Гигиенические требования к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с этим выделяют следующие возрастные группы: предшкольный возраст до 3 лет; дошкольный – 3-7 лет; младший школьный возраст – 7-10 лет; средний школьный возраст – 10-14 лет; старший школьный возраст – 14-17 лет.

Содержание

Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Особенности режима, личная гигиена
Особенности питания
Требования к физическим нагрузкам
Гигиена одежды и обуви
Закаливание

Работа содержит 1 файл

кр гигиена.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Университет Физической Культуры и спорта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету «Гигиена»

Тема: «Гигиенические требования к занятиям физической культурой  у детей старшего школьного возраста» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 5 курса 

2 гр. з/о  специализация ФкиС

Пичушкина Мария Дмитриевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2012  
 

      План

  1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
  2. Особенности режима, личная гигиена
  3. Особенности питания
  4. Требования к физическим нагрузкам
  5. Гигиена одежды и обуви
  6. Закаливание
 

 

     Анатомо-физиологические  особенности детей  старшего школьного  возраста

    Организация учебно-воспитательного процесса и  физического воспитания в школе  осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с  этим выделяют следующие возрастные группы: предшкольный возраст до 3 лет; дошкольный – 3-7 лет; младший школьный возраст – 7-10 лет; средний школьный возраст – 10-14 лет; старший школьный возраст – 14-17 лет.

    Для практической работы учителя физической культуры важное значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельности центральной нервной системы.

    Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости, развитие двигательной координации в основном заканчивается. Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Характерен интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование координационных способностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

    Костная система, а значит и форма грудной  клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.

    Мышечная  система развита хорошо. Поскольку  ребенок ведет весьма подвижный  образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком. Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достиг нуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.

    Сердечно-сосудистая система. Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота  пульса взрослого человека). Сердце увеличивает свой объем на 60—70 %.

    Артериальное  давление продолжает повышаться с возрастом, и в 17 лет равно 120/70 мм рт. ст., что также соответствует артериальному давлению взрослого человека.

    Иммунная  система у детей среднего и  старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.

    Эндокринная система. Продолжается развитие половых  желез, в связи с этим происходят следующие изменения:

    1. у девочек:

     в 11-12 лет увеличиваются наружные половые губы;

     в 12-13 лет увеличиваются грудные  железы, появляется пигментация сосков, начинаются менструации;

     в 13-14 лет начинается рост волос в  подмышечных впадинах, менструации  еще нерегулярны;

     в 14-15 лет изменяется форма ягодиц и таза, приобретая формы, характерные  для взрослых женщин;

     в 15-16 лет появляются угри, обусловленные  функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными;

     в 16-18 лет прекращается рост скелета.

    2. у мальчиков:

     в 11-12 лет увеличивается предстательная железа (простата), ускоряется рост гортани, предшествуя началу ломки голоса;

     в 12-13 лет начинается значительный рост яичек и полового члена, волосы на лобке начинают расти;

     в 13-14 лет усиливается темп роста  яичек и полового члена, в околососковой  области появляется узлообразное уплотнение, начинает "ломаться" голос;

     в 14-15 лет начинается рост волос в  подмышечных впадинах, продолжается изменение голоса, появляются волосы на лице, пигментация мошонки (она  приобретает более темный цвет, чем  кожа остальных участков тела), наблюдается  первая эякуляция;

     в 15-16 лет продолжается созревание половых  клеток - сперматозоидов;

     в 16-17 лет начинается оволосение лобка  по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер  и в направлении пупка; усиливается  рост волос по всему телу; окончание  созревания сперматозоидов;

     в 17-21 год рост скелета останавливается.

    Нервная система: продолжается совершенствование  нервно-психической деятельности, развиваются  аналитическое и абстрактное  мышление. Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над силой процессов торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.

    Особенности режима, личная гигиена

    Важное  значение имеет рациональный суточный режим школьника, способствующий сохранению и укреплению здоровья, а также  высокой работоспособности учащихся. Суточный режим предусматривает:

  1. выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
  2. Чередование различных видов деятельности;
  3. Достаточный отдых, в том числе обязательное пребывание на свежем воздухе;
  4. Качественное регулярное питание;
  5. Полноценный сон.

    Подъем  должен всегда проводиться в одно  и то же время. После этого сразу  же выполняется утренняя гимнастика, затем закаливающие процедуры. На большой  перемене предусмотрен обязательный второй завтрак. Завтракать, обедать, полдничать и ужинать школьники должны в одно и то же время.

    Домашние  задания должны выполняться в  определенные часы. Через 45 минут занятий  следует устраивать 5-10 минутные перерывы, во время которых необходимо сделать  несколько физических упражнений.

    Родители  должны следить за тем, чтобы дети не проводили много време у телевизора в ущерб учебным занятиям или сну. Так как это приводит к нарастанию утомления, снижению работоспособности.

    Важное  значение в режиме дня имеет сон. В обычных условиях продолжительность  сна старшего школьника должна составлять не меньше 9-9,5 часов. В период напряженных занятий время сна следует увеличивать.

    Обязательной  является ежедневная зарядка.

    Важное  место в физкультурном воспитании должно занять формирование знания о  физической культуре и спорте —  того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, а также других сведений, необходимых для сознательного и предметного управления своей физической активностью.

    Каждый  школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены:

    1. Ежедневно совершать утренний туалет.

    2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

    3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

    4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

    5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

    Существует  также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях  необходимо:

    • регулярно проветривать учебные помещения;

    • ежедневно проводить влажную уборку классов и коридоров школы;

    • проверять наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

    • проводить противобактериальную обработку туалетов;

    • соблюдать гигиеническую чистоту пищеблоков;

    • осуществлять контроль продуктов питания.

    Особенности питания

    Рациональное  питание обеспечивает правильный рост и развитие. Способствует укреплению здоровья и повышению работоспособности. В подростковом возрасте увеличивается  потребность в калориях и пищевых  веществах. В этом возрасте отмечается более высокий расход энергии по сравнению со взрослыми. Это связано с большей интенсивностью обменных процессов, значительной двигательной активностью и повышенной отдачей тепла. Следовательно, калорийность рациона для них должна быть выше. Потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых трудом, который требует значительных физических усилий. Таким образом, питание школьника должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.

    Потребность в белке детей в связи с  интенсивными процессами их роста и  развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет 1,3–1,5 г на 1 кг веса тела, юноши (14–17 лет) – 106 г и девушки (14–17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По некоторым данным при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.

    Удовлетворение  потребности в белке производится за счет животных и растительных белков. Основные источники животного белка  – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. Источниками растительного белка являются многие пищевые продукты, но главное значение имеют хлебобулочные изделия, крупяные и макаронные изделия, а также картофель. Все эти продукты должны рассматриваться как обязательные и притом незаменимые составные части детского пищевого рациона. Известно, что удовлетворение ростовых потребностей детского организма происходит при высоком уровне в рационе животного белка. По современным данным, удельный вес животного белка в суточном рационе школьника должен составлять 60 % общего количества белка. Для выполнения этого требования и обеспечения белковой полноценности питания необходимо ежедневно включать в пищевой рацион школьника: молоко – 500 г, одно яйцо, творог – 40–50 г, сыр – 10–15 г, рыба – 40–60 г, мясо – 220 г. Таким набором животных продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белке при условии поступления достаточного количества растительного белка.

Информация о работе Гигиенические требования к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста