Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)

Дата добавления: 21 Декабря 2010 в 18:25
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (27.30 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Office Word.docx

  —  29.61 Кб

Реферат: "Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)"

Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту

Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в  системе знаний о человеке)  

Доктор педагогических наук, профессор С.П. Евсеев  Санкт-Петербургская  государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта 

Рост инвалидности населения в большинстве стран  мира, что связано с усложнением  производственных процессов, увеличением  транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической  обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных  и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального  образования. Так, в соответствии с  решением Межведомственного экспертного  совета по государственным образовательным  стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор  направлений и специальностей высшего  профессионального образования  новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).  

Решению данного  вопроса предшествовало открытие в  Санкт-Петербургской государственной  академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта новой специализации - "Физическая культура для инвалидов" (1993) и  новой кафедры - "Теория и методика адаптивной физической культуры" (1995).  

Данные обстоятельства предопределили цель настоящей публикации - выделить ведущую дисциплину, составляющую ядро новой специальности (022500), и  рассмотреть ее философию, содержание, основные задачи, отличия от родственных  учебных и научных дисциплин.  

Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и  методика адаптивной физической культуры", которая базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой родовым  понятием. Однако в отличие от базовой  дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в  том числе и инвалиды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность будущих специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая  утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию  конечностей, удаление пораженного  органа и др.).  

Все это требует  значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных  форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно  к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".  

Именно своей ориентацией  на хронических больных и инвалидов  адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей  физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" [9] или "двигательная реабилитация" [3]. Данный раздел, как отмечает Б.В. Евстафьев, посвятивший специальную  монографию анализу основных понятий  в теории физической культуры, в  качестве главной цели предусматривает "... восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм  и т.д." [4, c. 121].  

По сложившейся  в нашем обществе системе мировоззренческих  взглядов, инвалидами и лицами с  устойчивыми отклонениями в состоянии  здоровья должны заниматься представители  здравоохранения, социального обеспечения, образования, но не физической культуры.  

Она же была ориентирована  на здоровых или (как исключение) на временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого  как в теоретическом, так и  в практическом аспекте раздела  данного вида культуры - спорта, то он вообще предусматривает активную деятельность с лицами не просто здоровыми, но и  моторно одаренными. Причем попасть  в число последних было крайне трудно, так как в каждом виде спорта действовала довольно жесткая  система отбора перспективных спортсменов.  

В связи с этим обратим внимание еще на такой  факт, который очень наглядно подтверждает приоритеты физической культуры по отношению  к той или иной категории населения. Ведущий отечественный теоретик физической культуры Л.П. Матвеев даже в ее оздоровительно-реабилитационном разделе вторым подразделом (кстати, состоящим всего из двух) называет спортивно-реабилитационный, который "способствует восстановлению функциональных и приспособительных возможностей организма (уменьшенных в результате перетренировки, переутомления и  других причин)". То есть здесь речь идет о реабилитации спортсменов, временно утративших свои кондиции.  

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности "физическая культура", являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов  физической культуры и факультетов  физического воспитания педагогических институтов и университетов, то легко  будет убедиться в том, что  практически все дисциплины, включая  дисциплины и медико-биоло гического, и психолого-педагогических циклов, содержат сведения только о здоровом человеке. Исключением являются две  дисциплины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.  

Уместно будет вспомнить  и о перечне медицинских противопоказаний для абитуриентов вузов физической культуры, который определяет значительно  более высокие требования к состоянию  здоровья будущих студентов вузов  данного профиля по сравнению  со всеми другими образовательными учреждениями. Этот перечень, по существу, перекрывал путь в вузы физической культуры для инвалидов и лиц  с ограниченными физическими  и психическими возможностями, а  само содержание образования, состоящее  из сведений практически только о  здоровых и моторно одаренных  людях, значительно снижало мотивацию  его получения теми, кто хотел  бы посвятить свою жизнь работе с  инвалидами.  

Сказанное позволяет  заключить, что в России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющем  большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие  спортсмены, а ориентировано оно  было на работу специалистов со здоровыми  и двигательно одаренными детьми и взрослыми. 

Автор статьи не склонен  считать, что подобное невнимание к  проблемам инвалидов полностью  обусловлено позицией представителей сферы физической культуры, хотя, очевидно, именно они должны были бы быть основными  инициаторами расширения сферы влияния  в обществе физической культуры, обоснования  и доказательства ее действительно  социальной значимости 1. Однако дело здесь  намного более сложное, чем может  показаться на первый взгляд. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность  теоретических, концептуальных проблем  физической культуры инвалидов. Проведенный  А.В. Сахно [11] анализ отечественной  и зарубежной литературы, посвященной  проблеме здоровья, определению его  качественных и количественных параметров, позволил ему утверждать, что между  понятиями "здоровье человека" и "инвалидность человека" была воздвигнута  непроходимая стена и что эти  понятия трактовались как взаимоисключающие. В частности, понятие "здоровье", изложенное в уставе Всемирной организации  здравоохранения как "состояние  полного физического, духовного  и социального благополу чия, а не только отсутствия болезней и  физических дефектов", фактически отождествляется  с "абсолютным здоровьем" и, естественно, не допускает и мысли о возможности  наличия здоровья у инвалида, так  как он обладает тем или иным дефектом (физическим или психическим). Такая  постановка вопроса, по существу, отказывала огромной группе людей - инвалидам - в  здоровье и здоровом образе жизни, ядром  которого является рациональная двигательная активность человека или, более обобщенно, физическая культура. Чтобы убедиться  в этом, достаточно вспомнить, что  допуск к занятиям физической культурой  в школе, техникуме, вузе, в той  или иной спортивной секции и тем  более к участию в соревнованиях  выдает врач, который должен констатировать соответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкультурно-спортивной деятельности .  

Таким образом, в  силу целого ряда объективных условий  и субъективных факторов инвалиды оказались  в сфере деятельности медицины, в  которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление - реабилитация. В Энциклопедичес ком словаре медицинских терминов она определяется как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов" [15, c. 29]. Как видно из определения, в понятие "реабилитация" входят функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. Соответственно различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную, (бытовую) и профессиональ ную (трудовую).  

Важно отметить, что  медицинская реабилитация включает в себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного, и психическую подготовку пострадавшего  к необходимой адаптации, реадаптации  или переквалификации [11, c. 21]. При  этом до настоящего времени существуют различия в понимании сущности реабилитации теми или иными специалистами-медиками. Так, в неврологии, терапии, кардиологии  под реабилитацией прежде всего  подразумеваются различные процедуры (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и т.д.); в травматологии и ортопедии - протезирова ние: в физиотерапии - физическое лечение; в психиатрии - психо- и трудотерапия.  

Все эти положения  с учетом той или иной медицинской  специальности вполне понятны. Однако они, с одной стороны, сужают цели, задачи, средства, методы, организационные  формы реабилитации, ориентируют  их в зависимости от профиля заболевания  или инвалидности на общепринятые в  официальной медицине средства и  методы и явно недооценивают роль движения и вообще физической культуры личности участвующего в этом процессе; а с другой - лишний раз подтверждают, что медицинская реабилитация находится  лишь на пути выхода из рамок лечебно-госпитальной парадигмы. В соответствии с последней, кстати говоря, неоднократно подвергавшейся критике [1, 13 и др.], главная цель медицины - излечение конкретных болезней в  больницах, поликлиниках, санаториях, реабилитационных центрах с помощью  лекарств и медицинской техники  под руководством и наблюдением  специалис тов-медиков, а не максимально  возможное развитие жизнеспособности человека (здорового, больного, инвалида), его телесно-двигательных и психических  потенций, отпущенных природой и имеющихся (оставшихся) в наличии в процессе жизни.  

Таким образом, в  отличие от адаптивной физической кульутры медицинская реабилитация в большей  степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а  не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует  от больного или инвалида значительно  большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы  на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а  не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.  

Правда, в последнем  руководстве для врачей по лечебной физической культуре (ЛФК) в системе  медицинской реабилитации [7] признается, что движение является важнейшим  естественнобиологическим стимулятором организма, который стал первейшей  потребностью современного человека. Однако тут же подчеркивается, что  ЛФК - метод комплексного лечения, что  она использует нозологический принцип  по наиболее важным заболеваниям, органно-системный  подход при дифференциации частных  вопросов и отражает задачи конкретных направлений в отечественной  медицине 2. Более того, как считают  авторы данного руководства, даже физическая культура и спорт являются организованной формой вторичной профилактики, необходимой  для сохранения результатов, достигнутых  в процессе лечения больных (подчеркнуто  мною. - С.Е.).  

Позиция же автора пособия  состоит в том, что адаптивную физическую культуру нельзя сводить  только к лечению и медицинской  реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения  или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в  его новом состоянии, образовав  шемся в результате травмы или  болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального  отвлечения от своих болезней и проблем  в процессе соревновательной или  рекреационной деятельности, предусматри  вающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.  

На значительное расширение сферы традиционной медицины, "опьяненной" успехами в лечении  ранее неизлечимых болезней и  спасении умирающих и "видящих" только в этом главную задачу служения людям, направлены такие ее "ветви", как валеология [1, 10 и др.] и профилактическая медицина [12].  

Главная цель валеологии состоит в реализации "прямого  пути" к здоровью, в его сохранении, укреплении и "воспроизводства". В отличие от медицины основными  средствами валеологии являются компоненты здорового образа жизни:  

Страницы:123следующая →
Описание работы
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).
Содержание
содержание отсутствует