Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Рассматривается проблема становления и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности.

Содержание

Введение 5
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6
Вывод 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.41 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.М. МАШЕРОВА”

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине “ Педагогические основы социальной работы”

на  темы: «Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности».

«Ведущие  концепции социализации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

ФСПиП 2 курс 34 группа

Микулёнок Онорина Сергеевна

Преподаватель: Семёнова Наталья Сергеевна

 

 

 

Вариант 11

    1. Реферат на тему «Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности» 3
    2. Конспект тезисов на тему «Ведущие концепции социализации» 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 5

Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6

Вывод 11

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рассматривается проблема становления  и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности. Использовалась адаптированная методика Bem Sex Role Inventory для определения психологического пола личности, а также созданная на ее основе методика выявления полоролевых представлений испытуемых. Показано, что становление психологического пола личности наиболее гармонично и в то же время неосознанно происходит при максимальном соответствии образов маскулинности/феминности этнокультурным полоролевым традициям, а в неадекватных культурно-историческому опыту общественно-экономических условиях социализации может произойти полоролевая дезадаптация личности.

Ключевые слова: маскулинность, феминность, андрогинность, этнокультурные традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности

Психологический пол личности (термин, предложенный А.Г.Асмоловым) является системным качеством, обусловленным биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности. Становление психологического пола в процессе социализации происходит при одновременном влиянии основных составляющих социально-исторического образа жизни: культурно-исторического опыта и факторов, вызванных социально-экономическими изменениями в общественной жизнедеятельности.

Культурно-исторический опыт проявляется в традициях, обычаях, инвариантном образе мира людей, принадлежащих  к определенной этнической группе, и соответствующих им целях и  подходах к воспитанию личности мужчины и женщины. Исторически полоролевая модель каждого народа (идеальная форма в развитии психологического пола личности) формировалась с учетом биологических и физиологических половых различий в распределении социальных ролей мужчин и женщин соответственно принципу природной целесообразности.

Современные социально-экономические  условия нашего общества характеризуются  ускоряющимися изменениями в  системах социальных ролей, часто не совпадающими с традиционными представлениями  и установками мужчин и женщин. Несоответствие в современном обществе системы разделения половых ролей  культурно-историческим традициям  ведет к неоднозначности в  становлении и проявлении психологического пола личности. В таких условиях становление психологического пола, с одной стороны, может идти в  направлении большей адаптивности — формирования андрогинности личности (проявления как женственных, так и мужественных качеств адекватно возникающим ситуациям). С другой стороны, указанное выше несоответствие может привести к рассогласованию биологического и психологического пола (маскулинная женщина, феминный мужчина) либо к недифференцированному психологическому полу личности (отсутствию или недостаточности проявления субъектом качеств, соответствующих стереотипам как мужественности, так и женственности), что воспринимается порой как серьезная личностная проблема. Прямое соответствие психологического пола полоролевым стереотипам общества в такой ситуации будет требовать значительных личностных усилий и, вместе с тем, снижать адаптивные способности субъекта в социальной среде. Особенно актуально эта проблема стоит в многонациональных современных обществах, где этнические полоролевые традиции изменяются в соответствии с социально-экономическим развитием, взаимной диффузией, а также в связи с ассимиляцией стереотипов западной цивилизации. Это существенно повышает вариативность половой социализации каждого конкретного человека и может создавать определенные сложности в процессе формирования гармоничной, целостной личности.

Для исследования особенностей влияния этнокультурных традиций на становление психологического пола при ускоренной динамике социально-экономических  отношений в современном обществе представляется необходимым использовать модель, позволяющую разделить этнокультурные и социально-экономические условия  развития личности. В качестве основы такой модели можно рассматривать, например, сосуществование в единой социально-экономической системе  русских и татар — двух основных народов Татарстана, различающихся  такими проявлениями культуры, как  язык, религия, бытовые обряды, социальная иерархия, взаимодействие представителей мужского и женского пола идр. На современном этапе развития нашего общества мужчины и женщины обеих национальностей при сохранении своей этнической идентичности имеют одинаковые возможности получения образования, использования средств массовой информации, участия в различных сферах производственной деятельности, право на социальную помощь. Подобные социальные условия во всех современных обществах способствуют уменьшению традиционной дихотомии и в полоролевых представлениях, и в личностных характеристиках, определяющих психологический пол.

Гипотеза исследования заключалась  в том, что на становление психологического пола личности этнокультурные традиции и факторы, обусловленные уровнем  социально-экономического развития современного общества, оказывают совместное, но неодинаковое по характеру влияние. Выборку составили юноши и  девушки, относящиеся к разным этническим группам, но находящиеся в сходных  социально-экономических условиях. В качестве основной методики мы использовали Bem Sex Role Inventory (BSRI), позволяющую определить четыре типа психологического пола личности: феминность (совпадение качеств личности со стереотипом женственности), маскулинность (совпадение качеств личности со стереотипом мужественности), андрогинность (возможность проявления личностью как женственных, так и мужественных качеств адекватно возникающим ситуациям) и недифференцированность (отсутствие или недостаточность проявления качеств, соответствующих стереотипам как мужественности, так и женственности).

Анализ шкал методики выявил, что в их основу положены специфические  социокультурные представления  и полоролевые традиции культур ряда западноевропейских стран и США, которые этносоциологами характеризуются как индивидуалистические культуры маскулинного типа. Культура России в целом этими же источниками оценивается как коллективистская культура феминного типа, что само по себе уже ставит под сомнение возможность использовать в российской социокультурной среде принцип разделения половых ролей, положенный в основу содержания шкал. Поэтому мы сочли необходимым в первую очередь провести оценку содержательной валидности методики BSRI.

Оценка содержательной валидности методики с целью большего соответствия условиям российской культуры проводилась в два этапа. На первом этапе выявлялась степень общности и специфичности полоролевой модели (как структуры ценностей), положенной в основу BSRI, и полоролевой модели, характерной для российской культуры. Для этого было проведено анкетирование с использованием открытых вопросов: «Назовите пять качеств, характерных для настоящего мужчины в Вашем понимании» и «Назовите пять качеств, характерных для настоящей женщины в Вашем понимании». Выборка респондентов составила 100 человек (53 мужчины, 47 женщин) в возрасте 19–25 лет.

В результате этого исследования выявилось более 80 «мужских» и  приблизительно такое же количество «женских» качеств. Качества, имеющие  более 3 % совпадения выбора, составили  модель маскулинности/феминности (34 «женских» качества и 19 «мужских»); при этом оказалось, что женская полоролевая модель по сравнению с мужской содержит более широкий набор качеств, но в то же время более половины из них имеют низкий процент совпадения выбора (менее 10 %). Мужская полоролевая модель представлена более узко, но большинство качеств (12 из 19) имеют более 10 % совпадения выбора. Это позволяет говорить о достаточно четкой ценностной структуре мужских психологических качеств и о диффузной ценностной структуре женских. Некоторые психологические качества входят в ценностную структуру как мужского, так и женского идеального образа, следовательно, представленная в общественном сознании идеальная полоролевая модель имеет ортогональный характер. Ряд выявленных характеристик маскулинно-феминной модели совпал с характеристиками BSRI, что указывает на универсальное ценностное значение некоторых мужских и женских качеств.

В то же время довольно высокий  процент совпадения выбора имеют  качества, видимо, специфичные для  полоролевой модели российской культуры. Они послужили основой для составления дополнения к методике BSRI с тем, чтобы осуществить второй этап исследования: экспертную оценку на выборке объемом 400 человек (200 мужчин и 200 женщин, средний возраст — около 20 лет). С целью выявления универсальных и этноспецифических полоролевых представлений выборка включала в равном соотношении представителей двух национальностей — русской и татарской.

Межэтнические различия проявлялись  в том, что из 84 качеств, оцененных  по степени их маскулинности/феминности в качестве полярных (присущих либо мужчинам, либо женщинам) среди татар большинство мужчин и женщин восприняли 31 качество, а среди русских в качестве полярных большинство мужчин восприняло 40 качеств, а большинство женщин — 37 качеств. Подобные отличия наблюдались и при выявлении индивидуальной полярности полоролевых представлений.

Результаты экспертной оценки шкал методики BSRI показали, что в  оригинальном варианте она не отвечает требованиям содержательной валидности в условиях российской культуры. Модификация методики производилась с учетом отсутствия межэтнических и половых различий в экспертной оценке маскулинности/феминности психологических качеств, совпадения результата этой оценки со шкалами оригинальной методики и оценки качеств как социально-положительных.

Общий объем выборки основного  исследования составил 358 человек, но работа основывалась на исследовании групп, разделенных  по полу и национальности: мужчины-татары (N=83); мужчины-русские (N=95); женщины-татарки (N=90); женщины-русские (N=90).

Испытуемых объединяли: 1) принадлежность к одному поколению; 2) воспитание в условиях единой образовательной  системы; 3) сходное воздействие средств  массовой информации; 4) ориентация на получение высшего образования. Принадлежность к этнокультурной группе определялась в обоих случаях  исходя из субъективного причисления  испытуемым себя к русской или  татарской национальности, поскольку  таковая — явление социокультурное.

Каждому испытуемому предлагалось заполнить опросник, состоящий из теста на определение психологического пола личности, анкеты на определение полоролевых представлений (составленной на основе модифицированной) и анкеты на выявление демографических данных. При обработке результатов индивидуально определялся по методике BSRI психологический пол каждого испытуемого, содержание полоролевых представлений и уровень их полярности, определялась взаимозависимость этих показателей в группах и индивидуально.

Выявленные в результате исследования представления о маскулинности/ феминности личностных качеств показали, что у испытуемых татарской и русской национальностей достаточно сходные образы маскулинности/ феминности, что позволяет говорить о единой для них идеальной полоролевой модели.

Полярность полоролевых представлений каждого испытуемого выявлялась с помощью вычисления коэффициента полярности Kп по формуле:

Kп=(Σ Iм + Σ Iж) / N,

где I — качественная оценка характеристики как присущей мужчинам (Iм) или женщинам (Iж), общей или не связанной с полом человека; N — общее количество характеристик (в данной анкете N=42).

В результате среди испытуемых русской национальности выявилось  на 3,6 % больше лиц с высокой полярностью  полоролевых представлений и на 7,1 % меньше лиц с низкой полярностью полоролевых представлений, что позволяет говорить о несколько более выраженной полярности полоролевых представлений в группе испытуемых русской национальности.

Информация о работе Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности