Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Рассматривается проблема становления и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности.

Содержание

Введение 5
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6
Вывод 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поведенческая концепция

Еще один образ личности – личность как система реакций  на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция «хороших», т. е. желаемых, действий.

В качестве стимулов может  использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение властей  и т. п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет  и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное взаимодействие между партнерами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т. е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Поведенческая теория личности

Поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих  мотивы; реакция на ее социальный статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений  с социальной общностью, которой  он принадлежит. Неотъемлемый элемент  поведения личности - общение.

Социальную деятельность составляет система проявления поведения  личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и преобразование его социальной сферы.

Личность предпринимает  социальные действия тогда, когда нарушается равновесие между потребителями  и социальной средой. Конечно же, определением социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия  ее жизни, порождающие у человека объективные потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость  человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

Естественные - это нужды  человека как биологического существа (потребность в одежде, питье, еде  и т.д.).

Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в .духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из следующих элементов:

положение человека в обществе;

содержательная характеристика его зависимости от деятельности других людей,

пути и способы использования  сложившихся социальных отношений (институтов) для удовлетворения возникших  потребностей.

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые непосредственно, ситуационно определяют поведение  людей. Мотивы - отражения в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности человека, если станет субъективно  значимым для нее. Мотивы бывают материальные и духовные, а также в зависимости  от значимости - доминирующие и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.

 

 

 

Деятельностный подход

В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского сложилось  понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся 'в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

      Итак, изучение  личности опосредуется изучением  ее деятельности и, по сути, сводится к следующему.

·       Определение  системообразующего звена, доминантного вида деятельности (

·       Выяснение  принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная  или неотчужденная.

·       Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности.

·        Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.

      Ни один  из приведенных вариантов понимания  личности не исчерпывает этого  феномена целиком, каждый из  них рассматри­вает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.

Сегодня в социологии понятие  «личность» употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения  индивида как субъекта отношений  и сознательной деятельности; б) для  обозначения устойчивой системы  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена общества.

 


Информация о работе Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности