Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 178.77 Кб (Скачать)

Законодательные методы, в отличии от административных, основаны не на директивном, а на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. При этом если административные методы имеют локальный характер (они распространяются только в пределах конкретного учреждения),то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны.

Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. При этом на каждом уровне управления используются свои средства воздействия. Так, на индивидуальном уровне используются различные системы оплаты труда, премирования, возможности использования общественных фондов и т.п. На уровне подразделений и предприятий используются различные формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы, штрафы, нормы отчислений, нормы образования фондов (зарплаты, материального поощрения),налоги, кредитные ставки и т.п. На государственном уровне используются различные формы регулирования предпринимательской деятельности путем владения контрольным пакетом акций, контроль за размещением и строительством предприятий, контроль за качеством продукции, выдача лицензий, антимонопольный контроль, контроль за ценами, налоги и налоговые льготы, контроль за соблюдением трудового и социального законодательства, финансовая помощь (дотации, инвестиции, государственные капитальные вложения).

Методы мотивации  действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных  стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких  результатов в своей работе.

Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями, которые, согласно А.Маслоу, делятся на:

Физиологические потребности, необходимые для выживания. Они  включают потребности в еде, воде, жилье и отдыхе.

Потребности в безопасности, включающие потребности в защите от физических и психологических  опасностей со стороны окружающего  мира и уверенности в том, что  физиологические будут удовлетворены  в будущем.

Социальные потребности, т.е. потребности принадлежать к  определенной социальной группе, быть полезной для нее, чувствовать взаимность и поддержку.

Потребности в уважении, включающие уважение личных достижений, компетентности, общественном признании.

Потребности самовыражения, т.е.потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Указанные потребности  образуют иерархическую структуру, показывающую, что для удовлетворения потребностей более высокого уровня (например, потребности в уважении) необходимо сначала удовлетворить  потребности более низких уровней (физиологические, потребности в  безопасности, социальные).

Если руководитель знает потребности своих подчиненных, то используя иерархию потребностей, он может мотивировать их строго индивидуально, ориентируясь на их потребности более  высокого уровня.

Социально-психологические  методы основаны на моральном воздействии  коллектива на своих членов. Каждый человек испытывает на себе воздействие  не только со стороны своего начальства и офицальных законов, но также со стороны неформальных лидеров, друзей и врагов, неформальных законов, незримо действующих в любых коллективах. Методы направлены формирование новых духовных ценностей или укрепление старых. Они включают меры воспитания, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и индивидуальных потребностей человека. Руководители должны не только хорошо знать индивидуальные потребности своих подчиненных, мотивируя их соответствующим образом, но и уметь формировать и искусно поддерживать в них соответствующий образ организации с ее целями и задачами, с которыми коллектив организации должен успешно справиться.

  Функции социального  управления 

Начиная с античных времен, представление о социальном управлении и его функциях неоднократно изменялось и не утвердилось вплоть до настоящего времени.

Еще в античные времена  Аристотель в качестве основных функции  государственного «правления» рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.

Основатели менеджмента  совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники. В частности, Анри Файоль пишет:» Я предлагаю следующее определение: управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть – означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – означает строить двойной – материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – означает заставлять персонал надлежаще работать; координировать – означает связывать, объединять, гармонизовать все действия и все усилия; контролировать – означает заботиться о том,чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Как видим, указанные  функции существенно отличаются от законодательной, исполнительной и  судебной функций. Это отличие объясняют обычно различием управляемых объектов (общество и фирма). В таком случае получается, что функции управления не являются универсальными, так как зависят от вида рассматриваемой организации.

Необходимость выработки  универсального представления об управлении привела многих исследователей к  идее обратной связи как основе управления и надежде на кибернетику, которая  в конце 40-х и в 50-х годах  претендовала на роль универсальной  науке об управлении в обществе, живом организме и машине. Формированию кибернетического подхода к управлению во многом способствовал системный  подход (системный анализ),чрезвычайно популярный в мире в 60-70-е годы.

В конце 60-х и 70-е  годы в России под влиянием идей кибернетики и системного анализа  в рамках марксистско-ленинской  философии появляется множество  теоретических работ по социальному  управлению.

Представители этого  направления исследований (В.Г.Афанасьев, Г.И.Петров, В.С.Основин, Б.М.Лазарев) понимали под социальным управлением управление обществом. При этом к функциям социального управления они относили: выработку и принятие управленческих решений, организацию (как процесс), регулирование, учет и контроль, информация (как процесс), сбор, обработка, хранение, анализ, руководство, планирование, прогнозирование, моделирование, подбор, расстановка и воспитание кадров.

Состав этих функций  включает, с одной стороны, функции  классического менеджмента (планирование, организация, регулирование, контроль, прогнозирование),а с другой – функции управления кибернетических систем (моделирование, информацию, выработку и принятие управленческих решений).

Менеджмент не только расширяет сферу своего влияния, расширяется и состав его функций. Различные авторы вносили и продолжают до сих пор вносить свои коррективы в перечень классических функций, добавляя к нему новые функции (целеполагание, принятие решений, подбор персонала, мотивация, согласование, учет, анализ и др.). Фактически почти в каждой публикации по управлению содержался список управленческих функций, который хоть немного, но отличался от других подобных списков.

В 90-ом году Р. Томпсон, проанализировавший множество публикаций на эту тему, пришел к выводу, что  для современной деловой организации  характерны следующие функции управления:

- интеграция деятельности членов организации;

- взаимодействие – формирование и поддержание контактов;

- восприятие, фильтрование и распространение информации;

- распределение ресурсов;

- предупреждение нарушений и управление текучестью кадров;

- ведение переговоров;

- проведение инноваций;

- планирование;

- контроль и направление деятельности подчиненных.

Как видим, перечень функций управления значительно  расширился по сравнению с первоначальным. Однако, прошло совсем немного времени как опять пришлось пересматривать список функций управления в сторону его расширения. Так, многие авторы стали относить к функциям управления функции стратегического управления, управления кадрами, ресурсами, маркетингом, финансами, рисками, инновациями и др.

Исходя из принятого  нами представления об организации  как устойчивой социальной целостности, решающей свои проблемы, следует, что  любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений.

Указанные функции  впервые обнаружены, по-видимому, С.Янгом, а затем уточнялись И.Ансофом и другими авторами. Они образуют единый комплекс, поэтому их иногда называют функциями управления проблемами.

Следует при этом заметить, что данные авторы исходят  из рационалистической (целевой) модели организации, поэтому проблемы они  понимают как отклонения от целей  организации, а не от социальных норм.

Исходя из рассмотренных  в предыдущем разделе управленческих средств решения социальных проблем, следует, что к функциям социального  управления следует, помимо функций  управления проблемами, отнести также  функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного  регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента. Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

Структурное регулирование  означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных  организаций и предусматривает  разработку и внедрение новых  организационных систем, изменение  старых систем.

Ценностное регулирование  заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая  социальные нормы организации с  целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает  закрепление или запрещение тех  или иных социальных (социокультурных) ценностей

Управление инновациями  заключается в разработке и внедрении  собственных инноваций, или использовании  «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает  закрепление и запрещение тех  или иных инноваций.

Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе. Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений. 

28. Стили управления.

Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленческой деятельности.Стили управления, определяемые личностью руководителя: авторитарный, либеральный, демократический.  
Авторитарный стиль 
— сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми. Характеризуется высокой требовательностью, единоначалием, личным контролем за ходом производственного процесса, использованием методов принуждения. Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.  
Либеральный стиль — сосредоточение на человеке, стиль невмешательства в дела подчиненных, безынициативность, ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко поддается мнению других ( влиянию ), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных. Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.  
Демократический стиль — считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений; система контроля включает в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность. Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.  
Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство. 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"