Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:25, реферат

Описание работы

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.61 Кб (Скачать)

1) сознание, воспитанное  с детства разумное отношение  к своему здоровью, правильному  режиму труда и отдыха;  

2) движение (физическая  культура и закаливание организма);  

3) рациональное питание;  

4) профилактически  применяемые лекарственные препараты  (лекарства для здоровых) [1].  

Однако, подчеркивая, что в отличие от медицины, занимающейся больными, валеология - это наука  о здоровье здоровых людей, а также  находящихся в состоянии предболезни  или имеющих факторы риска, И.И. Брехман - один из авторов и инициаторов  ее появления, по существу, как бы по инерции исключает хронически больных  и инвалидов из числа тех, для  кого она предназначена. Хотя, безусловно, он, скорее по сложившейся традиции, забывает эту категорию населения, нежели полагает, что валеология и  вообще валеологический подход к  жизни им не нужны. Как это ни парадоксально, но здесь повторяется ситуация, сложившаяся  в сфере физической культуры. Те люди, для которых и валеология, и физическая культура нужны более  чем для кого бы то ни было, оказываются  за "бортом" их концептуальных схем.  

Что же касается профилактической медицины, то, безусловно, признавая  ее огромнейшую роль в оздоровлении населения России, особенно с учетом его сегодняшнего состояния, необходимо обратить внимание читателей на то, что это все-таки медицина:  

1) по главной цели - профилактика конкретных заболеваний;  

2) по кадровому  обеспечению - медицинские работники;  

3) по средствам  - различные лекарственные препараты,  рекреационно-реабилитационные комплексы  и т.п.  

Если проанализировать современные технологии Российского  института профилактической медицины - одного из лидеров данного направления: ингаляция различных лекарственных  и растительных препаратов, гало-, аэрофито-, аэроионо-, фитотерапия; музыкальная, аудиовизуальная  терапия; диетотерапия; биосауны; гидромассаж; солярий и другие, - то станет вполне очевидной их эколого-медицинс кая  направленность.  

Однако надо отдать должное директору данного института - доктору медицинских наук, профессору П.П. Горбенко, который в отличие  от многих медицинских работников в  своей концепции профилактики уделяет  большое внимание двигательной активности пациентов (работе на универсальных  тренажерах, тредбане, велоэргометре, степ-тренаже ре и т.п.) и вообще формированию их физической культуры в самом современном понимании  этого слова. Разумеется, двигательная активность, предлагаемая в технологиях  института профилактической медицины, представляет собой реализацию в  большей степени рекреационного направления физической культуры, главная  идея которой состоит в активации, поддержании или восстановлении физических и духовных сил, профилактике утомления и вообще в оздоровлении через удовольствие [3, 4 и др.].  

Таким образом, отмечая  несомненную пользу современных  технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно  более широкое привлечение средств  и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации  к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения  и самореализации.  

Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, активно использующих движение в  работе с различными контингентами  населения.  

Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии  здоровья, и инвалидов (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и  др.), то в них те или иные компоненты физкультурно-спортивной деятельности практически не используются. Это  объясняется предметом этих дисциплин, специфическими целями, задачами, средствами и методами.  

То же самое можно  сказать и о целом ряде дисциплин, рассматривающих отдельные компоненты здоровья и здорового образа жизни. Например, гигиена изучает главным  образом среду обитания, диетология - преимущественно лечебное питание  и т.д.  

Возвращаясь к проблеме подготовки специалистов для работы с инвалидами в области физической культуры, необходимо констатировать, что здесь уже сделаны первые шаги, имеется определенный, хотя и  небольшой опыт, опубликованы научные  статьи и учебные материалы.  

При этом особо следует  отметить подвижническую деятельность специалистов-дефектологов бывшей АПН  СССР, Одесского, Славянского и Красноярского  государственных педагогических институтов, МОГИФКа и ВНИИФКа. Представи  тели двух последних организаций - А.В. Сахно и В.С. Дмитриев - подготовили  к изданию двухтомный сборник  материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, являющийся этапной работой в этом направлении.  

Утверждение Госкомвузом  России новой специальности - "Адаптивная физическая культура" послужит активизации  деятельности вузов в подготовке кадров для данного благородного дела.  

Рассмотрим основные положения концепции адаптивной физической культуры.

Философия адаптивной физической культуры  

Для рассмотрения философии  адаптивной физической культуры необходимо преодолеть терминологические трудности, возникающие при использовании  упоминавшихся ранее понятий "здоровье" и "инвалид". Не имея возможности  подробно освещать эту достаточно сложную  проблему, ограничимся тем, что введем понятие "жизнеспособность" (жизненность, жизнестойкость, жизнеактивность), под  которым будем понимать все уровни бытия человека: от минимального обеспечения  витальных процессов до высших проявлений потенций человека (установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии) 3.  

Потеря инвалидом  жизнеспособности означает его смерть, а пока человек, даже с помощью  медицинской аппаратуры, реализует  витальные процессы, он имеет какое-то (хоть и минимальное) количество жизнеспособности. Одной из градаций жизнеспособности является состояние здоровья, которое, в свою очередь, тоже делится рядом  авторов [11, 6] на последовательные уровни.  

Таким образом, жизнеспособность позволяет любому человеку (здоровому, больному, инвалиду) в различной  степени осуществлять свои биологические  и социальные функции.  

Такое разведение понятий "здоровье" (в трактовке ВОЗ) и "жизнеспособность" позволяет  сформулировать цели и принципы адаптивной физической культуры (ее философию).  

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии  здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характерис тик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально  значимого субъекта.  

Соглашаясь с И.М. Быховской, подчеркнем, что культурное бытие телесности, в том числе  и инвалида, состоит не только в  его использовании для достижения некоторой внешней цели (участия  в том или ином виде деятельности), но и в наполнении ее внутренним содержанием, в осмыслении телесности как внешней формы внутреннего  содержания, что создает предпосылки  для формирования физической культуры личности, ее максимального самораскры тия и самореализации [2]. Такой  подход к адаптивной физической культуре на основе ее индивидуаль но-личностного  осуществления, формирования потребности  и способности личности гармонизировать  имеющиеся у нее в наличии  телесно-двигательные и духовные потенции снимает проблему физического совершенства как некоторого абсолютного идеала и позволяет говорить и о коммуникативном  смысле телесности инвалида, т.е. ее способности  быть посредником в общении, диалоге  субъектов.  

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основной принцип деятельности в  этой области как занимающихся, так  и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.).  

Максимальное развитие с помощью средств и методов  адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать  свои творческие потенции и достичь  выдающихся результатов, не только соизмеримых  с результатами здоровых людей, но и  превышающих их. Достаточно вспомнить  такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга  Скороходова и многие другие, чтобы  убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом  для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и  навыки, качества и способности, необходимые  в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между  собой.

Содержание и задачи адаптивной физической культуры  

Разумеется, рассмотреть  содержание, средства, методы, формы  и другие компоненты адаптивной физической культуры в рамках одной публикации не представляется возможным. Поэтому  здесь конспективно рассмотрим основные ее виды и наиболее общие задачи.  

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса  специальных знаний, жизненно и профессионально  необходимых двигательных умений и  навыков; на развитие широкого круга  основных физических и специальных  качеств, повышение функциональных возможностей различных органов  и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы  и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в  наличии телесно-двигательных качеств  инвалида.  

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим  силам, твердой уверенности в  них, готовности к смелым и решительным  действиям, преодолению необходимых  для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также  потребности в систематических  занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового  образа жизни в соответствии с  рекомендациями валеологии.  

Если вспомнить  терминологию, предлагаемую Л.П. Матвеевым [9], то следует учесть, что в содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессиональ но-прикладной физической культуры.  

Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как  базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой  молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов  в его различных видах в  состязаниях с людьми, имеющими аналогичные  проблемы со здоровьем.  

Адаптивный спорт  в настоящее время развивается  преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и  Специального олимпийского движений.  

Исходя из концепции  И.М. Быховской [2], рассмотревшей проблемы человеческой телесности в социокультурном  измерении, именно адаптивный спорт, с  обязательным участием инвалидов в  учебно-тренировочном процессе и  системе различных (включая международные) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для культурного  бытия их телесности, важнейшим атрибутом  которого является общение, участие  в диалоге двух "я" [5].  

Основная задача адаптивного спорта заключается  в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому  опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и  других ценностей физической культуры.  

Адаптивная физическая рекреация . Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом  во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение  кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольстви  ем.  

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении  психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы  выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.  

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит  в привитии личности инвалида проверенных  исторической практикой мировоззренческих  взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом  основных приемов и способов рекреации.  

Чтобы избежать чисто  терминологических недоразумений, подчеркнем, что в учебном пособии  для институтов физической культуры Л.П. Матвеев данный вид физической культуры называет фоновым, дополнительно включая в нее гигиеническую (в рамках повседневного режима жизни) физическую культуру [9].  

Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или  разрушены на длительный срок в связи  с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения  различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих  в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных  обстоятельств.  

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов  на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям  использовать соответствующие комплексы  физических упражнений, приемы гидровибромассажа  и самомассажа, закаливающие и термические  процедуры и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).  

Информация о работе Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)