Шпаргалки по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Содержание

1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Для понимания  семьи как социального института  большое значение имеет анализ ролевых  отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Социлоги выделяют три основных типа семьи: 1. Традиционная. Предпологает сущ-ие под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводиться старшему мужчине. 2. Нетрадиционная семья. В ней сохр трад установки на мужское лидерство и разраничение мужских и женских обязанностей, но без достаточно на то объективынх экономических оснований. Социологи называют такой тип ЭКСПЛУАТАТОРСКИМ. 3. Эгалитарная семья. Для семьи такого типа характерны:а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей, взаимозаменяемость супругов; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений. 

18. Социальные функции семьи.

Репродуктивная  – это воспроизводство в детях  численности родителей.

Воспитательная  – для нормального полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакми  другими институтами и общественными  учреждениями.

Хозяйственно-экономическая  – охватывает различные аспекты  семейных отношений: ведение домашнего  хозяйства, составление и использование  семейного бюджета, организацию  семейного потребления, проблему распределения  домашнего труда.

Рекреационная – она должна стать оазисом спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувсво безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. 

19. Семья и брак. Проблемы  стабильности семейно-брачных отношений

Семья – это  малая группа основанная на родственных  связях и регулирующая отношения  мужду супругами, родителями и детьми. Брак можно определить как санкционированную  обществом, устойчивую форму половых  отношений. Нестабильность брака и  семьи, проявляющаяся в росте численности разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, научно-технической революцией, причина социально-экономичекого, культурного, религиозного характера. Отпали многие факторы стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщин от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет разводов.

Несколько уровней  супружеских взаимоотношений на почве которых могут происходить  конфликты:

Психофизиологический: дисгармония сексуальной жизни.

Психологический: в семье создается нездоровый климат, проявляющийся в ссорах, взаимынх придирках, раздражительности.

Социально-ролевой  уровень. Сипотомы - неправильное неравномерное  распределение семейно-бытовой нагрузки.

Социокультурный. непонимание супругами друг друга. 
 
 
 
 
 
 

20. Соц. исследование: понятие, виды, осн.  этапы

Социолог. исследов. — это процесс познания, в котором  прояв-ся 2 уровня социолог. знания: теоретико-методологич. и эмпирич.. В нем сочетаются дедуктивный  и индуктивный методы анализа. Социолог. исследов. нач-ся с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки инф-ции и т.д. – 1ый этап. 2ой этап — сбор первич. социолог. инф-ции. Это собранные в различ. форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из док-тов, отдел. ответы опрашиваемых и т.д. 3ий этап — подготовка собранной в ходе социолог. исследов. (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) инф-ции к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. 4ый этап — анализ обработанной инф-ции, подготовка научн. отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления. Различ. 3 осн. вида социолог. исследов.: 1. Разведыват. (пилотажное) исследов. — самый простой вид социолог. анализа, позволяющий решать ограничен. задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (метод. док-тов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек изучения док-тов и др. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. 2. Описат. исследов. — более сложный вид социолог. анализа. Оно обычно проводится когда объект анализа —большая со­вокуп-ть, отличающаяся разнообраз. характер-ми, н-р, труд. коллектив круп. предприятия, где работают люди разн. профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. 3 аналитич. исследов. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Аналитич. исследов. невозм/о без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. 

21. Предприниматели  как социальный  слой

Наименее малочисленной  группой нашего общества является нарождающаяся  буржуазия, предприниматели, так называемые «новые русские», численность которых  не определена, но примерно равна лишь 2-3 процентам населения. Современные предприниматели не хотят развивать производство, возрождать отечественную промышленность и заботится о государстве и согражданах, они обеспокоены только одним – получением прибыли, деньгами и интересы их меркантильны. Они предпочитают заниматься бартерными сделками, обналичиванием, говоря их языком, создавая, в итоге, из воздуха огромные капиталы. Они не тратят деньги на благотворительность, науку и искусство, предпочитая отдыхать на Канарских островах и других престижных курортах. «Новых русских» можно подразделить на несколько групп:

1.Менеджеры –  совладельцы акционерных обществ,  которые руководят ими по найму,  но имеют контрольный пакет  акций. 2.Наемные менеджеры, которые  управляют государственными и  частными предприятиями за заработную плату. 3.Предприниматели – собственники, преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющих ими. 4.Самостоятельные работники, которые заняты мелким предпринимательством с помощью собственных средств. 5.Бизнесмены – менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, которые совмещают управленческую работу с собственным бизнесом. 6.Полупредприниматели, которые совмещают работу по найму (не руководящую) с разными видами предпринимательства. 

22. Интеллигенция в соц структуре российского общества

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — общественный слой людей, преимущественно занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Слово интеллигенция появилось в русском и польском языках в первой половине XIX века и представляло собой своеобразную альтернативу слову дворянство.

Интеллигент —  представитель слоя интеллигенции. В отличии от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом.

Как указывает  российский социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страты (от "stratum" - прослойка):

«высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Среди интеллектуалов высока доля женщин. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);

«массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и  другие специалисты. Абсолютное большинство  составляют женщины. Многие представители  страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле. Этот слой интеллигенции наиболее подвержен безработице;

«полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские  сестры, ассистенты, референты, лаборанты. Это — самая феминизированная из всех слоев интеллигенции группа: на одного мужчину здесь приходится 5 женщин. По уровню жизни преобладающая часть этой страты живет за чертой бедности. 

23. Интегральная социология  П. А. Сорокина

Человеч личность формир под воздейств ряда факторов – космич, биологич, соц-психологич – но прежде всего социокультурн. Эти хар-ки не врожденн, а приобретенн. Интегральн прир человеч личности формир в процессе интеракц люд друг с  другом. Вся окруж действительность: 1) эмперически-чувственн форма (постиг с помощью органов чувств) 2) рациональн- умственн (разумом через логику) 3) сверхчувственно-сверхрац (гениальн творен). Чел - не только эмпирич наблюдатель, но и творец. Истина, красота, добро – 3 составляющ интегральн суперсист. На базе этих элементов идет развитие человечества. Сущ также идейн и чувственн суперсист, сменяющ друг друга на протяжении всей цивилизац. Революц и, как правило, войны, ускоряют дезинтеграц чувственно общ-ва. Ценности и идеалы, как правило, иллюзорны. Культивац вражды, злобы. Исход зависит от того, победят ли эти негативн силы или часть люд, кот рев побужд к моральн самосовершенств и религии.Соц стратификац – дифференциац люд на классы и слои, что выраж в неравномерн распредел прав и привилегий. Бывает эконом, пол и профессион. Она все время измен. 

24.Основные  методы исследования  в социологии: наблюдение.

События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и лабораторное. Плюсы метода: 1.Оперативность получаемой информации 2.Относительная дешевизна. 3.Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях. Минусы метода: 1.Невозможность повторного исследования 2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены. 3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния

исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации, заражением состоянием изучаемого объекта. 

25. Анархическое направление  в русской социологии  конца 19-начала 20 века.

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма мы видим в трудах русских  мыслителей и революционеров М. Бакунина и П. Кропоткина. Как считал Бакунин суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению. Отсюда одна из центральных идей А. – идея свободы личности как ее естественного состояния. Исходя из этого Б. в то же время указывал на «всецело социальный хар-р свободы, ибо она может быть осуществлена «только через общество» и «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми». Человек, по словам мыслителя, вступает в противоречие с общественными институтами, огр. Его свободу, а также с государством. Государство по нему – это всегда власть меньшинства, противопост. народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». Социалист-анархист, по его заявлению, живя для самого себя, в тоже вермя служит обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, всегда очень человечен. Идеи анархизма получили свое дальн. Развитие в работах Петра Кропоткина. Он утверж, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм кроме того представляет собой «философию как природы, так и общества». Теоретик считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохоз общин, произв артелей и ассоциаций людей по интересам». Кропоткин предлагал «анархический коммунизм», как общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении.

Вывод. Познакомившись с учениями русских мыслителей анархизма, можно прийти к нескольким выводам. С одной стороны одна из главных  идей – уничтожения всякого государства наивна и умозрительна, зато с др. идея справедливости, равенства и свободы личности остаются актуальными и в наши дни, и сейчас есть много сторонников и последователей. 

26. О. Конт - основоположник  социологической  науки.

О.Конт – родоначальник социологии. социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф — позитивист Огюст Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу. Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти качества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком развиваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть — писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К. ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К. пользовался также понятиями соц. статика для истолкования структуры об-ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии. Центр. звеном философско-социолог. взглядов К. явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюции челов-ва». Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии своего развития. На теологич. стадии развития обществ. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его воображение явлений и в конечном счете объясняет их действием абсолют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадии чел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» наз-сь природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов. На позитивной стадии чел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный и прогрессивный хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им» законам. Он писал о влиянии на развитие об-ва климата и расового состава нас. Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает интеллектуальная эволюция челов-ва как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции. 

Информация о работе Шпаргалки по социологии