    3. Несменяемость судей
    4. Неприкосновенность судей
  5. Гарантий независимости судей и подчинения их только закону
  6. Заключение
  7. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

Закон о статусе судей устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам  в лице судей и привлекаемых в  установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе - это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы Российской Федерации осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на всей территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют.

     В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Порядок отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.

     Единый  правовой статус судей Российской Федерации не исключает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон «О статусе судей Российской Федерации» указывает, что особенности правового положения судей определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Федеральными законами - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом, специально посвященным этому суду. 

     Выбранная тема данной работы является по-своему актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации быстрыми темпами осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства. Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судьями, - решающее значение. Оно состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия являются единственными в государстве, кто после соответствующих процедур принимает окончательное решение.

     Цель  работы – раскрыть сущность такого понятия как правовой статус судей в Российской Федерации.

     Для этого и поставлены следующие  задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию): изучение единства правового  статуса всех судей и различия в их правовом положении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки назначения, наделение полномочиями, права судей и определенные гарантии государства.

     . 
 
 
 
 
 

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕЙ В РФ

 

     Требования, предъявляемые к кандидатам в  судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.

     Часть из них условно можно было назвать  формальными. Они касаются гражданства  кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

     Универсальными  для кандидатов в судьи всех судов  являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и  чтобы имели высшее юридическое  образование. Для кандидатов в судьи  Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»1.

     Что касается требований определенного  возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.

     Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты  в судьи высших судов должны иметь  не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях»2.

       Так, «судья не  вправе  быть  депутатом,  принадлежать  к политическим  партиям и движениям, осуществлять  предпринимательскую  деятельность,  а также совмещать работу в  должности судьи с другой  оплачиваемой  работой, кроме  научной,  преподавательской,  литературной   и   иной   творческой деятельности. Судья, пребывающий в  отставке,  вправе  также  работать  в сфере правосудия»3.

     Законодательство  предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские  должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

     К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

     Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отбор кандидатов в судьи в соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 предусматривает: «отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на  конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее  юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть  допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Квалификационный  экзамен  сдает  лицо,  не  являющееся  судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет  с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Каждый гражданин Российской  Федерации,  отвечающий  требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право  обратиться  в  квалификационную  коллегию  судей  с  заявлением  о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия  судей в пределах  своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает  заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное  обращение  в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения»4.

     Таким образом, повторное  обращение  в  квалификационную коллегию судей допускается  не ранее чем через год со дня дачи заключения. начинается с проявления инициативы, направленной на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейской должности. Она может быть проявлена не только каким - то государственным органом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководством соответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим 25 лет и имеющим высшее юридическое образование.

     Лица  такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

     Квалификационный  экзамен  сдает  лицо,  не  являющееся  судьей. Результаты квалификационного  экзамена действительны в течение  трех лет  с момента его сдачи  и на протяжении всего времени  работы в должности судьи»5. А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год - два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.

     После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему  рекомендации для занятия должности  судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.

     Представление о назначении судей гражданских  судов общей юрисдикции и судей  арбитражных судов субъектов  РФ получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона о статусе судей в редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.

     В конечном счете представление о  назначении всех судей судов общей  юрисдикции направляется в Администрацию  Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. Н а первое июля 1996 года в утверждаемой Президентом РФ состав этой комиссии входили министр юстиции РФ (Председатель), его заместитель, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, представители Совета Федерации, Администрации Президента РФ и главы администраций некоторых субъектов РФ. В соответствии с положением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующих судей или отказать в этом (п.6 Положения).

СЛУЖЕБНАЯ ЛЕСТНИЦА

 

Служебная лестница, по которой может продвигаться судья федерального суда, имеет очень мало ступенек: судья, председатель судебного состава, заместитель председателя суда, председатель суда.

Информация о работе Гарантий независимости судей и подчинения их только закону