Виды подготовки волейболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:21, реферат

Описание работы

Физическую подготовку можно разделить на общую и специальную. Общая подготовка помогает укрепить здоровье волейболиста и освоить большой объем двигательных навыков. Специальная подготовка направлена на приобретение физических качеств, которые позволят научиться успешно выполнять специальные игровые приемы. Она включает различные подводящие упражнения, содержащие структурные элементы специальных приемов. Специальная подготовка является своеобразным мостиком, соединяющим физическую и техническую подготовку

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Виды подготовок волейболистов и их взаимосвязь…………………………….5

1.Физическая подготовка…………………………………………………….5
1.1 Общая физическая подготовка………………………………………...5

1.2 Специальная физическая подготовка…………………………………7

2.Психологическая подготовка……………………………………………...8
3.Техническая подготовка………………………………………………….11
4.Тактическая подготовка…………………………………………………..11
5.Интегральная подготовка………………………………………………...13
6.Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой...16
7.Взаимосвязь технической и тактической подготовки………………….16
8.Игровая подготовка……………………………………………………….17
9.Теоретическая подготовка………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

кр виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     2. ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ ПОДГОТОВКА

     Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником.

     Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры. Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебно-тренировочных занятиях.

     Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.

     Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно связаны  взаимнообусловлены.

     Психологической подготовкой спортсмена называется организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

     Психологическая подготовка волейболиста зависит от других ее форм: (физической, технической, тактической). Например, при низком уровне развития физических качеств, независимо от полезности приемов психической регуляции, команда не может добиться высоких спортивных достижений, ее результат будет адекватным возможностям, то есть невысоким.

     Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений.

     Эффективность технико-тактических действий в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем принимает его, одновременно распределяя свое внимание - определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников.

     Игра  в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке для организации атак, организация различных вариантов защитных и нападающих действий - все это обусловливает высокие требования к мышлению волейболистов.

     Им  необходимо уметь быстро и точно  ориентироваться и оценивать действия партнеров и соперников в игровой обстановке, самостоятельно принимать эффективные тактические решения, разгадывать замыслы соперника и предвидеть результаты. Именно в тактических действиях волейболистов и реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение.

     Одно  из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов - это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.

     Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе. 
 
 

     3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

     Техническая подготовка - это процесс обучения волейболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.

     Основными задачами технической подготовки являются:

     1. Расширение запаса разнообразных  навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.

     2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).

     3. Улучшение деталей техники за  счет выявления причин появления  ошибок (при выполнении технических  приемов) и устранения этих  ошибок.

     4. Совершенствование техники за  счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.

     5. Совершенствование техники игры  в соревновательных условиях. Техническая  подготовка - это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа - начальное обучение технике игры и ее дальнейшее совершенствование. 

     4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

     Тактика игры - это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижение победы в соревнованиях.

     В настоящее время техническая, физическая, психологическая подготовленность сильнейших команд находится примерно на одинаковом уровне. Поэтому победы на крупных соревнованиях очень часто определяются в конечном счете зрелостью тактического мастерства волейболистов.

     Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется:

     - развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи);

     - постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды);

     - хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;

     - эффективным использованием технических приемов;

     - вариативностью тактических действий.

     Основными задачами тактической подготовки волейболистов  являются:

     1. Развитие психофизиологических  способностей и физических качеств

     2. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики  волейбола, анализ тактических  действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших  спортсменов и команд и др.).

     3. Обучение практическому использованию  приемов, элементов, вариантов тактики.

     4. Совершенствование тактического  умения с учетом игровых функций волейболистов.

     5. Формирование умения быстро переходить  от нападения к защите и  наоборот.

     6. Формирование умения эффективно  использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях.

     7. Изучение применяемых игровых  систем в защите и нападении  и их вариантов.

     8. Изучение команд соперника (технико-тактическая  и волевая подготовленность)       

     9. Анализ участия в соревнованиях.

     Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источники знаний в области тактики многообразны: литература по волейболу, лекции, беседы, семинары, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ и др.

     Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.

     Методы  тактической подготовки те же, что  и при решении задач технической подготовки, но с учетом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их совершенствовании применять определенные ориентиры, сигналы.

     Тактическая подготовка должна быть органически  связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовкой.

     Главное средство обучения и совершенствования  тактики игры - многократное выполнение упражнений, действий, элементов. 

5. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

     Интегральная  подготовка представляет собой систему  тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (технической, тактической и других) в целостной игровой соревновательной деятельности волейболистов (рис. 1).

 

    Рис. 1. Интеграция технической, тактической и физической подготовки в тренировке волейболистов 

     В достижении спортивного результата в волейболе условно можно  выделить три ступени:

     1. Уровень физических качеств и  морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательных действий.

     2. Реализация физических способностей  через технику конкретных приемов  игры.

     3. Реализация технических приемов  через тактические действия.

     Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и  чем она совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразнее тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-физический потенциал.

     В арсенале волейболистов много соревновательных действий (приемов игры), и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. К этому надо добавить фактор согласованности действий волейболистов. Через моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе невозможна качественная подготовка к соревнованиям.

     Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов тренировки на отдельные виды подготовки, добиваться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, знания и т.д. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по волейболу.

     Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающий эффективность (результат, выигрыш) игровых действий волейболиста и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную.

     В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связей между видами подготовки - физической и технической; технической и тактической; морально-волевой и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве в игровых действий.

Информация о работе Виды подготовки волейболистов