Волонтерские движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………5
1.1. Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике…………..5
1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..9
1.3. Направления волонтерской деятельности по профилактике социальных проблем молодежи в России и за рубежом…………………………………….18
Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Волонтерских ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере Камчатского края)…………………………24
1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края…….24
1.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций Камчатского края…………………………………………………………………………...31
1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..33
Заключение……………………………………..…………..………………38
Список литературы…………………………………………….……....41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 103.71 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………….……….3

Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………5

1.1.  Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике…………..5

1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..9

1.3. Направления волонтерской  деятельности по профилактике  социальных проблем молодежи  в России и за рубежом…………………………………….18

Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Волонтерских ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере Камчатского края)…………………………24

1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края…….24

1.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций  Камчатского края…………………………………………………………………………...31

1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..33

Заключение……………………………………..…………..………………38

Список  литературы…………………………………………….……....41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВЕДЕНИЕ

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном  российском обществе, предъявляют новые  требования к воспитанию подрастающего  поколения. Как подчеркивается в  концепции модернизации Российского  образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать  решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое  процветание. Необходимо отметить, что  вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.

Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации  добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые  приходят в некоммерческие организации  с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации[1].

Переход России к  рыночной экономике вызвал интенсивный  процесс дифференциации вступающего  в жизнь молодого поколения, появлению  значительных групп социально дезадаптированных детей. Профилактика асоциального поведения молодых людей, социальный контроль над потенциальной преступностью и иными проявлениями девиантности становится одной из важнейших проблем современного общества, и соответственно – теории и практики социальной педагогики и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует, что для решения задач в области профилактики социального дезадаптации необходимо привлечение не только профессионалов, но и добровольцев, методы работы которых в окружающем социуме нередко оказываются более эффективными.

Актуальность проблемы добровольческого движения в России заключается в том, что активное развитие деятельности добровольцев характеризуется  значительным отставанием научного анализа от практики.

Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет  выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России[2]. В их числе наиболее значимыми являются противоречия:

– между накопленным  опытом социальной работы добровольцев и фрагментарным теоретическим  осмыслением и освещением его  в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;

– между востребованностью современной отечественной социально-педагогической практикой зарубежного опыта добровольческой деятельности и слабой разработанностью механизмов его эффективного применения в отечественной социальной работе;

– между реально  существующей возможностью изучения опыта  добровольческого движения и отсутствием  широкой апробации этих моделей  в практике работы российских неправительственных  организаций.

В отечественной  науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается  в контексте социализации (А.В. Волохов, М.В. Демиденко, Т.Г. Пташко, Л.С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, О.В. Лешер и др.). Причем, их авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям. Современные теоретикометодологические подходы к развитию социальной активности молодежи получили обоснование в работах Б.З. Вульфова, Р.А. Литвак, М.И. Рожкова. Изучению специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития посвящены исследования В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, А.Я. Зосимовского, Е.К. Касаткиной, Т.Н. приобретает проблема развития социальной активности Мальковской, А.Н. Шпоны и др. В работах Л.Н. Клементьева, И.Н. Орловой, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, Э.Д. Тлеулова, Л.А. Трепоуховой рассматриваются социально-педагогические аспекты развития социальной активности у студентов средних специальных и высших учебных заведений. В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А.В. Вол охов, М.В. Демиденко, М.В. Ноддубная, Т.Г. Нташко, Л.С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, О.В. Лешер и др.)[3]. Причем, их авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям. Вопросам воспитания личности в социально-педагогическом движении детей и молодежи посвящено значительное количество социальных исследований.

Однако, несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, собственно аспект развития социальной активности молодежи в волонтерской деятельности не рассматривался. До настоящего времени не исследованы  воспитательные возможности волонтерского  движения, не разработана эффективная  модель развития социальной активности молодежи в условиях социальной работы.

Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между: возрастающей ролью  волонтерского движения в социальном развитии общества и недостаточной  разработанностью его теоретических  основ; потребностью современного общества в социально активной молодежи и  недостаточном использовании волонтерского  движения; необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой  невозможно дальнейшее экономическое, политическое и воспитательных возможностей культурное преобразование российского  общества, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения  основ волонтёрского движения. На основании вышеизложенного определена проблема  исследования: каковы социальные условия, обеспечивающие эффективность влияния волонтерского движения на развитие социальной активности молодежи. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы исследования: «Роль волонтерского движения в профилактике социальных проблем молодежи». 

Цель исследования – проанализировать позитивный  опыт социальной деятельности добровольцев и определить условия его эффективного применения в практике социальной работы с молодежью.

Объект исследования – деятельность добровольцев отечественных  неправительственных организаций;  волонтерское движение молодежи.

Предмет исследования – содержание и технологии социальной деятельности добровольцев; социальные условия развития социальной активности молодежи в волонтерском движении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть социальную  сущность добровольческой деятельности, выявить ведущие тенденции развития  социальной деятельности добровольцев  в России.

2. Обобщить теоретический  отечественный опыт социально-профилактической  работы добровольцев.

3. Обосновать специфику  добровольческого движения в  России.

4. Проанализировать  содержание и технологии социальной  деятельности добровольцев, выявить  условия и механизмы их применения  в практике социальной работы  с молодежью в России.(на примере  Камчатского край)

Методы исследования:

– общенаучные методы (сравнение, анализ, сопоставление, обобщение);

– анализ научных, публицистических, статистических источников.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

– определена сущность добровольческого движения как социального  феномена;

– выявлены ведущие  тенденции развития социальной деятельности добровольцев в России;

– раскрыты  взаимообусловленность  социальной работы и деятельности добровольцев

– проанализировать содержание и технологии социальной деятельности добровольцев в практике социальной работы в России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

– выявлены условия  практической реализации идей в деятельности добровольцев как дополнительного  социального ресурса;

– представленные технологии социальной работы добровольцев могут  быть использованы в практической социальной работе.

Источники исследования:

В ходе проведенного исследования были проанализированы официальные  документы (законодательные акты, постановления, отчеты), словари и энциклопедии по социальной работе, учебные издания  «Теория социальной работы», «Технология  социальной работы», «Социальная педагогика», «Педагогика», и др., а также профессиональные периодические издания: «Социальная  работа», «Социальное обеспечение», «Социологические исследования», «Работник  социальной службы» и др. Проанализированы Интернет-ресурсы, где систематически обобщается опыт деятельности добровольцев в зарубежных странах и в России. 

ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.

В основе волонтерского  движения лежит старый как мир  принцип: «хочешь почувствовать  себя человеком — помоги другому».

Волонтёрская деятельность — это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных  личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды[4].

Волонтерство  в России, стартует практически с нуля, и одновременно достаточно активно развивается как на региональном, так и Федеральном уровнях.

1.1. Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике.

В настоящее время  общество и государство еще не до конца преодолело потребительское  отношение к молодежи, что в  свою очередь сформировало иждивенческую  позицию молодого поколения. Сегодня  только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.

Современная молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных «групп риска» и их численности, все более заметны проявления молодежного экстремизма и радикализма.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.

Современные явления  – рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных  субкультур и контркультур – свидетельствуют  о недостаточной действенности  существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис[5].

Разрушение традиционных социальных связей и государственной  системы воспитания значительно  снизило роль ранее доминировавших институтов социализации –  семьи, школы, вуза, предприятия.

В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия  и профсоюзы. Явно недостаточную  роль играют общественные объединения  молодежи.

Лидирующее положение  в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для  подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие  низменные инстинкты молодых  людей в угоду собственным  коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской  культуры во многом способствуют росту  агрессии и нравственной распущенности  в молодежной среде, усиливая в ней  негативные тенденции.

Задача состоит  в том, чтобы, совершенствуя и  развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного  влияния на процессы социализации молодежи.

Модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством[6].

Нормативная правовая база государственной политики в  отношении молодежи по ряду направлений  существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так  как не соответствует современной  политической и социально-экономической  ситуации. Следует заметить, что  законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей  до 1995 года.

Информация о работе Волонтерские движения