Волонтерские движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………5
1.1. Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике…………..5
1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..9
1.3. Направления волонтерской деятельности по профилактике социальных проблем молодежи в России и за рубежом…………………………………….18
Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Волонтерских ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере Камчатского края)…………………………24
1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края…….24
1.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций Камчатского края…………………………………………………………………………...31
1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..33
Заключение……………………………………..…………..………………38
Список литературы…………………………………………….……....41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 103.71 Кб (Скачать)

Существовавшим органам  управления молодежной сферой не удалось  обеспечить должный уровень и  масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления.

Это привело к  значительному снижению эффективности  государственной политики в отношении  молодежи и реального уровня воздействия  государства на решение проблем  молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами  государственной политики, искусственной  замкнутости молодежной проблематики.

Социальная работа с  молодежью в большинстве субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне также не является системной. Следует отметить при этом, что в отдельных регионах она достаточно разнообразна, и по содержанию и по глубине решения проблем молодежи продуктивнее деятельности на федеральном уровне[7].

Большая часть молодежных и детских общественных объединений  сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.

В то же время, все  более заметное влияние на молодежь оказывают националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.

Нерешенные на федеральном  уровне проблемы концептуального, стратегического  характера, правового регулирования, финансового и научного обеспечения  серьезно снижают эффективность  социальной работы с молодежью на всех уровнях.

Анализ молодежных проблем: молодые люди − социально  эксплуатируемая в обществе группа; интересы доминантной экономики  и легитимных социальных групп имеют  следствием маргинализацию молодых людей и снижение их жизненных шансов; равенство для молодых людей не может быть достигнуто, пока институты не изменят своей формы, правил и основы власти.

Социальная работа с  молодежью должна быть ориентирована на молодых граждан России в период их активной социализации, адаптации к различным формам социальных отношений.

Целями социальной работы с молодежью в России являются:

1.  Развитие и  реализация  потенциала молодежи  в интересах стабильного демократического  развития страны, обеспечения ее  суверенитета, конкурентоспособности  и безопасности,

2. Эффективное включение  молодежи в социально-экономическую,  политическую и культурную жизнь  общества.

Задачами социальной работы с молодежью в России являются:

 а)           создание доступной и востребованной  молодежью системы услуг, предложений,  проектов, содействующих процессу  социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми  людьми общественной практики  и навыков самостоятельной жизнедеятельности;

 б)           создание условий для самостоятельного  решения молодыми людьми своих  проблем, в том числе через  повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления;

 в)           совершенствование нормативной  правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического  и информационного обеспечения,  способствующих достижению поставленных  целей;

 г)             содействие получению качественного  образования, профориентации и  занятости молодежи, решению жилищных  проблем;

 д)           обеспечение социального и физического здоровья молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни[8].

Принципы социальной работы с молодежью в России:

1. Единство и целостность  подходов и механизмов молодежной  работы во всех субъектах Российской  Федерации, которая обеспечивается  определением федеральных стандартов  в этой сфере.

2. Взаимная ответственность.  Государство ответственно перед  новыми поколениями россиян за  социально-экономическое, экологическое,  культурное состояние страны, а  новые поколения ответственны  за сохранение и приумножение  ее потенциала, обеспечение преемственности  и поступательности развития.

3. Разнообразие форм, методов, технологий работы для  оптимального удовлетворения потребностей  различных групп молодежи, гармоничность  отношений молодежи, общества и  государства.

4. Социальная работа  с молодежью представляет собой  целостную систему мер правового,  организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового  характера.

5. Социальная работа  с молодежью строится на основе  принципа равных базовых возможностей  для молодежи на всей территории  Российской Федерации.

        Общество и государство рассматривает  молодежь как базовый стратегический  ресурс, как реальный субъект  социально-экономической политики. Это означает повышение внимания  к проблемам молодежи, принципиальное  изменение отношения к ним  на всех уровнях власти, а также  выстраивание общественно-государственной  системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства  в отношении молодежи  должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в  нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной  исполнительной власти.

Негосударственная (общественная) составляющая социальной работы с молодежью  строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего на самодеятельности организованного молодежного сообщества.

Социальная работа с молодежью должна строиться  не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы[9].

Принятые направления  и программы социальной работы с  молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации  и выработки основных направлений  молодежной работы необходимо совершенствовать структуру  управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.

Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации  вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном  соблюдении базовых федеральных  стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации  должно быть гарантировано участие  в общественном и государственном  строительстве, защита их прав и законных интересов.

На региональном уровне должна быть сформирована и  постоянно совершенствоваться нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную реализацию федеральных стандартов социальной работы с молодежью с учетом специфики  конкретной республики, края, области, должны действовать органы исполнительной власти, способные решать поставленные задачи в сфере молодежной работы в данном регионе, осуществляющие системное  взаимодействие с общественными  объединениями.

На уровне субъектов  Российской Федерации институты  гражданского общества, участвующие  в социальной работе с молодежью, осуществляют координацию своей  деятельности и взаимодействие с  органами государственной власти прежде всего через создаваемые ассоциации («круглые столы»).

Уровень местного самоуправления должен рассматриваться всеми субъектами социальной работы с молодежью в  качестве основного для ее осуществления. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие ее основных субъектов  и самой молодежи. Именно на этом уровне сконцентрированы и наиболее остро проявляются все проблемы молодежной сферы.

На муниципальном  уровне должна быть создана современная  инфраструктура социальной работы с  молодежью, система координации  и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и  осуществлении социальной работы с  молодежью.

1.2.  Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики

В толковом словаре  Ушакова мы находим следующее  определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерство это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола[10]. Добровольчество – это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества».

Историю волонтерского  движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто  не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает  на то, что ни одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство – понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе[11]. В этот период большое число молодых  людей вызвалось восстанавливать  Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны. Молодые люди – французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». В 1920 году, во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием – этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.

Идея разнеслась по всей планете. В 60-х годах возникли десятки волонтерских программ с  миротворческой миссией подружить  Восточную и Западную Европы. С 80-х  годов XX века широкое распространение  получили экологические проекты.

А в последующие  годы волонтерское движение получило еще большее распространение, как  среди молодежи, так и среди  людей старшего поколения. С тех  пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.

В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности  и солидарности, таким образом, его  мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Поэтому волонтеры участвуют в научно-исследовательских, социальных, благотворительных программах, которые сами по себе прибыли не приносят.

В России одно из самых  ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В  этом году были учреждены городские  попечительства о бедных, в которых  подавались добровольные пожертвования  и где трудились волонтеры.

Считается, что волонтерское движение в России стало зарождаться  в конце 80-х годов[12]. Однако стоит  согласиться и с тем, что оно  существовало и ранее, например, в  виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, разнообразных  обществ охраны природы и памятников. Приведем пример: в годы Великой  Отечественной войны 1941 – 1945 гг. тимуровские  команды и отряды действовали  в школах, детских домах, при дворцах  и домах пионеров и других внешкольных  учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали  над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В  послевоенный период они оказывали  помощь инвалидам и ветеранам  войны и труда, престарелым, ухаживали  за могилами погибших воинов.

Информация о работе Волонтерские движения