Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 178.77 Кб (Скачать)

Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным[3].

При анализе в  один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей.

Социологический эксперимент

Эксперимент надо понимать в двух значениях как:

1) Средство приращения  новых знаний, и тогда он выступает  методом познания фундаментальной  науки;

2) Способ изменения  социальной действительности, опробования  передовой идеи, опыта, программы,  и тогда он относится к сфере  прикладной науки. В данной  главе речь пойдет о фундаментальном  эксперименте, а специфику прикладного  социального эксперимента мы  рассмотрим в заключительном  разделе.

Без всяких преувеличений  научное наблюдение -- «экологически чистый» метод познания. В нем практикуется щадящий режим по отношению к объекту познания.

Эксперимент -- совсем другое дело. Здесь изучается искусственно созданная ситуация, которая в природе либо не встречается вовсе, либо не встречается в чистом виде. Если экспериментальная ситуация начинает походить на естественную -- все, тушите свет в лаборатории, начинайте все сызнова.

Эксперимент (от лат. experimentum -- проба, опыт) -- исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определенном порядке изменять другие характеристики.

Эксперимент сформировался  и существует как метод проверки гипотезы, основанной на теоретических  представлениях о связи между  характеристиками изучаемого явления. В методологическом плане первым этапом считают теоретический анализ объекта исследования, вторым -- формирование гипотезы о наличии, характере или  направлении связей между переменными, третьим -- разделение переменных на зависимые и независимые. Выделение экспериментальных переменных -- это результат предварительного теоретического анализа объекта. Те из них, на которые направлено воздействие исследователя, называются контролируемыми и независимыми. После этого начинается методическая часть эксперимента. Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создают две группы -- экспериментальную и контрольную.

Основная цель экспериментального метода -- проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Как разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

Экспериментальный метод предназначен для получения  информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, для достижения нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В  отличие от наблюдения в эксперименте не только получают описательную информацию, но дают объяснение связей, отношений, процессов.

Предмет эксперимента -- отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение.

Переменные в эксперименте - контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основными переменными являются независимые и зависимые. Независимая переменная - фактор, изменяемый исследователем и вводимый им в деятельность экспериментальной группы. Это относительно самостоятельный, устойчивый, существенный фактор, оказывающий влияние на состояние объекта. Зависимая переменная -фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной. Переменные представляют категории анализа в эксперименте и, так же, как категории анализа, отображаются в виде эмпирических показателей.

Экспериментальная ситуация - совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Они могут быть полевыми и лабораторными. Уникальность научного эксперимента кроется в его способности создать исключительные условия для того, чтобы ученые могли «проиграть» определенную ситуацию, получив в итоге очень ценную информацию о социальном явлении.

Использование результатов социологического исследования

Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает возможность их широкого применения в практике управленческой деятельности, так как уже в процессе объяснения социологических данных начинает у исследователя складываться единая количественно-качественная оценка ключевых сторон изучаемого явления, постепенно вырисовываются те конкретные пути и средства, с помощью которых они могут быть «развязаны». Более детальное обоснование эти средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки практических рекомендаций в соответствии с ними. Цель использования результатов социологических исследований продиктована поиском пути и форм решения социальной проблемы. Другими словами, если осуществление самого исследования можно трактовать как определенную систему научно-исследовательских процедур, направленных на получение достоверной информации, и разработку на ее основе практических рекомендаций, то использование результатов этого исследования будет представлять процесс реализации тех научно обоснованных мер, которые содержатся в данных рекомендациях. 

37. Социальное управление и социальный контроль.

(ВОПРОС  № 27)

Социальное управление (или, просто, управление),в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму.

Социальный  контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы  социального контроля

Выделяют три типа процессов социального контроля:

- процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;

- процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

- процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.

Социальные санкции: формализованные и неформализованные. 
Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами. 
Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.

Важным опосредствующим  звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два  метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).

(ВОПРОС  № 29) 

38. Основные черты современного гражданского общества. Проблемы становления его в России. 

Одна из последних развернутых характеристик гражданского общества: 

1) гражданское общество -  это человеческая общность на определенной стадии развития, включающая  добровольно  сформировавшиеся  негосударственные структуры в  экономической,  политической,  социальной и духовной сферах;

2) гражданское общество -  это  совокупность  негосударственных экономических,  политических, семейных, национальных, духовных, религиозных,  нравственных и других отношений; 

3)  гражданское общество - это сфера самоуправления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан,  огражденное законами  от  прямого  вмешательства со стороны органов государственной власти.

     В последнее  время  при анализе гражданского общества акцент делается на многообразие форм самодеятельности людей с учетом  их специфических потребностей и интересов.

     В настоящее  время во взглядах на гражданское  общество  можно выделить следующие подходы:

а) либерально-демократический, при котором свобода считается высшей ценностью, а само гражданское общество рассматривается как защитная структура индивида от государственной власти. Сторонники данного подхода  объявляют высшим идеалом независимость граждан и социальных институтов от давления государства и его органов;

б) социал-демократический  подход,  при  котором гражданское общество признается стержнем всей общественной и даже  политической жизни. Общество имеет реальные возможности формировать органы власти. При этом в целях сохранения общественного равновесия  допускается и  вмешательство  государства  в жизнь гражданского общества. Это происходит в тех случаях,  когда возникает угроза демократии со стороны экстремистских групп;

в) срединный подход,  при котором подчеркиваются три важнейших момента,  необходимых  для складывания гражданского общества:

1) свобода выбора  цели сотрудничества граждан,  2) отсутствие какой-либо системы приоритетных ценностей,  а следовательно, и системы государства,  3) отсутствие традиций навязывания людям принципов, норм, ценностей демократизации гражданского общества.

     Современное гражданское общество имеет следующую  структуру:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

     Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга.

     Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные  и правовые отношения, мораль, а также  не опосредованные государством политические отношения между индивидами как  первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском  обществе в отличие от государственных  структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными  партнерами.

     Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление  о нем лишь с позиции его  противопоставления государственной  власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в  современной, общедемократической  концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном  единстве могут быть определены как  современное гражданское общество.

     С гражданским  обществом в России дело обстояло сложнее, чем не только на Западе, но и во многих странах Востока. По характеру  доминирующей роли государства Россия была ближе к восточному типу обществ, но в России эта роль в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин была выражена еще рельефнее. Государство выступало  по большей части основным инициатором  формирования общественных институтов, и это накладывало отпечаток  на все отношения - хозяйственные, социальные, культурные, не говоря уже о политических. Самодеятельность снизу ограничивалась. Общество сдавливалось налоговым прессом, из него выкачивался для государственных нужд не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. Отсюда слабое развитие городов, торговли, предпринимательства. Отсюда зыбкость права и отношений собственности. Отсюда ригидность политической системы, лишенной обратной связи. Отсюда, наконец, бедность и неустроенность быта большинства населения и консерватизм культурных ценностей.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"