Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 178.77 Кб (Скачать)

  Игровая стадия. В этот период у ребенка  настолько развились абстрактные  представления, что он может подменить  реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Поэтому эту  стадию Дж. Мид назвал также стадией ролевых игр.

  Стадия  коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя  в футбол и получив мяч, мальчик  может идти в обводку, дать пас, ударить  по воротам – все действия соответствуют  роли нападающего. Выбор определенного  действия полностью социален: ребенок  исходит из своего положения и  игровой ситуации (положения партнеров, противников и т. д.). Структура сформировавшийся личности (по Дж. Миду) состоит из двух компонентов: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» – это отклик личности на других людей и общество в целом. «Я – меня» – это объект самосознания, самопонимания, рефлексия на оценки других.

  Формирование  личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и  индивидуального  контроля, конформизма.

Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.

Под идентификацией социологи  понимают способ усвоения индивидом ценностей  и норм. Идентичность – это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто  определяют идентичность по признаку социального  положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала  идентифицируют нас  по внешнему виду, а  уже потом по качествам  характера.

Социальный  контроль (стыд) – оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.

Индивидуальный  контроль (совесть) – внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда – внешнего, общественного контролера). 

18. Социализация личности.

Социализация  личности

  Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и  социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов  жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо  представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

  Одновременно  с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

  Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

  Если  процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется  тем сильнее, чем активнее индивид  вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – все это и есть внешние проявления процесса социализации.

  Отличия социализации от формирования заключаются  в следующем:

  социализация  изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые  ценностные ориентации;

  социализация  дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального  поведения;

  формирование  личности создает внутреннюю психологическую  установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя  эти социальные действия, делает всю  установку более гибкой.

  Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе  выделяются три типа социализации:

  дотрудовая (детство, школа, вуз);

  трудовая (работа на производстве);

  послетрудовая (на пенсии).

  Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно  раскрывала сущность социализации в  детстве и неадекватно рассматривала  положение пенсионеров.

  Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два  качественно различных периода:

  первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности;

  вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.

  Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают  социальные механизмы имитации и  идентификации, социального и индивидуального  контроля, конформизма. На них накладывают  свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые  различия людей.

  Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко  относятся к власти авторитета. Они  учат своих детей осмысливать  факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности  к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в  основном заняты физическим трудом и  работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

  Национальные  различия, национальные ценности и  нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности. 

19. Сущность социального отклонения и причины его распространения в обществе.

Термин "социальное отклонение" обозначает поведение  индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими  нарушаются. Социальные отклонения могут  принимать самые разные формы. Преступники  из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это  люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют,девианты.

В простых обществах  с небольшим числом членов и несложной  структурой норм отклоняющееся поведение  легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого  поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения  существования какого-либо социального  отклонения можно проиллюстрировать  на таком примере: если большинство подростков в социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение - у преступников или непреступников? В связи со многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее.

Культурные  и психические  отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

Индивидуальные  и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. 

Можно различать два  идеальных типа отклонений:

1. индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2. групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведеие члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре. 

20. Формы девиантного поведения и пути их преодоления.

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

Девиации могут  проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано  со слабостью и противоречивостью  соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

ВИДЫ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать  следующие основные виды девиантного поведения.

1.    Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2.    Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3.    Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков). 

21. Социальная  и стратификация структура общества.

Социальная  структура общества

Естественное  и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.

Социальная  структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собойстепенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия.

Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.  
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.  
      В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.  
      Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.  
      Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.  
      Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.  
      Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст. 

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"