Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 178.77 Кб (Скачать)

Одним из основателей  современного структурализма считается  французский социолог Клод Леви-Стросс. Он специализировался на изучении первобытных американских обществ в бассейне Амазонки. Метод, который он применяет в своих исследованиях, заключается в анализе структур мышления и социальных отношений: правил брака, степеней родства, мифологий, тотемов (запретов), ритуалов, масок, норм обмена товарами, информацией и т. д. Классифицируя эти структуры, он определяет место каждой в социальной структуре общества. Таким образом, появляется возможность сравнивать различные общества по их социальным структурам. Другие представители современного европейского структурализма – Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Деррида – особое значение уделяют анализу языка. Через изучение его структур они пытаются выявить бессознательные структуры человеческой психики: желания, побуждения, стремления, определяющие социальное поведение людей. Структуралистский анализ языка определенных социальных групп дает возможность понять их образ жизни, который зависит от «символической собственности», т. е. права, различного для каждой группы, говорить, высказываться об определенных проблемах.

Разновидностью структурного подхода является анализ социальных сетей, т. е. описание и рассмотрение в ходе социального взаимодействия связей различной плотности и интенсивности индивидов и групп, структура которых и образует социальные сети. Поведение индивида (или группы) объясняется из положения его (или ее) в социальной сети (нормативно-ценностный аспект культурной структуры не учитывается). Для более точного и объективного анализа используется математическое моделирование социальных сетей (работы П. Холланд, Х. Уайт и др.). 

13. Функциональный и структурно-функциональный подход в социологии.

Функциональный  анализ

Термин «функция»  означает «исполнение». В социальной системе функция означает исполнение ролей определенную деятельность, выполняемую  элементами в интересах системы.

Сущность функционального анализа заключается в выделении элементов социального взаимодействия и определении их роли и значения, т. е. функции.

Основы функционального  анализа были заложены Г. Спенсером, который, как нам известно, представлял  человеческое общество как аналог живого организма, каждая часть которого выполняет  свою роль в интересах всей системы (органицизм).

Эти идеи развивали  Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и А. Радк-лиф-Браун.

Р. Мертон сформулировал  три постулата функционализма:

постулат функционального  единства общества, означающий согласованность  функционирования всех его частей;

постулат универсального функционализма, который означает полезность для общества происходящих в нем  социальных явлений и процессов;

постулат функциональной необходимости, означающий, что в  обществе имеют место только необходимые  ему функциональные социальные факты.

Из этих постулатов вытекает, что все происходящие в  обществе социальные явления должны быть функциональны, т. е. способствовать его выживанию, адаптации к окружающей среде. То, что не способствует приспособлению и развитию общества, не дает функционального результата, является бесполезным, нефункциональным («дисфункция») и постепенно отмирает.

Отсюда вытекает метод функционального анализа: исследование баланса функций и  дисфункций, определение, какими явлениями  могут быть заменены данные функционирующие  социальные факты, какие явления  выполняют одинаковые функциональные эквиваленты, а какие – разные социальные функции и т. д.

Функциональный анализ, объясняя социальное поведение личности, так же как и структурный, пытается решить противоречие между индивидом  и обществом, но делает это своеобразным способом.

Р. Мертон ввел понятие  явных и латентных (скрытых) функций. Явная функция – это следствие  поступка, которое вызвано намеренно  и признается окружающими таковым. Латентная функция – это действие, которое индивид не намеревался  произвести и о результате которого он и не догадывался. Это действие может быть функциональным или дисфункциональным. Таким способом функционалистам удается избежать очевидного несоответствия, заключающегося в том, что все поступки, совершаемые в своих интересах индивидами, должны быть функциональны для общества (иначе сами индивиды окажутся дисфункциональны).

Недостатком функционального  анализа является то, что считается  главным преимуществом структурного подхода, – неясность, расплывчатость статической конструкции общества, неточность места, положения конкретной личности, группы в социальной структуре общества. Кроме того, аналогия общества с организмом имеет довольно значительные недостатки, заключающиеся в том, что связи в обществе не чисто материальные, а смысловые, культурно-информационные; общества состоят из автономных индивидов, которые используют его в том числе для своих целей, а не только для общественного блага; общества имеют гораздо менее четкие границы, чем органы организма, и поэтому их функции менее взаимосвязаны.

В то же время функциональный анализ помогает преодолеть главный недостаток структурного подхода: сложность описания и изучения социальной динамики, социальных процессов. 

Структурно-функциональный анализ

Мы намеренно представили  Р. Мертона как сторонника и структурного, и функционального подходов. Действительно, в 1949 г. он опубликовал работу «Парадигмы для функционального анализа» и явился миру социальных наук как последовательный приверженец функционализма. Но в 1975-м он написал книгу «Структурный анализ в социологии» и предстал теперь уже как структуралист. Это говорит о том, что Р. Мертон, как и многие другие современные социологи, рассматривает структурный и функциональный анализ как два метода, естественно дополняющие друг друга и друг другу не противоречащие.

Социальная жизнь  представляется сторонникам структурно-функционального  подхода как огромное множество  разнообразных, разноуровневых взаимодействий людей, их переплетение и взаимовлияние. Все социальные позиции индивидов и групп в иерархии общества, понимаемые как суммарные внешние (социальные) связи и взаимоотношения, классифицирующиеся по различным индивидуальным и групповым признакам, и называются социальной структурой общества. Она помогает определить место, социальное положение, позицию, статус и роль каждой социальной группы и личности, каждого структурного элемента.

Социальные  функции – это то, что производится, пополняется структурными элементами. В то же время они характеризуют положение, статус каждого элемента в социальной структуре.

Таким образом, разделение общественной жизни на структуры  и функции элементов становится весьма условным: то, что с одной  точки зрения определялось как структура, может быть представлено как функция, и наоборот. Например, назначение офицера  на вышестоящую должность можно  понимать как изменение его социального  статуса и как выполнение им новых  функций; его статус можно считать  набором функциональных обязанностей, а сумму его должностных обязанностей можно представить как его  положение в системе власти, как  социальный статус.

Каждая социальная система, по представлениям структурных  функционалистов, должна отвечать определенным требованиям структурной и функциональной необходимости, или так называемых структурно-функциональных императивов. Основными императивами являются:

приспособление системы  к окружающей среде (адаптация);

организация межличностного общения между его членами;

обеспечение контроля и профилактики конфликтов. 

14. Системный анализ общества.

Системный анализ. Системный подход к анализу общества явился результатом применения к социальной жизни теории систем. Одним из первых это осуществил Т. Парсонс (1902–1979). В 1951 г. он опубликовал книгу «Социальная система», в которой изложил свои взгляды на общество. Экономист по образованию, Парсонс начал свой путь в социологии как типичный функционалист. И его системный анализ общества не противоречил, а, наоборот, развивал функционализм. Общество как система, считал Парсонс, функционирует за счет социальных действий индивидов. Общество хоть и имеет свою структуру, но его суть – жизнь в процессе, в развитии.

Социальную структуру  общества, по Парсонсу, составляют личности, играющие объективные роли, и группы со своими групповыми ролями. Те и другие интегрируются системой экономической и системой культурной ориентации. Эти интегрирующие системы создают ценностные ориентации и стереотипы поведения, ограничивающие личные интересы; формируют позитивные функции индивидов и групп.

Эту социальную структуру  общества трудно отделить от процесса его развития. Социальная система  Парсонса – это общество в развитии, одновременно его статика и динамика.

Чтобы такое динамическое общество было устойчивым, необходимы принимаемые большинством системы  ценностей, единая мотивация поведения  людей. Даже при наличии социального  неравенства и противоречий ориентирующие  и интегрирующие структуры (групповые  мотивации, экономические и культурные ценности) позволяют удержать социальную систему от кризисов.

Системный подход к  анализу общества оказал плодотворное воздействие на развитие современной  социологической теории, помог глубже понять социальные процессы и сущность социальных кризисов.

В то же время недостатком  системного анализа, как и всего  объективного подходаи, является потеря «живого человека». Действительно, при структурно-функциональном и системном подходе общество представляется не состоящим из личностей, а построенным из абстрактных конструкций, структур. В такой модели общества не могут проявиться субъективные качества конкретной личности, ее деятельность схематизирована, упрощена.

Объективный подход лучше применим к крупным социальным образованиям: большим группам, обществу в целом. С уменьшением размеров групп, а следовательно, с увеличением влияния субъективного фактора неточность исследований возрастает, виднее становится неадекватность объективистской модели, несоразмерность ее с конкретной личностью. 

15. Символический интеракционизм в социологии. Феноменологический анализ личности и общества.

Символический интеракционизм

Это направление  социологической мысли опирается  на труды американских социологов Джорджа  Мида (1863–1931) и Чарльза Кули (1864–1929), творивших в первой трети XX в. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот учеником Дж. Мида Гербертом Блумером в 1937 г.

Центральное понятие  социологической теории Дж. Мида – межиндивидуальное взаимодействие. Именно совокупность всех взаимодействий и создает общество. Начальной фазой межиндивидуального взаимодействия выступает жест или слово. Если взаимодействующие индивиды уже имеют опыт общения, то жест (или слово) вызывает у всех вступающих во взаимодействие одинаковый отклик, т. е. жест (слово) становится символом.

Символический интеракционизм – это взаимодействие индивидов с помощью символов, это понимание общества как суммы взаимодействий взаимодействующих индвидов.

Ч. Кули взаимодействие людей считал производным от их представлений  друг о друге. Общество, состоящее  из суммы личных и групповых взаимодействий, будет не социальной реальностью, а  как бы совокупностью представлений  об этой реальности, т. е. о людях, их связях, предметах реального мира и т. д.

Эти идеи развивал Г. Блумер (1900-?). Он утверждал, что индивид, наделяя окружающих людей и объекты смыслом, таким образом творит мир. Для него мир таков, каким он его себе представляет. Отсюда следует, что социальное действие – это скорее конструирование, чем реакция, отклик на стимулы внешнего мира.

Общество для Г. Блумера не объективная реальная структура, где человеку подобает знать свое место (как у Т. Парсонса, например), а постоянный процесс взаимодействий между конструктивно творящими индивидами. Эти индивиды, взаимодействуя, создают ситуации. От того, как они интерпретируют эти ситуации, и зависят их индивидуальные или коллективные действия (а не от того, что какие-то внешние социальные силы вызывают определенное поведение индивидов).

Как видим, в символическом интерационизме личность не только не теряется, а более того – приобретает самодовлеющие значение. Мир, создаваемый представлениями людей, взаимодействие на основе символов носит субъективный характер. А социальное действие индивида полностью зависит от его представлений о реальном мире, а не от действительного положения вещей.

Среди современных  представителей интеракционизма наиболее известны Ч. Моррис, И. Гоффман, М. Бубер.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"