Виды подготовки волейболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:21, реферат

Описание работы

Физическую подготовку можно разделить на общую и специальную. Общая подготовка помогает укрепить здоровье волейболиста и освоить большой объем двигательных навыков. Специальная подготовка направлена на приобретение физических качеств, которые позволят научиться успешно выполнять специальные игровые приемы. Она включает различные подводящие упражнения, содержащие структурные элементы специальных приемов. Специальная подготовка является своеобразным мостиком, соединяющим физическую и техническую подготовку

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Виды подготовок волейболистов и их взаимосвязь…………………………….5

1.Физическая подготовка…………………………………………………….5
1.1 Общая физическая подготовка………………………………………...5

1.2 Специальная физическая подготовка…………………………………7

2.Психологическая подготовка……………………………………………...8
3.Техническая подготовка………………………………………………….11
4.Тактическая подготовка…………………………………………………..11
5.Интегральная подготовка………………………………………………...13
6.Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой...16
7.Взаимосвязь технической и тактической подготовки………………….16
8.Игровая подготовка……………………………………………………….17
9.Теоретическая подготовка………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

кр виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Ведущими  средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач  двух видов подготовки совмещенно; упражнения в чередовании различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.

     Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры по волейболу. 

6. ВЗАИМОСВЯЗЬ  ФИЗИЧЕСКОЙ С ТЕХНИЧЕСКОЙ И 

ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

     Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается (рис. 1):

     - во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры;

     - во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов;

     - в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью (превышающей соревновательную).

     Для этого используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике, тактике; соединение качеств и способностей с приемом игры (например, периферическое зрение и передача сверху двумя руками, быстрота перемещения и блокирование и т.п.). 

7. ВЗАИМОСВЯЗЬ  ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

     Единство тактической и технической подготовки достигают, совершенствуя технические приемы в рамках тактических действий и многократно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники.

     Эффект  интеграции этих видов подготовки достигается  посредством трех типов упражнений:

     1. выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных - в нападении и защите);

     2. последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приемов игры;

     3. переключение в тактических действиях различного характера. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение. 

8. ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА

     Игровая подготовка занимает значительное место  в многолетнем процессе подготовки волейболистов к соревнованиям. В игровых условиях происходит закрепление технико-тактических действий (приемов, комбинаций, систем). Такая подготовка как бы интегрирует отдельные стороны всего процесса подготовки.

     Учебные игры позволяют создавать ситуации, почти сходные с соревновательными. Они могут быть: дробными (применение отдельных игровых действий); целостными (действия соответствуют содержанию игровой фазы); двусторонними (поставленную задачу решают две команды) и односторонними (одна команда выполняет основную задачу, а другая группа игроков - обслуживающую роль).

     Тренировочные игры проводят на счет и с соблюдением правил игры с внесением тренером корректировок в расстановку игроков и составы команд.

     Товарищеские  игры проводятся с командами других клубов. Выбор команды для спарринга зависит от конкретной цели, которую тренер поставил перед своей командой.

     Контрольные игры проводят в преддверии соревнований с соперниками, отличающимися по характеру, стилю, способам ведения тактической борьбы. Контрольные игры могут проводиться по форме турниров команд.

     Календарные игры (официальные соревнования) органически входят в систему подготовки спортсменов. Регулярное участие в соревнованиях - обязательное условие для приобретения и развития у волейболиста надежности навыков, тактического мастерства, воли к победе.

     Соревнования  - это всегда соперничество претендентов на лучшее показатели. Команды - участницы соревнований завоевывают определенные места. Выступив успешно, они могут стать обладателями соответствующих знаков, почетных ранговых оценок, званий.

     В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиции спортивной классификации по волейболу: игрокам присваиваются юношеские разряды (3-1-й), взрослые спортивные разряды - 3, 2, 1-й, кандидат в мастера спорта, звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса», «Заслуженный мастер спорта России». 

9. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

     Теоретическая подготовка волейболиста - одна из важных сторон в практической реализации результатов тренировочной работы в соревнованиях. Она включает в себя:

     - идеологическую подготовку;

     - общеобразовательную (школьную и профессиональную);

     - знания об индивидуальной и групповой этике поведения;

     - знания о деятельности организма;

     - знания о методике тренировки;

     - знания о питании, восстановлении, педагогическом и врачебном контроле;

     - значения о психологических аспектах игры и приемах саморегуляции психического состояния;

     - знания о структуре правилах игры;

     - знания о тенденциях развития игры, средствах и методах борьбы с игровой системой противника;

     - знания о научных разработках в волейболе.

     Средства  теоретической подготовки включают: лекции и семинары; изучение специальной литературы; беседы с врачами, тренерами, научными работниками; просмотр и прослушивание кино, радио, телевидения; педагогические наблюдения, анализ полученных материалов; анализ проведенных игр; ведение дневника самоконтроля.

     Недооценка  теоретической подготовки приводит к непониманию игроками сути выполняемого на тренировках и соревнованиях.

     Теоретические занятия проводятся в аудитории, приспособленной для демонстраций слайдов, кино-, видеоматериалов и др. Всем спортсменам заранее сообщаются тема предстоящего занятия, рекомендуемая литература. Подготовленное сообщение подкрепляется цифровым материалом, плакатами, графиками, видеозаписями и др. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В подготовке волейболиста принято различать  следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки.

     Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что, в свою очередь, сказывается на безошибочности выполнения технических приемов. Пример: малоподвижный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара или вторую передачу для нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, на какие-то доли секунды будет опаздывать к месту встречи с мячом, и как следствие этого - ошибаться при выполнении технико-тактического действия.

     Низкий  уровень развития общей и специальной  выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С другой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недостаточном владении техникой, например нападающего удара (игрок владеет только ударом на ходу), атакующему игроку очень сложно показывать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча, т.к. направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий над сеткой.                                                     

     Отставание  в техническом мастерстве при отличной функциональной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использовать полноценно тактику игры, т.к. нет основы для ее осуществления.

     В ходе тренировки техники и тактики  совершенствуется и физическая подготовка. Так, для отработки нападающего удара необходимы повторения, а эти повторения, в свою очередь, способствуют воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

     Высокоразвитые  волевые качества - залог успеха в соревновании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока достичь в составе команды и вместе с ней общей цели - повышения спортивного результата. А это значит, что игроки настраиваются на бескомпромиссную борьбу с начала и до конца игры. Если такой готовности, такого настроя нет, то высокая физическая, техническая, тактическая подготовка теряют смысл, т.к. проигрыш партии, очка или игры деморализуют команду.

     Тактическое мастерство волейболиста немыслимо  без большого запаса теоретических знаний о положениях спортивной тактики и закономерностях развития волейбола (например - теоретический раздел в тактике подач).

     Детальное знание правил соревнований (игры) позволяет  спортсменам более гибко и эффективно применять отдельные технические приемы и тактические комбинации (пример - выбор наиболее благоприятной расстановки на площадке для неожиданной атаки или эффективной защиты).

     Все стороны подготовки в определенной степени одинаково значимы и взаимно дополняют друг друга. Они интегрируются в игровой подготовке, которая состоит из учебных, тренировочных, товарищеских и календарных игр.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волейбол: Официальные правила ФИВБ 1999-2000. - М.: 1998г.

2. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под ред. Беляева А.В., Савина М.В., - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000г.

3. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. Культ./Под ред. Ю. Н. Клещёва, А.Г.Айриянца. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Физкультура и спорт, 270 с., ил.

4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Волейбол: У истоков мастерства /под ред. Ю.В. Питерцева.- М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.

5. Железняк Ю.Д. «Юный волейболист», Учебное пособие для тренеров. Москва. Физкультура и спорт, 1988г.

6. Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов физ. культуры. -М, 2000. -230 с.

7. Королева М.С. Специальная физическая подготовка волейболистов в вузе: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004г.

8. Методические указания по обучению технике и тактике игры в волейбол. -Новосибирск, 2005. -23 с.

9. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7. - С.33-34.

10. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М. 1983.-144 с.

11. Чехов О.С. Основы волейбола. М. , 2000. 182 с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды подготовки волейболистов