Шпаргалки по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Содержание

1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Их философско-социологические  взгляды все более обосновываются с помощью идеалистических концепций. В духе современного им неокантианства, объявляющего основополагающими и  руководящим началом в жизни  людей некие "надысторические", духовные ценности, прежде всего, моральные, они утверждают, что прогресс общества всецело определяется развитием культурных ценностей человечества. Отвергнув «экономический материализм» Маркса, прежде всего его учение о решающей роли способа производства в развитии общества и о законе соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил, легальные марксисты отбросили и его учение о классовой борьбе и социальной революции.

М. Туган-Барановский  подверг критике многие положения марксизма. Прежде всего он выразил свое несогласие с положением о решающей роли материального производства в жизни общества. Первоначально хозяйство действительно «господствовало над жизнью общества», но затем оно «подпадает под зависимость от других факторов, прежде всего науки». Отсюда он делает вывод, что «с ходом истории социальное преобладание хозяйственного момента должно падать». На первый план, писал он, все более выступают наука и духовная культура, «все формы общежития и даже формы хозяйства становятся продуктом свободного сознания людей, заключающего в себе самом свои непреложные законы»

Туган-Барановский  отверг расширительное толкование классовой  борьбы, согласно которому она определяет содержание всех или почти всех потребностей и интересов людей. Класс в его понимании - это понятие, применимое лишь в сфере экономики. Оно обозначает группы людей, объединенных общностью экономических интересов. Это понятие что-то разъясняет в области экономических отношений, но непригодно для объяснения процессов в других сферах жизни общества, особенно в науке, культуре, духовной жизни. Будучи крупным экономистом, Туган-Барановский неоднократно высказывал свое несогласие с выводами Маркса о тенденции обнищания рабочего класса. Ссылаясь на реальные факты, он доказывал, что уровень жизни рабочего класса в передовых капиталистических странах неуклонно повышается, что успехи капиталистической промышленности идут на пользу рабочим. Рост производительности труда, писал он, ведет и к росту благосостояния рабочих.

Туган-Барановский  предпочитал социализму цивилизованный капиталистический строй. Интересно, что черты последнего он готов  был развивать и в социалистическом обществе, если таковое станет реальностью. По его мнению, социалистическое хозяйство, если когда-либо и утвердится, то «не вполне лишится стихийных регулирующих сил рынка». 

11. Понятие, формы,  принципы, каналы  социальной мобильности. 

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу " Social Mobility , Its Forms and Fluctuation". Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями  

12. Психологическое  направление в  русской социологии (Де-Роберти,  Кареев, Петражицкий)Психолог. направление в социологии Рос. сложилось в 1890-х гг. В своей психолог. социологии Де-Роберти исходил из того, что все обществ. явл. пред-ют собой рез-тат деят-ти людей, которая направляется присущими им психич. факторами, их желаниями, эмоциями, образом мыслей, волей и т.д. Поэтому социология как опытная наука об об-ве д/б тесно связана с психологией, предметом которой явл-ся психич. деят-ть людей, определяющая их соц. деят-ть. Осн. цель социологии Де-Роберти видел в познании законов психич. взаимодействия». Говоря о психич. взаимодействии людей, Роберти, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокуп-ть коллект. восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных соц. групп, определенных масс людей и нац. общностей. Существ. вклад в обоснование роли и значения психолог. факторов в развитии об-ва внес историк и социолог Кареев. Он указывал на важн. значение психологии в объяснении обществ. явлений, ибо последние всегда имеют психологич. основу. Ведь они выступают как продукт деят-ти людей, в рез-те которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Кареев обращал внимание на 3 осн. стороны духов. бытия чел-ка, а именно: на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деят-ти и поведении людей, а значит, во всей их обществ. жизни, большую роль играют интеллектуал., эмоцион. и волевая стороны их дух. мира. Кареев считал, что психич. взаимодействия людей лежат в основе их обществ. развития, ибо обусловливают их эконом., полит. и др. взаимодействия, рез-том которых выступает развитие всех сфер жизни об-ва и его соц. институтов. 

13. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Проблемы соц зрелости личности.

Социализация  – это процесс усвоения индивидом  норм и правил поведения, принятых в  обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны  усвоение индивидом социального  опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.

Основные этапы  социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма).Агенты и институты социализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации являются учреждения социального образования.

Многие психологи  и социологи подчеркивают, что социализация продолжается всю жизнь, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Отклонение в  социализации принято называть девиацией: формы негативного поведения  лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства. Борьба с такими проявлениями осуществляет соц. контроль.

Социальный контроль – это особый механизм регулировки поведения и поддержания общественного порядка. Включает в себя социальные нормы и санкции. Нормы – это предписания, как правильно себя вести в обществе. Санкции – это средства наказания или поощрения стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращенный к индивиду или группе в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы существуют либо в виде предписаний, требований, пожеланий. Санкции бывают формальные и неформальные, позитивные и негативные. Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны организации. Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение исходящее от неофициальных лиц (похвала). Социальный контроль бывает внешним и внутренним. Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов. Внутренний (самоконтроль) – индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с существующими нормами (совесть, самосознание). Существуют агенты и институты социального контроля. Агенты – это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контролирующих функций (милиция, социальные работники и др.). Институты – суд, армия, образование, трудовой коллектив, СМИ, политические партии, правительство. Таким образом, нормы и санкции взаимосвяз. и входят в систему соц. контроля. 

14. Концепция социального  плюрализма М.М.  Ковалевского

М. Ковалевский  подходил к соц-гии как к науке, а не как к концепции чел-их идеалов. Он исходит из того, что для соц-гии главное есть правда-истина. Идеи закономерного и поступат. характера истор. процесса, как и соц. преемственности, — важные стороны эволюционистской концепции К., согласно которой об-во более или менее плавно (эволюционно) переходит от одного своего состояния к др. Таким же образом происходит развитие отдел. областей обществ. жизни и разл. соц. институтов. Эволюцию гос. строя он связывал с целым рядом факторов обществ. жизни, в т.ч. с эволюцией хоз-ва и «форм эконом. быта», с развитием полит. отнош. классов и др. соц. групп, с эволюцией полит. идей и общим прогрессом культуры. Важн. роль в соц-гии К. играет историко-сравнител. метод. Сравнивая развитие народов разн. стран и эпох, м/о обнаружить некоторые общие законы их истор. эволюции Историко-сравнит. метод позволяет выявить и эти законы, и специфич. особенности в развитии разн. народов и их культур. Весьма высоко ставил К. психологич. школу в соц-гии. Он рассматривал подражание как органич. проявление личностной и соц. психологии людей и потому как важн.фактор их обществ. жизни. Он считал, что «основы соц-гии не м/т лежать вне психологии». Положит. отнош. к многим социологич. направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи м/у ними, готовность применять их уче­ния при анализе тех или иных обществ. явлений — еще одно проявление социологич. плюрализма К. Кажд. направление в соц-гии по-своему показывает значение тех или иных факторов в развитии об-ва, будь то биологич., демограф., эконом., полит. или психолог.фактор. Исходя до основных установок социологич. плюрализма К. разрабатывал теорию обществ. прогресса. В своей теории обществ. прогресса К. исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. 

15. Бюрократия как соц. слой

Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного  субъекта реформ. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать  прямое влияние на процессы реформирования. Верхний слой составляет примерно 0,5 % всего российского общества. Также сюда можно включить так называемых «новых русских», которые составляю примерно 4,5 % общества.

В верхний слой входит верхушка государственной бюрократии, большая часть генералитета, крупные  землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин — меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования — весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т. е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Материальное положение этого слоя не просто выше, оно качественно отличается от положения других. 
 
 

16. Опрос как метод  социологического  исследования. Виды  опроса. Возможности  и ограничения  опросного метода. Социологический опрос — этометодсборапервичнойсоциологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросамик определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.Его основное назначение состоит в получении социологической информации осостоянииобщественного,группового,коллективногои индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин. Во-первых,заметодомсоциологическогоопросастоитбольшая историческая традиция, во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой, в-третьих,методопросаобладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека. В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных исследований. В-пятых,метод социологического опроса весьмаудобенприколичественнойобработке полученной с его помощью социологической информации. 

17. Семья как соц институт.

Семья — самый  древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

малая группа людей,объединяет этих людей — отношения брака  или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),семья, как соц. институт выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, возникший позже и институт развода. Семье в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными и расширенными.

Информация о работе Шпаргалки по социологии