Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Рассматривается проблема становления и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности.

Содержание

Введение 5
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6
Вывод 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.41 Кб (Скачать)

Определение типов психологического пола личности испытуемых с использованием модифицированной методики BSRI выявило, что наиболее часто как мужчинам, так и женщинам обеих национальностей  свойственно проявление андрогинного психологического пола.

У мужчин преобладали в  среднем показатели по шкале маскулинности, у женщин — по шкале феминности, что подтверждает адекватность применяемой нами методики определения психологического пола личности в условиях российской культуры. Проявление какого-либо типа психологического пола личности статистически не было связано со степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на «мужские» и «женские».

Все испытуемые с недифференцируемым психологическим полом при отрицательных результатах по шкалам и маскулинности, и феминности имели широкий диапазон самооценок по отдельным качествам. В то же время они низко оценивали проявление и мужественности, и женственности как отдельных качеств собственной личности (рис.). Это говорит о том, что они осознавали собственную недифференцированность психологического пола. Среди испытуемых с другими типами психологического пола подобной зависимости не наблюдалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

При выявлении зависимости  между выраженностью отдельных  качеств каждого испытуемого  с восприятием им этих же качеств  как соответственно присущих больше мужчинам или женщинам оказалось, что  у большинства (65,6 %) испытуемых такая  зависимость отсутствует. Межэтнические  различия проявлялись в том, что 5 из 8 характеризующихся маскулинностью мужчин и 10 из 12 характеризующихся феминностью женщин татарской национальности имели значимую корреляцию (p<0,05) между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью. Испытуемые татарской национальности с психологическим полом, противоположным биологическому или недифференцированным, не имели значимой корреляции между указанными параметрами. В группах испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала.

Эти данные позволяют предположить, что становление феминного психологического пола у женщин и маскулинного психологического пола у мужчин татарской национальности происходило при их сознательной ориентации на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевой модели. Становление тех же типов психологического пола у испытуемых русской национальности могло происходить независимо от особенностей их индивидуального восприятия полоролевой модели. Причиной таких отличий может быть то, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют современной модели маскулинности/феминности общественного сознания, чем этнокультурные традиции русских, поэтому при становлении психологического пола личности испытуемых-татар соответствие индивидуальных психологических качеств идеальной полоролевой модели могло осуществиться лишь при их осознании и актуализации.

Проведенное исследование позволяет  понять, как в развитии психологического пола личности взаимодействуют две  группы факторов общественно-исторического  образа жизни: этнокультурные традиции и современные социально-экономические  условия. Влияние этнокультурных традиций воспринимается неосознанно, уже в раннем детстве, через семейное воспитание и подражание родителям и близким своего пола, в результате чего формируются ядерные структуры психического склада личности. Современные социально-экономические условия определяют в значительной степени формирование в сознании субъекта идеального образа, в соответствии с которым развиваются, сверяются, корректируются заложенные биологически и воспитанные в раннем детстве качества личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности/феминности этнокультурным полоролевым традициям. В неадекватных культурно-историческому опыту общественно-экономических условиях становления психологического пола может произойти полоролевая дезадаптация личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Мудрик А.В.  Социализация  человека. – М.,2004

2.Андреева Г.М.Социальная психология. – М.,1988

3. Смелзер И.Социология. – М.,1994

4.. Рачков С.А.  Социализация  личности как предмет  педагогического              исследования // Адукацыя 1 выхаванне.- 2000.- № 1

5. Вашневой В.И. Философско-педагогическая сущность социализации // Сацыяльна- педагiчная работа. 2006. №8. С.15-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущие концепции  социализации

Социальные концепции  личности

Социология личности как  специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков,  изучающая  человека  как субъекта и объекта  социальных отношений в совокупности его социально-значимых черт.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально  значимых черт, определяющих биосоциальную  природу человека и характеризующих  индивида как члена той или  иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному  и от социальной структуры к межличностным  отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы  заключаются в том, что рассматривается  проблема личности с разных точек  зрения, в частности, каким образом  под влиянием общества происходит социализация человека.      

Социологические концепции  личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех  или иных социальных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция Ч. Х. Кули

 В социологической  концепции личности Ч.Х. Кули (1864-1929) нашла отражение теория зеркального  "Я", в которой личность трактовалась  как объективное качество, приобретенное  человеком в процессе социальной  жизни.

Ч.Х. Кули поставил  перед  собой  задачу  исследовать  процесс  постепенного понимания личностью  отличия своего  Я  от  других  личностей.  В  результате многочисленных   исследований   он   определил,   что   развитие   концепции  собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и  запутанного процесса и не может  осуществляться без участия других  личностей,  т.е.  без социального  окружения. 

Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также  воспринимаем  свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль  для  индивида играет не только то, что он думает о  себе сам, но и то,  что  думают  о  нем другие. Мы смотрим в  представления других о нас  самих,  как  в  зеркало,  и судим  о самих себе по этому отражению.\Именно через отношения  с  другими  и  их  оценки  каждый  человек  устанавливает,  умный  он  или  глупый,  привлекательный   или   некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может  не  соответствовать реальности.

Как отражение в  зеркале  дает  образ  физического  Я,  так  восприятие реакции других людей  на мое поведение или внешность  дает  образ  социального Я. При  этом существует возможность неправильного  истолкования  мнений,  или искаженного  зеркала.

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится  первичным группам (семье, детским  коллективам, соседской общности и  т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка  он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном  коллективе - родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием  у индивида формируется чувство  собственного "я", называемое «зеркальным  я». Другие люди - это зеркала, в которые  смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется  его собственное "я", как некая  сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом  взаимодействия индивида с окружающими  его людьми.

 

Социологическая концепция личности Джордж Герберт  Мида (1901-1978) «Обобщенного другого»

Идеи Кули развил Дж. Мид   разработал  теорию,  в которой объясняется   сущность   процесса восприятия индивидом других  личностей и развита концепция «обобщенного другого», дополняющая и развивающая теорию  зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж.  Мида  «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы,  которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ.  Индивид в процессе общения как бы  встает  на  место других  индивидов и видит себя  другой личностью.  Он  оценивает свои  действия  и наружность  в соответствии  с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на  себя со стороны.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы  «принятия роли» и «исполнения  роли». Принятие роли  —  это  попытка  принять  на  себя поведение  личности  в  другой  ситуации  или  в  другой   роли. Исполнение  роли  —  это  действия, связанные с  действительным ролевым поведением, в то время как принятие  роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей.

Первая — подготовительная стадия (в возрасте  от  1  до  3  лет),  во время  которой  ребенок  имитирует  поведение   взрослых   без   какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу).

 Вторая  стадия,  называемая  игровой  (в  3-4  года),  наступает   тогда,  когда  дети  начинают  понимать поведение тех, кого  они, изображают, но  исполнение  роли  еще  неустойчиво.

Третья — заключительная стадия (в  4-5  лет  и  более),  в  которой  ролевое

поведение становится собранным  и целенаправленным и проявляется  способность ощущать роли других актеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно  все  стадии вхождения в другие  роли,  развивает  способность  видеть  свое  собственное поведение  во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их  реакции.

Стадии принятия роли другого, других, обобщенного  другого  —  все  это стадии превращения физиологического организма  в  рефлексивного  социального  индивида. Происхождение «Я», таким  образом, целиком социально.

Ролевая концепция  личности

Идея о социальной роли Дж. Мида получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе.  Так Т. Парсонс (1902-1979) и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль - это  модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе  общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые  ожидания - то, чего согласно «правилам  игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что  человек реально выполняет в  рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек  более или менее четко представляет связанные с ней права и  обязанности, приблизительно знает  схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система  социальных санкций - от порицания, осуждения  до насильственного пресечения.

Один и тот же человек  выполняет множество ролей, которые  могут противоречить, не согласовываться  друг с другом, что приводит к  возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто  описываемый в социологии конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих  непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для  социальной системы в целом, существуют, и личные отношения людей друг с другом, в которых человек  также занимает определенное место  и в соответствии с ним выполняет  какие-то функции. Этот слой отношений  описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные  роли тоже могут быть различными и  даже совершенно противоположными в  разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т. д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении  эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться  не на одну, а на несколько групп  сразу.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и  субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщины роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет огромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Информация о работе Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности