Гигиенические требования к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с этим выделяют следующие возрастные группы: предшкольный возраст до 3 лет; дошкольный – 3-7 лет; младший школьный возраст – 7-10 лет; средний школьный возраст – 10-14 лет; старший школьный возраст – 14-17 лет.

Содержание

Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Особенности режима, личная гигиена
Особенности питания
Требования к физическим нагрузкам
Гигиена одежды и обуви
Закаливание

Работа содержит 1 файл

кр гигиена.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, вводная часть урока  должна включать гимнастические упражнения для всех суставов с умеренными усилиями на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к интенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основной части занятия.

    Гигиеническая характеристика основной части урока. Гигиеническая задача основной части урока — повышение функционального состояния организма школьников и их физической подготовленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений:

    - на одном занятии целесообразно  развивать несколько двигательных  качеств, т. е. содержание занятий  должно быть комплексным;

    - объем физической нагрузки, направленной  на развитие конкретного двигательного качества, должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировочного эффектов, что определяется показателями врачебно-педагогического контроля и самоконтроля (например, по выраженности утомления);

    - физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивности воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оценивается по ЧСС, характеру энергообеспечения (аэробный или анаэробный);

    - физические нагрузки следует  чередовать и по их направленности  на развитие определенных мышечных групп.

    Использование первого принципа необходимо для  комплексного развития двигательных качеств  школьников, так как только всесторонность, гармоничность их физической подготовленности отвечают требованию оздоровительной  направленности физического воспитания.

    Развитие  нескольких двигательных качеств на одном занятии повышает их эффективность. Физические упражнения преимущественно  однонаправленного функционального  воздействия обладают дополнительным, но более слабым воздействием на другие двигательные качества. Например, бег на коротких отрезках способствует развитию в основном скоростных качеств, но если использовать только его, быстро наступит утомление, так как будут задействованы определенные структурно-функциональные образования.

    Прыжковые упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести), позволяют разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие структурно-функциональные образования организма. Это эффективное средство совершенствования скоростных качеств школьников, развития силового компонента. Длительность основной части урока должна составлять не менее 30— 35 мин.

    Гигиеническая характеристика заключительной части урока. Эта часть урока очень важна, например, для того чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интенсивной мышечной деятельности: первые 3—5 мин он остается повышенным. Это обусловлено необходимостью погашения кислородного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определенной инерцией в работе сердца.

    Важно помнить, что если сразу после  прекращения интенсивной физической нагрузки (например, бега) человек останавливается, «мышечный насос» выключается и  может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полностью возвращается в правый желудочек, а скапливается на периферии. Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. Кроме того, плавное снижение интенсивности нагрузки в заключительной части урока постепенно уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия к переключению на другую деятельность, например на умственную работу.

    В заключительной части урока могут  использоваться специальные упражнения, усиливающие восстановительный  эффект, например, на расслабление, дыхательные. Длительность заключительной части урока составляет 3—5 мин.

    Признаки  выраженных степеней утомления у  некоторых детей свидетельствуют  о чрезмерности нагрузки, поэтому  требуется немедленно изменить дозировку  упражнений с целью предупреждения перенапряжения.

    Гигиена одежды и обуви

    Спортивная  одежда и обувь – это одежда и обувь, специально предназначенная  для занятий различными видами спорта. Должны обеспечивать благоприятные  условия функционирования организма  при интенсивных занятиях физическими  упражнениями и спортом в различных метеорологических условиях.

    Спортивная  одежда должна поддерживать оптимальное  тепловое равновесие организма во время  занятий физическими упражнениями и спортом, обеспечивать эффективную  спортивную деятельность, защиту от травм  и механических повреждений. Она должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать по росту и полноте.

    Важное  значение имеют теплозащитные свойства одежды, ее гигиенические свойства, а также гигиенические свойства тканей, из которых она изготавливается: воздухопроницаемость, паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гигроскопичность, гибкость, сминаемость, электризуемость.

    Теплозащитные свойства одежды: исят от теплопроводности тканей. Она зависит от пористости, структуру ткани, вида волокон и их переплетения. В толстых и пушистых тканях между волокнами имеется много пор, где задерживается воздух, являющийся плохим проводником тепла. Такие ткани обладают высокими теплозащитными свойствами. Теплозащитные свойства во многом зависят от покроя одежды. Высокими теплозащитными свойствами  обладает покрой типа «комбинезон», представляющий собой максимально замкнутую конструкцию. Манжеты на рукавах, закрытый воротник, капюшон, пояс препятствуют проникновению холодного воздуха в пододежное пространство. При низких температурах воздуха для усиления теплозащитных свойств в одежде используется несколько слоев. Чем их больше, тем больше воздуха в одежде, а значит, и теплопроводимость меньше.

    Воздухопроницаемость  – обеспечивает поддержание теплового баланса с окружающей средой и удаление из пододежного пространства углекислоты, влаги и кожных выделений. Воздухопроницаемость одежды обеспечивает необходимую вентиляцию пододежного пространства. При недостаточной вентиляции ухудшается самочувствие и работоспособность. Хорошей воздухопроницаемостью обладают пористые и шерстяные, суконные и трикотажные ткани. Неплохо пропускают воздух изделия из лавсана и хлорина. Низкой воздухопроницаемостью обладают изделия из плотных хлопчатобумажных и льняных тканей, капрона и других синтетических волокон. Ткани, покрытые различными водоупорными материалами, а также прорезиненная одежда пор не имеют и, следовательно, полностью исключают воздухообмен. Такая одежда хорошо защищает от ветра и дождя и должна использоваться лишь в подобных случаях.

    Паропроницаемость – способность пропускать водяные пары как изнутри, так и снаружи. Она зависит от толщины и пористости материала и должна обеспечивать сохранение нормального теплообмена и выделение газообразных продуктов жизнедеятельности.

    Испаряемость – способность отдавать влагу путем испарения. Более быстро высыхают тонкие и гладкие ткани. Шерсть теряет воду медленнее, чем хлопчатобумажная ткань, поэтому и меньше охлаждает тело. Это свойство особенно важно учитывать при спортивных нагрузках в условиях высокой температуры воздуха.

    Водоемкость – способность материала задерживать влагу. При намокании одежды увеличивается ее теплопроводность. Поэтому одежда после дождя или пропитывания потом сильнее охлаждает тело. Намокшая ткань становится менее воздухопроницаемой. Плотное белье почти совсем не пропускает воздуха, а у трикотажа воздухопроницаемость уменьшается всего на 30%.

    Гигроскопичность  – свойство тканей адсорбировать на своей поверхности пары из окружающего воздуха, поглощать пот и влагу. Это особенно важно для обеспечения нормального теплообмена. Высокая гигроскопичность материалов позволяет поглощать испаряющийся пот с поверхности кожи во время выполнения спортивных упражнений, одновременно сохраняя на достаточном уровне теплозащитные свойства.

    Сминаемость – отражает степень эластичности ткани, ее способность сохранять внешний вид после механического воздействия. Одежда, изготовленная из малосминаемых материалов, длительное время сохраняет первоначальный вид. Складки, которые образуются при смятии, не только ухудшают внешний вид одежды, но и ускоряют ее изнашивание, особенно на сгибах.

    Износостойкость – способность материла сохранять свой внешний вид и свойства в процессе эксплуатации.

    При трении материалов на их поверхности одновременно происходит процесс генерации зарядов статического электричества и процесс их рассеивания. При нарушении равновесия между этими процессами возникает электризация материалов. 
Способность тканей электризоваться может быть представлена следующими волокнами, расположенными по мере увеличения плотности заряда: хлопок, вискоза, шерсть, шелк, ацетат, триацетат, лавсан и другие синтетические волокна. 
Электризуемость — отрицательное явление, вызывающее дополнительные сложности в технологическом процессе производства материалов и изготовления швейных изделий. Электризуемость ощущается и при носке, такая одежда быстрее становится грязной, прилипает к телу, искажая форму и силуэт.

    Для снижения электризуемости материалы  обрабатывают поверхностно-активными  веществами (антистатиками), способствующими рассеиванию зарядов. Снизить электризуемость можно создавая смешанные материалы из волокон, на поверхности которых образуются заряды противоположного знака. Такие заряды будут нейтрализовывать друг друга. Сочетание гидрофильных и гидрофобных волокон также снижает электризуемость.

    Спортивная  обувь должна быть удобной, легкой, прочной, мягкой и эластичной. Она  должна иметь хорошую водоупорность, достаточную вентилируемость, после  увлажнения не терять гибкости и не изменять форму и размеры. Должна соответствовать погодным условиям и особенностям занятий различными видами физических упражнений и спорта. Материалы обуви должны быть прочными, обладать плохой теплопроводностью, хорошей воздухопроницаемостью, защищать от сырости, охлаждения, обморожения и механического воздействия.

    Конструкция обуви должна обеспечивать своевременное  удаление продуктов распада из внутриобувного пространства, предотвращать от перегревания стоп и потливости.

    Конструкция и материал обуви при носке  должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног человека – температура 21-33 градуса, влажность – 60-73%, содержание углекислоты 0,8%. А так же конструкция обуви должна способствовать снятию зарядов статического электричества.

    Важное  значение имеет форма спортивной обуви. Она должна равномерно облегать стопу, фиксировать ее форму, не сдавливать мягкие ткани стопы; не причинять боли при движении и в состоянии покоя; не ограничивать движения в суставах, а также обеспечивать максимальную свободу движений.

    Закаливание

    Закаливание  - это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Систематически проводимое закаливание дает возможность избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность.

    В основе закаливания лежит процесс нейрогуморальной, условно-рефлекторной регуляции ряда функциональных систем, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Нельзя забывать еще об одном важном значении закаливания: в процессе тренировки устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, воля. 
Приспособление человеческого организма к изменяющимся температурным условиям внешней среды осуществляется с помощью процессов терморегуляции, обеспечивающих постоянство температуры тела, необходимое для нормального функционирования внутренних органов.

    У детей и подростков относительно большая поверхность кожи и относительно большое количество кровеносных  сосудов в коже, к тому же, более близко расположенных к поверхности тела. Поэтому теплоотдача осуществляется легче и легче наступает охлаждение и переохлаждение из-за несовершенства процессов регуляции. Точно так же анатомическими и физиологическими особенностями организма детей и подростков объясняется сравнительная легкость возникновения перегрева.

    В силу более легкого наступления  у подростка перегрева и переохлаждения, незаконченности формирования системы  теплорегуляции закаливание является важнейшим средством целенаправленной тренировки приспособительных свойств  организма подростка к неблагоприятным внешним условиям, прежде всего температурного характера, мощным средством предупреждения простудных заболеваний.

Информация о работе Гигиенические требования к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста