Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:42, реферат
Рассматривается проблема становления и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности.
Введение 5
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6
Вывод 11
Список литературы 13
Определение типов психологического пола личности испытуемых с использованием модифицированной методики BSRI выявило, что наиболее часто как мужчинам, так и женщинам обеих национальностей свойственно проявление андрогинного психологического пола.
У мужчин преобладали в среднем показатели по шкале маскулинности, у женщин — по шкале феминности, что подтверждает адекватность применяемой нами методики определения психологического пола личности в условиях российской культуры. Проявление какого-либо типа психологического пола личности статистически не было связано со степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на «мужские» и «женские».
Все испытуемые с недифференцируемым психологическим полом при отрицательных результатах по шкалам и маскулинности, и феминности имели широкий диапазон самооценок по отдельным качествам. В то же время они низко оценивали проявление и мужественности, и женственности как отдельных качеств собственной личности (рис.). Это говорит о том, что они осознавали собственную недифференцированность психологического пола. Среди испытуемых с другими типами психологического пола подобной зависимости не наблюдалось.
Вывод
При выявлении зависимости
между выраженностью отдельных
качеств каждого испытуемого
с восприятием им этих же качеств
как соответственно присущих больше
мужчинам или женщинам оказалось, что
у большинства (65,6 %) испытуемых такая
зависимость отсутствует. Межэтнические
различия проявлялись в том, что
5 из 8 характеризующихся
Эти данные позволяют предположить, что становление феминного психологического пола у женщин и маскулинного психологического пола у мужчин татарской национальности происходило при их сознательной ориентации на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевой модели. Становление тех же типов психологического пола у испытуемых русской национальности могло происходить независимо от особенностей их индивидуального восприятия полоролевой модели. Причиной таких отличий может быть то, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют современной модели маскулинности/феминности общественного сознания, чем этнокультурные традиции русских, поэтому при становлении психологического пола личности испытуемых-татар соответствие индивидуальных психологических качеств идеальной полоролевой модели могло осуществиться лишь при их осознании и актуализации.
Проведенное исследование позволяет понять, как в развитии психологического пола личности взаимодействуют две группы факторов общественно-исторического образа жизни: этнокультурные традиции и современные социально-экономические условия. Влияние этнокультурных традиций воспринимается неосознанно, уже в раннем детстве, через семейное воспитание и подражание родителям и близким своего пола, в результате чего формируются ядерные структуры психического склада личности. Современные социально-экономические условия определяют в значительной степени формирование в сознании субъекта идеального образа, в соответствии с которым развиваются, сверяются, корректируются заложенные биологически и воспитанные в раннем детстве качества личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности/феминности этнокультурным полоролевым традициям. В неадекватных культурно-историческому опыту общественно-экономических условиях становления психологического пола может произойти полоролевая дезадаптация личности.
Список литературы
1. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.,2004
2.Андреева Г.М.Социальная психология. – М.,1988
3. Смелзер И.Социология. – М.,1994
4.. Рачков С.А. Социализация
личности как предмет
5. Вашневой В.И. Философско-педагогическая сущность социализации // Сацыяльна- педагiчная работа. 2006. №8. С.15-21
Ведущие концепции социализации
Социальные концепции личности
Социология личности как
специальная социологическая
В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.
Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.
Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
Концепция Ч. Х. Кули
В социологической
концепции личности Ч.Х. Кули (1864-1929)
нашла отражение теория
Ч.Х. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения.
Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.\Именно через отношения с другими и их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала.
В концепции Ч.Х. Кули решающая
роль в социализации индивида отводится
первичным группам (семье, детским
коллективам, соседской общности и
т.д.), которые характеризуются
Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.
Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
Социологическая концепция личности Джордж Герберт Мида (1901-1978) «Обобщенного другого»
Идеи Кули развил Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей.
Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу).
Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво.
Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое
поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.
В ходе подобного процесса
индивид, проходя последовательно
все стадии вхождения в другие
роли, развивает способность
видеть свое собственное поведение
во взаимосвязи с другими
Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.
Ролевая концепция личности
Идея о социальной роли Дж. Мида получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Так Т. Парсонс (1902-1979) и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль - это
модель поведения, объективно заданная
социальной позицией личности в системе
общественных и межличностных отношений.
Социальная роль распадается на ролевые
ожидания - то, чего согласно «правилам
игры» ждут от той или иной роли,
и на ролевое поведение - то, что
человек реально выполняет в
рамках своей роли. Всякий раз, беря
на себя ту или иную роль, человек
более или менее четко
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей, несущих
непосредственную общественную нагрузку,
имеющих смысл и значение для
социальной системы в целом, существуют,
и личные отношения людей друг
с другом, в которых человек
также занимает определенное место
и в соответствии с ним выполняет
какие-то функции. Этот слой отношений
описывается понятием «межличностная
роль». Как и социальные роли, межличностные
роли тоже могут быть различными и
даже совершенно противоположными в
разных малых группах: друг, враг, доверенное
лицо и т. д. Зачастую человек вынужден
учитывать в своем поведении
эту разнообразную палитру
Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщины роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет огромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.
Информация о работе Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности