Гиревой спорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Трудно найти другой вид спорта, который уходил бы корнями в историю нашего народа так далеко, как гиревой спорт. Следует сказать, что современное развитие тяжелой атлетики, пауэрлифтинга и гиревого спорта опирается на фундамент, который во многом был создан известными по всей Европе и миру русскими атлетами и силачами. Особую актуальность приобретает этот вопрос в связи с созданием Международной федерации (1992 г.) и проведением различных международных соревнований по гиревому спорту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

Глава I Гиревой спорт…………………………………………………………6

1.1 Зарождение гиревого спорта…………………………………...………………....6

1.2.Гиревой спорт как универсальное средство гармоничного

развития личности. ...............................................................................8

1.3. Состояние проблемы подготовки спортсменов гиревиков.
Основные понятия и закономерности тренировочного процесса.....9

Глава II. Факторы, определяющие уровень спортивных достижений в
гиревом спорте, их структура и взаимосвязь..................................14

2.1 Морфологические особенности спортсменов…….......................... 22

2.2 Физические качества и методы их развития у спортсменов.............25

Глава IП. Теоретические аспекты построения тренировки
высококвалифицированных спортсменов…………………………29

3.1. Разминка гиревика.……………………………………………….....30

3.2. Тренировочные нагрузки, взаимосвязь нагрузки, адаптации
и повышения уровня физических качеств......................................32

3.3. Основные направления использования технических средств при
обучении движениям и при подготовке спортсменов..................38

Заключение...........................................................................................................39

Список используемой и цитируемой литературы.........................................40

Работа содержит 1 файл

Гиревой спорт.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

 

 

1.2. ГИРЕВОЙ СПОРТ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

Главная цель физической культуры и спорта - формирование физической культуры личности, подготовка к профессиональной деятельности, со­хранение и укрепление здоровья человека. Здоровье - одна из высших чело­веческих ценностей, источников счастья, радости, залог оптимальной само­реализации. Не случайно у всех народов есть пословицы равнозначные рус­ской: "Здоровье - всему голова".

Результаты и прогноз дальнейшего демографического взрыва, ухудшения состояния здоровья нации беспокоят не только правительство страны, но и президента. Формирование привычки и правил здорового образа жизни, где более половины составляет двигательная активность, которая направлена на закалку и тренировку организма. Отсюда, задача педагогов заключается в привитии и закреплении двигательных навыков, умений и жизненных сте­реотипов по формированию здорового образа жизни на разных этапах онто­генеза. [3; стр.19]

Гиревой спорт - издавна признан народным. В действительности трудно представить нашу жизнь без умения поднимать и переносить грузы, тяжелые предметы без ущерба для здоровья. По статистическим данным 85 % взрос­лого населения в той или иной мере страдают заболеваниями позвоночника. Отсюда, перед педагогами физической культуры стоит важная задача: нау­чить с раннего возраста поднимать правильно тяжести для того, чтобы со­хранить и предостеречь от травм и болезней позвоночника юношей и деву­шек.

Гиревой спорт зародился в России в конце прошлого столетия с организа­ции "Кабинета здоровья" врачом Петербурга В.Ф. Краевским. Именно с гирь началось увлечение первых "пациентов" Краевского. А рецепт развития силы, который выписывал доктор своим посетителям "Кабинета здоровья" был опережающим время по научной, методической, практической направ­ленности, всесторонностью воздействия на организм человека. По характеру двигательных структур гиревой спорт относится к собственно силовым и классифицируется как ациклический. Вместе с тем, для гармоничного разви­тия в тренировочный процесс необходимо включать упражнения цикличе­ского характера. Умеренная дозированная нагрузка в аэробном режиме по­зволит развивать и укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную системы, параллельно с опорно-двигательным аппаратом (мышцы, суставы, связки, кости), т.е. совершенствовать и формировать основные двигательные каче­ства - силу, выносливость, гибкость и скоростно-силовую выносливость. При этом, необходимо знать, что результаты и показатели растут быстро, что не­маловажно учитывать молодежи при занятиях гиревым спортом. С 1985 г принята Всесоюзная классификация разрядных и мастерских нормативов с проведения чемпионатов страны. Это позволяет приобщить молодежь не только к здоровому образу жизни, через увлечение гиревым спортом, пропа­ганду красоты и физического совершенства тела, но и спортивному мастер­ству.

 

 

1.3 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ГИРЕВИКОВ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРЕНИРОВАЧНОГО ПРОЦЕСА

 

Спортивная тренировка — это педагогический процесс, в ходе которого проводится целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие определенных физических качеств и функций организма, занимающихся с целью совершенствования в избранном виде спорта. Однако для построения рационального тренировочного процесса с опти­мальными нагрузками знания только педагогики далеко не достаточно. Все биологические системы (независимо от их сложности и иерархии в эволюци­онном ряду) приспосабливаются (адаптируются) к условиям своего сущест­вования - это общая закономерность для всего живого. Изменение условий существования - питания, температурного режима, солнечной инсоляции, двигательной активности — немедленно влечет за собой изменение функций, а затем, если раздражитель продолжает действовать в живой системе, адап­тация происходит уже в структурах — тканях, клетках, ферментной активно­сти. От адаптации зависит выживаемость особы, способность к оставлению потомства. Таким образом, адаптация связана с эволюцией биологических систем.

Адаптация как фундаментальное явление должна быть основополагающим принципом построения спортивной тренировки, без этого нельзя рацио­нально организовать тренировочный процесс ни в одном виде спорта. Спортивная тренировка строится согласно определенным закономерностям. Она использует достижения различных наук: физиологии, медицины, педаго­гики, биомеханики и некоторых других. Если рассматривать спортивную тренировку с биологической точки зрения, то, изменяя условия внешней среды посредством задаваемых физических упражнений (например, подъема штанги), человек управляет развитием физических качеств, определенных функций и систем организма.

Воздействие физических упражнений на организм человека многогранно. Оно тесно связано с характером, величиной и продолжительностью приме­няемой тренировочной нагрузки, а также с функциональным состоянием ор­ганизма спортсмена. Реакция организма на рациональную тренировочную нагрузку проявляется в совершенствовании соответствующих его функций и систем. [8; стр.214]

Для организма тренировочная нагрузка является определенным раздражите­лем. Из физиологии известно, что при воздействии на организм человека ка­кого-нибудь раздражителя, достаточного по силе и интенсивности, происхо­дят фазовые изменения его функций. Это значит, что вследствие спортивной тренировки активизируются обмен веществ, энергообмен, кровообращение, дыхание и другие функции. После прекращения тренировки наступает сни­жение функций кровообращения и дыхания, их нормализация. Однако воз­действие тренировки и усиленный обмен веществ после нее сохраняется еще довольно долго: в зависимости от объема, интенсивности и характера нагрузки - от нескольких часов до нескольких суток. Фазовостъ изменений живых систем - биологическая закономерность, ей подчиняется каждая клетка, каждый орган и весь организм в целом. Период интенсивной деятельности должен обязательно сменяться снижением функций, относительным покоем.

Каждый организм имеет определенные энергетические и пластические ресурсы, вследствие чего он не может длительно находиться в таком и активном состоянии, при котором мощность катаболических процессов (расходования, разрушения веществ в организме) значительно выше, чем мощность анаболических (синтетических). С учетом этого должна осуществляться подготовка спортсмена к максимальному проявлению физических, энергетических и психических ресурсов организма. В тяжелой атлетике, например, одна из основных задач заключается в том, чтобы постепенно подготовить спортсмена для выполнения классических (соревновательных) упражнений - рывка и толчка — с таким весом штанги, который является максимальным для данного состояния организма тренирующегося. Фактором, создающим условия для решения этой задачи, является рациональная спортивная техника.

Техника подъема тяжестей относится к произвольным (волевым) действиям человека. Однако в технической структуре упражнений наблюдаются и действия, выполняемые атлетом непреднамеренно. Это происходит в силу разных биомеханических причин. В числе неосознанных (непроизвольных), но весьма эффективных действий в спортивной технике являются фазы и элементы. Так, например, подведение коленей в рывке и толчке не контролируется сознанием; приближение к туловищу опущенных вниз прямых ненапряженных рук (а, следовательно, и штанги) в процессе фазы предварительного разгона и их перемещение в противоположном направлении в подрыве (обеспечивающие S-образную траекторию подъема снаряда), в данном случае, также не воспринимаются сознанием спортсмена, так как являются следствием напряжения и расслабления определенных групп мышц, движения отдельных звеньев тела, т.е. конечным итогом непреднамеренных действий .

Поднимать тяжести необходимо научиться с разным и постоянно увеличивающимся весом. Только при этом условии в процессе спортивной тренировки происходит повышение уровня развития физических качеств и совершенствование в технике выполнения упражнений до полного автоматизма. Данное утверждение основано на следующих методологических по­ложениях:

1. Двигательный навык в силовых видах спорта, где спортивные достижения связаны с подъемом тяжестей, можно квалифицировать как автоматизированный способ выполнения упражнения. Вследствие того, что любое действие связано с проявлением физических качеств (а в упражнениях со штангой, в первую очередь, с силой, быстротой и гибкостью), управление движениями, осуществляемое на основе прочно закрепленного навыка, должно изменяться по мере развития двигательных способностей. Таким образом, с одной стороны, от степени автоматизации двигательного навыка зависит в той или иной мере качественное проявление двигательной деятельности; но с другой стороны — уровень развития этих качеств влияет на способ выполнения упражнения, на его спортивную технику.

2. Как известно, в процессе спортивной тренировки атлет готовится к выполнению упражнения со штангой все более значительного веса. Проведенные исследования говорят о том, что при увеличении веса снаряда у квалифицированных спортсменов изменяются многие кинематические, ритмические и динамические характеристики движений.

3. В условиях соревнований, когда атлет поднимает вес отягощения, значительно превышающий тренировочный, происходит экстраполяция управления движений в новой структуре. Экстраполяция — это способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Благодаря этому организм спортсмена, осваивая определенное число вариантов навыков при подъеме штанги разного веса, приобретает способность правильно выполнять упражнение с более значительным отягощением. Таким образом, при однообразном повторении выполнения двигательного действия (например, повторного упражнения с одним и тем же весом штанги), возможности к экстраполированию суживаются, при разнообразном их выполнении -расширяются. [8; стр.244]

Возвращаясь к понятию «рациональная спортивная техника», следует отметить, что специалисты в области физической культуры и спорта под рациональной спортивной техникой понимается совокупность наиболее целесообразных действий, как намеренно, так и непроизвольно совершаемых спортсменом (без нарушения правил соревнований), с помощью которых он наиболее эффективно использует свои физические, функциональные и психические возможности.

Таким образом, к основам техники соревновательных тяжелоатлетических упражнений следует отнести такие действия атлета, которые придают ей рациональность и эффективность, т.е. оптимальным образом обеспечивают решение их главной двигательной задачи - поднять снаряд наибольшего веса над головой на выпрямленные руки .

В соответствии с установившимися понятиями о рациональном и эффективном способе выполнения упражнений к основам техники движений в соревновательных упражнениях в тяжелоатлетическом спорте следует отнести следующие требования.

1. Создание в работающих суставах оптимальных угловых отношений, особенно в наиболее трудных участках пути подъема штанги, когда невозможно использовать ее движение по инерции.

2. Повторное включение в работу мощных мышц ног и туловища.

3. Последовательное включение в работу определенных мышечных групп, вначале более сильных, затем менее сильных.

4. Обеспечение на каждом участке пути подъема штанги наиболее рационального направления ее движения и сообщение ей оптимальной

скорости.

5. Создание необходимых условий, обеспечивающих эффективность выполнения финального разгона штанги.

6. Создание необходимых опорных условий телу атлета и его разным звеньям с целью более продолжительной и эффективной передачи мышечных усилий штанге, вначале для обеспечения ее подъема вверх, а затем для сдерживания ее падения вниз.

7. Использование движущейся штанги в качестве верхней опоры для выполнения ухода под нее при значительной скорости перемещения разных звеньев тела атлета.

В свете сказанного, под техническим мастерством следует понимать совершенное владение наиболее рациональными двигательными структурами спортивных упражнений при установке на максимум - в условиях обостренной спортивной борьбы .

При этом техническое мастерство включает в себя не только двигательную сторону действия, как физическое явление, но и все те процессы, которые участвуют регулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечный эффект.

В практике спорта бытует ошибочное представление и о понятии «критерии» как о конкретных данных, отражающих структуру технических приемов, т.е. о конкретной модели образцовой техники. Правильно же под критериями понимать основные признаки, на основании которых оценивается то или иное явление, тот или иной процесс. С этих позиций надо рассматривать и критерии в спорте, в частности, критерии высшего технического мастерства как меру оценки уровня технического мастерства в целом, так и элементов, его составляющих.

С позиций кибернетики, раскрывающей особенности поведения сложных систем, в двигательной деятельности человека существенную роль играют категории оптимальности и целенаправленности. Отсюда главным критерием технического мастерства следует признать эффективность действий спортсмена, высокий уровень спортивных результатов (особенно в технических видах спорта) и высокую их устойчивость. Однако при этом надо учитывать и другой фактор — физическую подготовленность, уровень развития специальных двигательных качеств, которые определяют потенциальные возможности спортсмена к достижению высоких результатов. Поэтому для правильной характеристики роли упомянутых двух сторон подготовки спортсмена (технической и физической) в достижении определенного спортивного результата важно уметь определять их количественную взаимосвязь.

В общем виде уровень технического мастерства должен определяться степенью эффективного использования двигательного потенциала. Здесь отмечается вполне четкая закономерность — обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (например, на 1 м результата в толкании ядра, на 1 кг поднятого веса и т. д.).

Информация о работе Гиревой спорт