Гигиенические требования к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с этим выделяют следующие возрастные группы: предшкольный возраст до 3 лет; дошкольный – 3-7 лет; младший школьный возраст – 7-10 лет; средний школьный возраст – 10-14 лет; старший школьный возраст – 14-17 лет.

Содержание

Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Особенности режима, личная гигиена
Особенности питания
Требования к физическим нагрузкам
Гигиена одежды и обуви
Закаливание

Работа содержит 1 файл

кр гигиена.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Под влиянием закаливающих процедур, прежде всего, улучшаются процессы нейрогуморальной регуляции; развивается быстрая  и целесообразная ответная реакция на охлаждение или перегревание: сужаются или расширяются сосуды кожи, повышается или понижается потоотделение, изменяется тонус мускулатуры; образуются условные рефлексы, обеспечивающие сохранение постоянства внутренней среды организма в меняющихся условиях. Так постепенно вырабатывается общая защитная реакция организма на изменение температуры, развивается его неспецифическая сопротивляемость.

    Приступая к закаливанию, надо помнить, что  это - тренировка многих свойств организма  и поэтому необходимо соблюдать некоторые правила. Прежде всего, закаливание проводят систематически, изо дня в день, не пропуская намеченных процедур, строго закрепленных в режиме дня. Изменяют температуру и длительность каждой закаливающей процедуры постепенно. Во время закаливания необходимы самоконтроль и врачебный контроль за состоянием здоровья и самочувствием.  
С целью закаливания используют воздействие воздуха, воды и солнца. Наилучший эффект дает сочетание этих естественных факторов природы с физическими упражнениями. 
Закаливание воздухом надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. В каком бы помещении не находился подросток, оно должно систематически проветриваться, а в теплое время года окна комнаты, класса, зала должны быть широко раскрыты. Закаливающее действие воздуха проявляется во время специально проводимых воздушных ванн, прогулок, игр, физкультурных занятий на воздухе, работы в поле, саду, если одеваться легко, а в зависимости от погоды и времени года частично обнажать тело. Хороший закаливающий эффект получается от обнажения тела до пояса в утренние минуты, пока проводится уборка постели, утренний туалет, зарядка, умывание. Летом в сельской местности большую часть времени подросток должен ходить босиком. Это не только закаливает кожу стоп, но и тренирует мышцы свода стопы, предупреждая развитие плоскостопия.

    Специальные воздушные ванны начинают при  температуре 20 °С, постепенно снижая ее до 15 – 16 °С, а при уже возникшей  устойчивости к холоду - и до 10 °С. Длительность процедуры увеличивается с 10 минут до 1,0 – 1,5 часа. Во время воздушной ванны проводятся подвижные игры, выполняются физические упражнения. Воздушную ванну следует прекратить с появлением озноба, дрожи, "гусиной кожи". Полезен сон на воздухе.

    Закаливание водой. Более энергичным закаливающим действием обладает холодная вода, вызывающая быструю реакцию аппарата терморегуляции. Самая нежная водная закаливающая процедура - обтирание. С нее начинают закаливание, если организм подростка ослаблен заболеванием. При этом начальную температуру воды 24 – 26 °С постепенно снижают через каждые 2 - 3 дня на 1 °С до 16 – 18 °С. После обтирания специальной варежкой из махровой ткани или губкой тело растирают до легкого покраснения махровым полотенцем. Для здоровых подростков закаливание обтиранием можно начинать с 22 – 24 °С и доводить температуру воды с той же постепенностью до 15 °С. После систематического обтирания водой такой температуры в течение 1,5 - 2 месяцев можно опять начать снижение температуры воды и довести ее до 4 – 5 °С.

    Общее обливание водой используют при  отсутствии душевой установки. Температуру  снижают в той же последовательности, что и при обтирании. Закаливающее действие душа связано не только с  низкой температурой воды, но и с  механическим воздействием струи падающей воды. Надо помнить о том, что вода обладает в 30 раз большей теплопроводностью, чем воздух, поэтому тело легко охлаждается. Душ следует принимать быстро, в холодное время года предохранять голову от попадания воды. Сразу же после душа следует растереть все тело махровым полотенцем.

    Обычно  душ или общее обливание используют для закаливания после 1,5 - 2 месяцев  обтирания. Температура воды вначале 22 – 24 °С, затем ее снижают в зависимости  от закаленности и самочувствия подростка  либо через каждые 2 - 3 дня на 1 °С, либо, у более ослабленных и более чувствительных к температуре, через каждые 3 - 4 дня, пока не снизится до температуры холодной водопроводной воды (8 - 12 °С).

    Наиболее  сильный закаливающий эффект получается при купании, так как при этом одновременно действуют воздух, свет, вода и движения: Первые купания начинают в солнечные дни при отсутствии ветра и при температуре воздуха не ниже 23 – 24 °С, а воды – 20 – 22 °С. Уже закаленные подростки, не прекращавшие водных процедур, могут начинать купаться в открытых водоемах и при более низкой температуре воды – 18 – 20 °С и воздуха около 20 °С. Если купание проводится после солнечных ванн или подвижной игры, то не следует входить в воду разгоряченным, надо 10 - 15 мин отдохнуть в тени.

    Закаливание солнцем. Еще в далекой древности для укрепления здоровья использовали солнечные лучи. О благотворном влиянии солнца на организм говорил Геродот. Для ускорения заживления ран и переломов применял солнечные ванны великий Гиппократ. В наше время солнце и лучистая энергия используются не только для лечения, но и для предупреждения заболеваний, в том числе и для закаливания организма. Эффект солнечного облучения связан с тремя видами лучей солнечного спектра - видимыми или световыми, инфракрасными и ультрафиолетовыми. Особенно сильно воздействие ультрафиолетового облучения, под влиянием которого улучшается кроветворение, стимулируются обмен веществ, процессы образования иммунных тел, разрушаются бактерии. Под влиянием теплового эффекта инфракрасного облучения также происходят благоприятные изменения обмена веществ и кровообращения.

    Для закаливания используют световоздушные и солнечные ванны. В первом случае на организм человека действуют рассеянный солнечный свет и движение окружающего  воздуха. Световоздушные ванны принимают в тени, под деревьями, навесом или тентом, в защищенном от ветра месте при температуре воздуха не ниже 18 °С. Подросток, принимающий ванну, максимально обнажается и укладывается на специальный лежак или раскладушку. Продолжительность световоздушной ванны постепенно увеличивается с 10 мин до 2 ч. Световоздушные ванны применяют для закаливания подростков, ослабленных заболеваниями или имеющих индивидуальную повышенную чувствительность к солнечным лучам.

    Солнечные ванны принимают в утренние часы в защищенном от сильного ветра месте. Температура воздуха для первых солнечных ванн должна быть не ниже 18 °С; продолжительность процедуры (от 10 мин в первые дни) постепенно увеличивается, так что в конце лета она может достигать 1,5 ч. Во время солнечного облучения голова должна быть закрыта от прямого воздействия солнечных лучей, глаза защищены темными противосолнечными очками. Подросткам солнечные ванны рекомендуется принимать только во время спокойной подвижной игры. После солнечной и световоздушной ванны хорошо действуют водные закаливающие процедуры.

 

     Список используемой литературы 

  1. Лаптев  А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев, С.А. Полиевский. – М.: Физкультура и спорт, 1990 – 368с.
  2. Спортивная физиология/ под ред. Я.М.Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986  - 240с.
  3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студентов/ Ю.А. Ермолаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2001 – 444с.
  4. Лаптев А.П.Лекции по общей гигиене и спортивной гигиене: Учебное пособие/ А.П.Лаптев, С.А. Полиевский, О.В.Григорьева. – М.: Физическая культура, 2006 – 384с.

Информация о работе Гигиенические требования к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста