Волонтерские движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………5
1.1. Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике…………..5
1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..9
1.3. Направления волонтерской деятельности по профилактике социальных проблем молодежи в России и за рубежом…………………………………….18
Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Волонтерских ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере Камчатского края)…………………………24
1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края…….24
1.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций Камчатского края…………………………………………………………………………...31
1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..33
Заключение……………………………………..…………..………………38
Список литературы…………………………………………….……....41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 103.71 Кб (Скачать)

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая работа позволяет  приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному  выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с  различными видами техники, строительных навыков.

Активное участие  в добровольческая деятельности будет способствовать развитию таких  социальных навыков, как:

– развитие коммуникативных  способностей;

– опыт ответственного взаимодействия;

– лидерские навыки;

– самоорганизация;

– исполнительская  дисциплина;

– защита и отстаивание  прав и интересов;

– инициативность и  другие.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая работа позволяет  приобрести единомышленников, найти  значимый для себя круг общения и  получить поддержку в дружеском  взаимодействии. Среди молодежи особенно распространена потребность расширения круга общения, и поэтому, попадая  в какое-либо сообщество, юноша или  девушка для удержания в группе, начинают преследовать те мотивы, которые  характерны для данного сообщества[19]. Очень важно при появлении  добровольца в организации закрепить, актуализировать мотивы, приведшие  его в волонтерскую деятельность, чтобы человек стремился в  коллектив, захотел стать его  членом.

Приобретение опыта  ответственного лидерства и социального  взаимодействия. Добровольческая, общественная работа дает молодому человеку возможность  проявить себя в различных моделях  социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства  и исполнительской деятельности.

Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных.

Способность выразить гражданскую позицию. Возможность  выразить свою гражданскую позицию  не просто декларированием собственных  взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных  взглядов и ценностей, – важнейшее  условие социализации и личностного  развития молодого человека.

Выполнение общественного  и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность  вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует  о высоком личностном развитии.

Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия  в добровольческой работе является возможность организации собственного свободного времени с пользой  для дела и для души. Организация  свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия  в добровольческой деятельности. Но при наличии других мотивов  она может стать эффективным  стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности.

Волонтерство – это реализация тех наших личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни.

Человек, включаясь  в систему различных видов  деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Иными  словами испытывает на себе ее заметные и серьезные эффекты[20]. Волонтерская деятельность не является исключением. При взаимодействии человека с окружающим миром всегда имеет место психологический  эффект, выражающийся в изменении  личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера.

Субъекту добровольчества  – волонтеру присущи такие  качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды. Помимо этого, можно еще добавить такие личностные качества, как:

– лидерская способность;

– любознательность;

– эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека);

– доброжелательность;

– интерес к проблеме;

– проницательность;

– позитивность, оптимизм;

– самокритичность, уверенность в своих возможностях.

Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает  ряд практических навыков, необходимых  ему и в повседневной жизни:

– умение принимать  решения;

– умение вести за собой;

– умение расположить  к себе собеседника;

– умение слышать  и слушать;

– опыт работы с группой, знание основ психологии;

– организаторские  способности.

Научно подтверждено, что организация и участие  в межличностных контактах различных  социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность  в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Повышение познавательных потребностей свидетельствует о готовности внутренней когнитивной системы к познанию окружающего мира и самопознанию[21].

Основными новообразованиями  выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных  жизненных ситуациях.

Если на начальном  этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, а также развивается самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, анализировать результат.

Проблемные дети чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло. Это наглядно было продемонстрировано в ходе научного эксперимента, суть которого заключалась в следующем: детей-сирот, воспитывающихся в доме-интернате, вовлекали в волонтерскую деятельность в качестве волонтеров, помогающих младшим воспитанникам этого же интерната. В таком случае ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность, активный и деятельный член общества. Ребенок перестает воспринимать самого себя как бесполезного и отверженного члена общества. Теперь он может оказать помощь другому, а значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно-активной.

Важным условием успешности является именно постепенное  включение воспитанников интернатных учреждений в деятельность уже работающих общественных организаций[22]. Взаимодействие «домашних» и относительно социально благополучных ребят с детьми-сиротами дает не только возможность взаимообогащающего общения, но и служит гарантом «прочности» организации.

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что активное участие  в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей  следующих компетенций:

– учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами  целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;

– информационная компетенция  – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

– коммуникативная  компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

С увеличением стажа  работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими  деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность  и уважение окружающих.

На сегодняшний  день многие молодые люди, заканчивающие  ВУЗы, обладают необходимым лидерским  потенциалом и стремлением его  реализовывать в сфере позитивно  направленной общественной деятельности[23]. Основным препятствием, которое возникает  на их пути, остается отсутствие опыта  и практических навыков волонтерской работы. По этой причине сегодня  очень актуальным является создание в обществе условий для стимулирования и поддержки волонтерских инициатив современной молодежи.

В то же время в  обществе существует широкий спектр проблем, которые для своего разрешения требуют применения эффективных  способов и инструментов, которые  предоставляет добровольческая  деятельность.

1.3. НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РОССИИ И ЗА  РУБЕЖОМ.

Очень широк спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, поэтому каждый молодой человек  может выбрать для себя тот  вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и позволяет реализовать собственные  устремления.

  Анализ направлений  деятельности различных организаций  позволяет выделить следующие,  наиболее актуальные для молодежи  формы и направления волонтерской  деятельности:

– работа с социально  незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди, бездомные, беженцы, бывшие заключенные  и другие);

– служба в больницах;

– психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков;

– профилактика здорового  и безопасного образа жизни, просветительская деятельность, направленная на профилактику наркомании, СПИДа;

– работа, направленная на восстановление и сохранение исторических и природных памятников;

– помощь животным, работа в приютах для животных, добровольная помощь зоопаркам и  заповедникам;

– защита окружающей среды;

– досуговая и творческая деятельность (организация свободного времени детей и подростков, организация концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников и др.);

– краеведческая  деятельность;

– интернет-добровольчество (Википедия) и другие.

Необходимо отметить, что добровольческая организация  может вести работу в каком-либо одном направлении деятельности, например, только помощь детским домам  или пропаганда здорового образа жизни, а может реализовать свои проекты в различных социальных и общественных сферах жизни[24].

Далее мы кратко остановимся  на выделенных направлениях работы волонтеров и попытаемся раскрыть специфику  каждого из указанных направлений.

Работа с социально  незащищенными группами населения

Добровольцы, выбравшие  для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывают  помощь и поддержку пожилым людям, находящимся в доме для престарелых, сиротам в домах ребенка и  детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Волонтеры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость, оказывают поддержку, потому что старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании.

Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся  в домах ребенка, детских домах  и интернатах. Общеизвестно, что  для нормального развития ребенка  нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем  физического плана, развиваются  с заметным отставанием от своих  сверстников, воспитывающихся в  семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и  интеллектуальной реабилитации детей-сирот  позволяет им стать полноценными членами нашего общества.

Информация о работе Волонтерские движения