Шпаргалки по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Содержание

1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

1.Социология  как наука. Объект  и предмет социологии.

Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное  общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.

Ценностно-ориентирующая  человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирования. 

2 Функции социологического  знания

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования. 1.Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие

закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование. 2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления

социального контроля над процессами, происходящими в  обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей. 3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности

социологии для  проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.

4.Прогностическая  – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает  прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах. 5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в

интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и предпочтения в обществе. 6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества. 7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др. 

3. Нация как социально-  этническая общность

Нация – социокультурн  общность людей, сложивш исторически  и характеризуемая терр-хоз и  историко-культурн единством, осознаваемое индивидами и составляющ ядро духовн жизни, традиций, психологии. Нация объедин все соц, экон, пол классы => ее нельзя рассматрив наряду с классом, общностью и другими соц еденицами. Этнич черты – историч память, культура, ценности. 3 этапа: племена->народности->нации. Этнос отраж нац самосознание. Уровни в психологич структуре личности: 1)эгоцентрическ 2)группоцентрическ 3)универсально-гуманистическ. Нац психология – историч сформировшаяся совокупн устойчив, характерн д/данн нац общности чувственн, эмоцион св-в и способов восприят мира, форм реакции на него. Проблема в том, чтобы понять, как вся ист народа, его общ строй, среда обитан, культура etc отраз на психологии и характере всего нар и как эти св-ва интегрир в психике индивида. (Русск – персонификац власти, долготерпение, 

4. Г.Спенсер и его  органическая теория  общества. Герберт Спенсер (1820-1903)

Суть органической теории общетсва закл в том, что оно  рассм. Как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согл этой теории, все стороны общ. жизни органично связаны между собой и не могутфункц. Вне данной связи. Только в рамках целостного соц-природного организма проявляются подлинное значение любого соц института и соц роль каждого субъекта. Он рассм общество как организм, развив по естеств, главным образом биологическим, законам. Онуподобил общество живому биолог. Организму, обосновывая такой подход с помощью след. Док-в:1. как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2. те и другие усложняются;3. их части приходят во все большую зав-ть друг от друга; 4. те и др продолжают жить как целые, хотя сост их единицы постоянно появляются и исчезают. Можно заметить что сиситема приводимых док-в сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. Далее можно привести примеры. 

5. Социологическая  концепция Э. Дюркгейма. 

Эмиль Дюркгейм продолжил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармонировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий индивидов, соц. групп и соответствующих соц. институтов. Д. был сторонником разработки науч. метода в социологии, заключающегося в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода социологии - есть наука о соц. фактах, под которыми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдел. индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившимися опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усвоить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное существование по отнош. к отдел. индивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. существа, развитие и деят-ть которого проходят под определяющим воздействием на него соц. норм и предписаний. У соц. фактов об­щая дух. природа и сущность. Все они — проявления групп. или массового сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 К. Маркса и  Ф. Энгельса. Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и инсти­тутов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе? 1) Одним из важнейших принципов исторического материализма - признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями. 2) принцип детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.3 поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. 4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей. 5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов

7. Современная западная  социология: основные западные направленияСовр Зап Соц (СЗС)- чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Одни из наиболее плодотворных вариантов классификации совр соц направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет 4 основных направления. Первый подход и вытекающая из него социолог традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, кот возвыш над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К ней относяться прежде всего школа структурно-функц анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную соц теорию. Сюда относят такие направления, как символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми походами. Это теория действия, теория обмена. Основатель Сорокин. Четвертый подход – марксистский. Он схож с первым, однако здесь преполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.

8.Субъективный  метод в социологии  русского народничества.  П. Лавров, Н. Михайловский.Заметное влияние на становление и развитие общ-ной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представит были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деят-сти личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития. Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным». Солидарность -это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и Деятельности людей. Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. Основным двигателем истории, по мнению Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составл передовую часть интеллигенции. Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен, так как он не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Михайловский придерживался мнению о существовании правды-истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. Можно указать на 2 основные стороны субъективного метода в социологии. С 1-ой стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которых говорил Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующее те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т. е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Оба этих мыслителя, выдающиеся представители русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли в России. 

9. Социология в системе  гуманитарных наук.

Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки  с основополагающими принципами  понимания мира. По философии  - это единое мировоззрение с  высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей. Социология изучает современное  общество - in fuctum. История - все общество  на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика,  право, психология, педагогика, демография  и т.д. Социология дает этим  наукам научно-обоснованную теорию  о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.  

10. Социология «легального  марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).

Это теоретическое  и идеологическое течение конца XIX - начала ХХ явилось выражением либеральной  буржуазной мысли. Легальные марксисты обосновали характер развития в России капиталистического способа производства и связанной с ним технической, экономической и духовной культуры, все это они рассматривали как прогрессивный процесс, а для доказательства прибегали к марксистской теории. В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о характере действия объективных экономических законов. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Оба этих социолога и экономиста выступали на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии. В дальнейшем в работах они уже не настаивают положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму, они все более критически оценивают учение Маркса, его материалистическое понимание истории и экономическую теорию.

Информация о работе Шпаргалки по социологии