Вляиние систематических занятий футболом на двигательную активность футболистов

Автор: Анастасия Семенова, 11 Июня 2010 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Спортивная тренировочная деятельность футболистов
Спортивная тренировочная деятельность футболистов, ее цель и
принципы............................................................................................................5
Характеристика спортивной подготовки футболистов.........................7
Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности юных футболистов..................................................12
Глава 2. Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста
2.1 Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей...................................................................................................................16
2.2. Развитие двигательной активности при помощи занятий
футболом............................................................................................................20
Заключение.........................................................................................................27
Список литературы............................................................................................30

Работа содержит 1 файл

влияние систематических занятий футболом на двигательную активность футболистов.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

      В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное  свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движений звеньев  тела.

      Различают две формы ее проявления:   

-активную, характеризуемую величиной амплитуды  движений при самостоятельном  выполнении упражнений благодаря  мышечным усилиям; 

-пассивную,  характеризуемую максимальной величиной  амплитуды движений, достигаемой  при действии внешних сил (например, с помощью партнера, отягощения и т.п.).

      В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу  между показателями активной и пассивной  гибкости называют "резервной растяжимостью", или "запасом гибкости".

      Различают также общую и специальную  гибкость. Общая гибкость - это подвижность  во всех суставах, которая позволяет  выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная  гибкость - предельная подвижность  в отдельных суставах, определяющая эффективность соревновательной или профессионально-прикладной деятельности.

      Для занимающихся футболом специальная  гибкость связана прежде всего с  подвижностью в тазобедренных суставах, а также с подвижностью позвоночника, плечевых и голеностопных суставов.

      Развивают гибкость с помощью специально подобранных  упражнений. В общем виде их можно  классифицировать не только по активной, пассивной или смешанной форме  выполнения, но и по характеру. Различают  динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание.  

      Зависит проявление гибкости прежде всего от анатомического строения суставов, эластических свойств мышц и связок, центрально-нервной  регуляции тонуса мышц.

      Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей, тем меньше подвижность. Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.

      Ограничение гибкости связано и со связочным  аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность.

      Кроме того, размах движений может быть лимитирован  напряжением мышц-антагонистов. Поэтому  проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства межмышечной координации.

      Чем более развиты и сильны окружающие сустав мышцы, тем меньше подвижность, а чем более эластичны мышцы, тем подвижность в суставе  выше.

      К снижению гибкости может привести и  систематическое или концентрированное  на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.

      Проявление  гибкости в тот или иной момент времени зависит от общего функционального  состояния организма и от внешних  условий: суточной периодики, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления.

      Обычно  до 8-9 часов утра гибкость несколько  снижена, однако тренировка в утренние часы для ее развития весьма эффективна. В холодную погоду, при охлаждении тела, гибкость снижается, а при повышении  температуры внешней среды и под влиянием разминки - повышается.  

      Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата, но может способствовать проявлению пассивной гибкости.

      Зависит гибкость и от возраста: обычно подвижность крупных звеньев тела увеличивается с 7 до 13-14 лет и, как правило, стабилизируется до 16-17 лет, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению.

      Вместе  с тем, если после 13-14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 35-40 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается и у некоторых людей достигает или даже превосходит тот ее уровень, который был у них в юные годы.

      Быстротой называется способность выполнять  в определенных условиях какие-либо действия за возможно короткое время.

      В футболе, где постоянно меняются интенсивность и динамика движений, требования к быстроте и к скоростным качествам особенно высоки. Быстрота - это такое двигательное качество, которое успешно развивается именно в подростковом возрасте. Вот почему это качество необходимо развивать сразу, с первых занятий футболом. Для развития быстроты следует подбирать хорошо усвоенные и знакомые упражнения. В противном случае, ребята не смогут выполнять их на предельной скорости, т.к. внимание занимающихся будет сосредоточено на выполнении самих упражнений. Следовательно, в этом случае вы не решите и основную задачу - развитие быстроты. Упражнения для развития этого физического качества рекомендуется включать в тренировочные занятия сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили.

      Быстрота - это качество, которое подразделяется на такие понятия, как:

      1. Быстрота реакции и мышления  определяется временем от получения  импульса до ответа на него. Она зависит от скорости протекания  нервных процессов, а также  от чувствительности рецепторов. Различаем простую реакцию - ответ на один импульс (старт) и сложную - выборочную реакцию на разные импульсы, получаемые в конкретной обстановке. Для спортивной игры типична сложная реакция.

      2. Быстрота выполнения простых  игровых действий. Простые действия, выполняемые с высокой скоростью, имеют две фазы: фазу возрастающей скорости (стартовая скорость) и фазу стабильной скорости (спринтерская скорость). Максимальная скорость, которую можно развить, зависит не только от уровня скоростных данных, но и от уровня развития динамической силы и техники движений.

      3. Быстрота выполнения сложных  игровых действий - это общее умение  двигаться. Мы рассматриваем комплексы  движений без мяча, типичные для  любой игры: различные старты, повороты  и прыжки, изменения манеры и  направления бега. В движении с мячом игрок демонстрирует координацию, степень владения техникой. Именно освоение технической стороны игровых действий помогает показывать ритмичную и скоростную игру.

      4. Быстрота взаимодействия футболистов  - это организация игры, строящаяся на взаимосвязи отдельных звеньев играющих, которые решают (при помощи наигранных комбинаций) типичные игровые ситуации. Характер розыгрыша этих комбинаций определяет стиль команды, всю структуру взаимодействий игроков.

      Каждое  из приведенных выше проявлений быстроты и скорости можно развивать, как отдельно, так и в комплексе.

      Скоростные  способности лучше всего развивать  в возрасте от 12 до 15 лет. С точки  зрения физиологии это объясняется  более высокой скоростью протекания нервных процессов. Между скоростью бега и быстротой реакции нет тесной связи: игрок с быстрой реакцией не обязательно должен обладать высокими спринтерскими данными. 
 
 
 

Заключение

      Футбол - игра универсальная. Она оказывает  на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств.

     Игра  представляет собой первую доступную  для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.

     Значение  двигательных действий в общем развитии ребенка очень велико. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.

     Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).

     Игры  с элементами спорта отличаются большим  разнообразием взаимодействия сенсорных  систем различной модальности, что также является фактором совершенствования организации движений.

     В ходе исследования аспектов проблемы развития двигательной активности детей, мы пришли к выводу, что данная проблема приобретает все большее значение в наше время. Дети нашего поколения уделяют больше времени малоподвижному образу жизни. Медики и педагоги озабочены дальнейшим развитием детей. Специалисты указывают на необходимость гармонического развития двигательных способностей путем использования разнообразных средств, направленных на совершенствование ловкости, быстроты, гибкости. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами футбола как средства и формы организации физического и психологического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает из ребенка объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.

      Футбол  относится к видам спорта, в  которых большая часть деятельности игроков производится в виде беговой  нагрузки, характеризующейся разными скоростями ее выполнения. Бег футболиста складывается из различных форм перемещений (пробежек, ускорений, рывков с изменением направления). Начинается он нередко из разных исходных положений, ритм и темп сильно меняются.

      Хронометраж двигательной деятельности футболистов во время игры показал, что их двигательная активность состоит:

- из  медленных пробежек, выполняемых  за игру от 224 до 367 раз; по времени  от 25 до 35 мин; покрываемое расстояние  от 5 до 7 км;

- из  ускорений на разные дистанции - от 40 до 62 раз; по времени от 2 мин 25 с до 4 мин 45 с; примерное расстояние от1 до 2 км;

-из  рывков - от 45 до 78 раз; по времени  от 1 мин 35 с до 3 мин; примерное  расстояние от 870 м до 1700 м; 

-из  прыжков и борьбы за мяч  - от 16 до 42 раз; по времени от 1 мин до 2 мин 30 с.

      В среднем за игру футболист бегает в течение 29-42 мини пробегает расстояние от 8 до 12 км. При этом общее время  скоростной работы в среднем 

за игру составляет от 4 мин 48 с до 7 мин 20 с, а  пробегаемое расстояние равно 1700-2000 м. 14

      Важнейшие двигательные формы, применяемые футболистами во время игры, -это действия с  мячом. Именно они определяют специфику  да иного вида спорта и отличают его от других. Как известно, к  основным двигательным формам с мячом  в футболе относятся удары, остановки, ведение, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии, техника игры вратаря. Основу групповой и командной игры составляют передачи мяча. Они определяют темп игры, быстроту атакующих и оборонительных комбинаций. От характера передач зависит стиль игры команды. Самым существенным элементом игры являются удары по воротам. Они обусловливают эффективность игры, количество забитых голов.

      Игра  в футбол характеризуется высокой  двигательной активностью игроков  и большим разнообразием технико-тактических действий. Деятельность футболистов носит преимущественно динамический характер, где периоды значительной работы чередуются с периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во время игры колеблется от умеренной до максимальной. Все это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к разносторонней физической подготовленности футболистов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

1. Брайент  Дж.К. Психология в современном  спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2000;

2.Губа  В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике. -М.: Пресс М., 2002;

Информация о работе Вляиние систематических занятий футболом на двигательную активность футболистов