Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Работа содержит 1 файл

социология шпора полная 1.docx

— 97.68 Кб (Скачать)

Основное назначение метода – диагностика состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. Метод предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии / неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы (лидер, изолированный, отверженный).

Объектом социометрического опроса выступает малая (контактная) социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы.

Предмет социометрического опроса – это, во-первых, во-первых, социометрическая структура группы, а во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы.

Интерперсональные выборы изучаются на двух уровнях:

·                     поведенческий

·                     вербально-прожективный

На поведенческом уровне наблюдаем  поведение индивидов в каких-либо ситуациях и регистрируем данные своих наблюдений.

На вербально-прожктивном с помощью опроса, специальной анкеты выясняются желательные, предпочтительные типы отношений между индивидами.

6 правил социометрии:

·                     границы группы четко обозначены

·                     индивиды имеют неограниченное число выборов

·                     индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия

·                     результаты должны быть в последствии обязательно использованы для того, чтобы реконструировать группу

·                     все выборы членами группы должны делаться самостоятельно

·                     вопросы должны формулироваться таким образом, чтоб они были в равной степени понятные всеми членами группы     

Нормальное число – 12, максимальное – 25.

 

12. Конфликт как особая  сторона социальных противоречий, его сущность, виды и способы  разрешения

Социальный конфликт –  это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

Структура конфликта

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный  динамический процесс, включающий следующие  основные стадии:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет  ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

Виды конфликтов:    

1. Внутриличностные конфликты. Чаще всего этот вид конфликтов возникает в ситуациях, когда желания и личные потребности человека входят в диссонанс с его сознательными целями или правилами, принятыми в социуме.  
2.    Индивидуально-групповые конфликты. Чаще всего такие конфликты носят психологический характер и определяются различными ценностными структурами, принятыми у сторон конфликта. То, что для одного человека априорно ценно и обязательно, для другого может ценностью не являться или являться антиценнностью.  
Одной из разновидностей индивидуально-групповых конфликтов можно считать конфликт, возникающий между одним из членов группы и другими членами этой группы (это может быть семья, трудовой коллектив, другая долговременная или краткосрочно образовавшаяся социальная группа). Причиной таких конфликтов является не соответствие личности негласным правилам, принятым в данной группе или несогласие группы с решениями, принимаемыми конфликтной личностью (в последнем случае это может быть ситуация начальника и подчинённых).  
3.    Межличностные конфликты. Этот вид конфликтов, наряду с внутриличностным, является наиболее распространённым, а, поскольку внутриличностные чаще всего остаются незамеченными окружающими, во всяком случае, у социализированных личностей, то межличностные конфликты можно с уверенностью назвать самыми часто встречающимися.  
4.    Межгрупповые конфликты. Это могут быть конфликты между структурными подразделениями на предприятии, различными организациями, например, не выполняющими своевременно свои обязательства. Кроме того, в различных социальных группах нередки межгрупповые конфликты, которые проявляются между формальными и неформальными группами.  
5.    Отдельно следует выделить конфликты на профессиональной почве или, как их ещё нередко называют, производственные конфликты. Здесь выделяют несколько подвидов конфликтов: организационные (они могут быть как межличностные, так и межгрупповые или индивидуально-групповые), иерархические (конфликты подчинённости или несогласия с решениями вышестоящей инстанции), межфункциональные (например, связанные с принятием решения по использованию той или иной технологии для реализации проекта), формально-неформальные. Последний подвид конфликтов характерен в том случае, если сотрудников предприятия связывают не только профессиональные, но и личностные (родственные, дружеские) связи.

 

Разрешение социального  конфликта возможно лишь при изменении  конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем  изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Стратегия выхода из конфликта  представляет собой основную линию  поведения оппонента во время  решения конфликта.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление  или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных  факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень  нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность  решаемой проблемы, продолжительность  конфликта.

Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь  ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая - меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"